Введение
I КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС
КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 История становления и развития Конституционного контроля в Российской Федерации
1.2 Место Конституционного Суда Российской Федерации в системе органов государственной власти
II ПРАВОВОЙ СТАТУС КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Порядок формирования, структура и организация деятельности Конституционного Суда Российской Федерации
2.2 Организация работы и аппарат Конституционного Суда Российской Федерации
2.3 Полномочия Конституционного суда Российской Федерации
Заключение
Список использованных источников
Понятие конституционности используется как для оценки политического режима в целом, так и для оценки конкретных ситуаций и действий государственных органов, особенно высших, а также партий и других общественных объединений. Особое место занимает вопрос о конституционности законов и иных правовых актов, то есть об их соответствии Конституции, имеющей высшую юридическую силу.[1]
В Конституции Российской Федерации 1993 года говорится об обязанности всех государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц и граждан соблюдать Конституцию. Особо оговорено, что принятые в Российской Федерации законы и иные правовые акты не должны противоречить Конституции. Функции контроля за конституционностью законов возложены на Конституционный Суд Российской Федерации. Отсюда очевидна важность выбранной темы, ее теоретический и практический смысл. Конституционный Суд был создан и действует с целью защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации, то есть соблюдения и гарантирования провозглашенных основных политических и правовых ценностей. и гарантируется Конституцией.
Актуальность исследования института конституционного контроля в России предопределяет сложный характер государственного устройства России, что предопределило наличие двух уровней в системе государственных органов, включая органы конституционного контроля, и в системе законодательства, где вместе взятых с федеральными нормативными актами действуют акты субъектов федерации. Проблемы коллизий между федеральным и субъектными законами, а также внутренние конфликты, которые, к сожалению, не редкость в условиях российского многонационального государства, не могут быть решены без использования механизма конституционного контроля.1[2]
Степень научной разработанности данной темы довольно велика. В своих работах ее касались А. Бланкенагель «Детство, отрочество, юность Конституционного суда», Ж. Овсепян «Судебный конституционный контроль в Российской Федерации: проблемы деполитизации», Г. Гаджиев «Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации как источник конституционного права» и другие.
Целью курсовой работы является анализ конституционного судопроизводства в судебной системе Российской Федерации.
В задачи работы входит:
– изучение порядка и оснований деятельности Конституционного суда в судебной системе Российской Федерации;
– анализ конституционного судопроизводства в Российской Федерации.
Объект исследования - Конституционный Суд России как гарант прав и свобод человека.
Предмет исследования - специфика правового регулирования судебной власти Конституционным трибуналом.
Теоретическую основу курсовой работы составляют труды, посвященные вопросам правового статуса Конституционного Суда Российской Федерации в системе органов государственного управления, проблемам конституционного правосудия, а также перспективам развития Конституционного Суда Российской Федерации таких авторов, как Гаджиев Г.А., Баглай М.В., Будаев К.В., и других.
Структура курсовой работы обусловлена целью, задачами, предметом и объектом исследования. Работа состоит из введения, двух глав, в которых последовательно раскрываются вопросы истории Конституционного Суда России, его полномочия, структура и организация деятельности.
I КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 История становления и развития Конституционного контроля в Российской Федерации
Проблема конституционного контроля в нашей стране впервые возникла после образования СССР, когда возникла необходимость преодоления разногласий и противоречий в законодательстве профсоюзных республик.
В период до перестройки таких институтов в Советском Союзе не существовало, так как считалось, что для контроля за соблюдением Конституции достаточно Президиума Верховного Совета СССР. Советская юридическая наука дружно критиковала западное конституционное правосудие за защиту интересов буржуазии и вмешательство в прерогативы законодателя. Идея создания специализированного органа, отвечающего за соблюдение основного закона страны, принадлежит М.С. Горбачев. Именно он предложил создать Комитет конституционного надзора СССР. Юридически эта идея была воплощена 1 декабря 1988 года, когда были внесены изменения и дополнения в статью 125 Конституции СССР.1[3]
Установлено, что Комитет по конституционному надзору (ККН СССР) будет состоять из 23 высококвалифицированных специалистов - юристов и политологов; в него войдут представители каждой из 15 союзных республик; ЦКС СССР избирается Съездом народных депутатов СССР. 21-23 декабря 1989 г. II съезд народных депутатов СССР принял закон «О конституционном надзоре в СССР» и избрал президента ККН и его заместителей: Алексеева С.С. и Лазарев Б.М. Комитет по конституционному надзору СССР должен проверять конституционность не только законов СССР, но и законопроектов, а также актов Генерального прокурора СССР, Главного арбитра государства СССР и ряда других нормативных актов.
В декабре 1991 года Комитет по пересмотру Конституции СССР прекратил свое существование по собственной инициативе. 15 декабря 1990 г. в Конституции РСФСР впервые упоминается Конституционный суд.1[4]
Вскоре после принятия новой Конституции Российской Федерации на ее основе был принят Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 года, в отношении которого действовал предыдущий Закон РСФСР «О суде». Конституция РСФСР утратила силу. Новый Закон внес существенные изменения в юрисдикцию и структуру Суда: максимальный возраст судьи установлен на уровне 70 лет, полномочия судьи не ограничены определенным сроком (до 2005 года был период в 15 лет). Назначение судьи Конституционного суда на второй срок не допускается. В отличие от прежней однопалатной структуры Суда, он состоял из двух равных палат (по 9 и 10 судей в каждой). Конституционный Суд стал более независимым в организационном и финансовом плане, а также в кадровых вопросах.
Существенно изменилась юрисдикция Конституционного суда. Суд больше не может действовать по собственной инициативе, что было разрешено предыдущим Законом в порядке вынесения заключения о конституционности действий и решений Президента и ряда других высокопоставленных должностных лиц государства.2 Оценка правоприменительной практики исключена из полномочий Суда; теперь его можно исследовать только для того, чтобы понять, какое значение придается тому или иному закону в процессе его применения. Наряду с этим Конституционный Суд получил новые полномочия: право давать официальное толкование Конституции Российской Федерации, разрешать споры о подсудности между органами государственной власти и проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном случае.