Курсовая работа|Конституционное право

Курсовая Конституционный суд РФ

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2023 | Страниц: 32

Введение

1. Полномочия Конституционного Суда РФ

2. Состав и порядок образования Конституционного Суда РФ

3. Организация работы Конституционного Суда РФ

4. Аппарат Конституционного Суда РФ

Заключение

Список использованных источников

 

 

Актуальность темы исследования. В России советского периода специального федерального суда с правами конституционного хранителя не существовало, поскольку отвергалась возможность судебной проверки конституционности нормативных правовых актов. Конституционный контроль по смыслу Конституции РСФСР 1918 г. возлагался на Всероссийский съезд Советов и ВЦИК, а впоследствии в определенной мере и на Президиум ВЦИК. В соответствии со ст. 115 Конституции РСФСР 1978 г. Президиум Верховного Совета РСФСР осуществлял контроль за соблюдением Конституции РСФСР; обеспечивал соответствие конституций и законов автономных республик Конституции и законам РСФСР. КС РФ был учрежден в декабре 1990 г. КС РФ, являясь составной частью судебной власти, федеративной конституционной юстиции, в то же время во всей консолидированной системе занимает лидирующее, автономное правовое положение.

Объектом исследования в данной работе является процесс становления и развития правового статуса Конституционного Суда РФ.

Предмет исследования - находящийся в границах вышеуказанного процесса правовой статус Конституционного Суда РФ.

Цель работы: характеристика Конституционного суда Российской федерации - порядок формирования, состав, компетенции, акты.

Задачи работы:

рассмотреть полномочия Конституционного Суда РФ;

  • раскрыть состав и порядок образования Конституционного Суда РФ;
  • изучить организацию работы Конституционного Суда РФ;
  • рассмотреть аппарат Конституционного Суда РФ.

Научная новизна: любой субъект права при коллизии конституционных положений и норм другого нормативного акта обязан применять Конституцию, а не нормы противоречащего ей нормативного акта, даже если этот факт еще не установлен в рамках конституционного нормоконтроля. В целях кардинального решения указанных проблемных вопросов предлагается активно использовать институт посланий Конституционного Суда, который предусмотрен Конституцией, но в настоящее время не применяется в конституционной практике и нуждается в детальном правовом регулировании.

Под теоретической значимостью работы понимают возможность дальнейшего использования результатов научно практического исследования в конкретных отраслях знания.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов исследования на практике.

Методологической основой исследования является использование историко-правового, формально-логического, сравнительно-правового методов исследования.

Теоретическую основу составляют исследования российских специалистов в области конституционного правосудия Е.В. Колесникова, О.Н. Кряжковой, В.В. Захаровой, Л.В. Лазарева и других.

Нормативную базу исследования составили Конституция РФ, федеральные законы РФ, указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, решения КС РФ, уставы и законы Субъектов РФ, нормативно-правовые акты органов местного самоуправления.

 

1. Полномочия Конституционного Суда РФ

Условно полномочия КС РФ можно подразделять на несколько групп:

1) разрешение дел о соответствии Конституции РФ иных нормативных правовых актов;

2) разрешение споров о компетенции;

3) проверка конституционности закона, примененного либо подлежащего применению в конкретном деле;

4) толкование Конституции РФ;

5) вынесение заключений о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

6) выступление с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.

Закон предусматривает также иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией РФ, Федеративным договором и федеральными конституционными законами; может также пользоваться правами, предоставляемыми ему заключенными в соответствии со ст. 11 Конституции РФ договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля.

Таким образом, КС РФ обладает значительными правовыми возможностями по воздействию на различные сферы общественной жизни[1].

Обязанность обратиться в КС РФ с таким запросом, по смыслу ч. 2 и 4 ст. 125 Конституции РФ во взаимосвязи с ее ст. 2, 15, 18, 19, 47, 118 и 120, существует независимо от того, было ли разрешено дело, рассматриваемое судом, отказавшимся от применения неконституционного закона, на основе непосредственно действующих норм Конституции РФ.

Позиция КС РФ, высказанная в данном случае, справедливо подверглась критике, поскольку «КС РФ, по существу, выступил судьей в споре с Пленумом Верховного Суда РФ, оставшись при этом заинтересованной стороной в разрешении указанной проблемы.

Подобное является очевидным нарушением общеправового принципа «никто не может быть судьей в своем деле» К тому же, по мнению А.Я. Курбатова, такой вывод ограничивает прямое действие Конституции РФ и тем самым противоречит ее ч. 1 ст. 15, согласно которой в таких случаях суды обязаны напрямую руководствоваться Конституцией РФ. Подобные действия суда, отмечает А.Я. Курбатов, представляют собой использование отдельного способа защиты - неприменение судом нормативного акта, противоречащего акту более высокой силы[2].

Во-первых, п. 4 ст. 125 Конституции РФ не предусматривает ни «право»[3], ни «обязанность» обращения суда в КС РФ, а лишь «факт», т.е. наличие такого запроса. Во-вторых, согласимся с логикой КС РФ, обязывающего подавать запросы о проверке конституционности закона, поскольку КС РФ выступает как орган конституционного контроля.

И в данном примере он исходил не только из буквального смысла рассматриваемой нормы, но и определил конституционно-правовой смысл нормы. В то же время суд, имеет право руководствоваться актом более высокой юридической силы, до тех пор, пока КС РФ не разъяснил соответствующую норму, что позволяет ему не приостанавливать производство по делу, а разрешить его в установленный срок и обратиться в КС РФ после разрешения дела[4].

Постановление КС РФ вызвало вопросы в научном сообществе ввиду отсутствия процессуальных гарантий принятия непредвзятого решения в тех спорах, где заинтересованной стороной выступает сам КС РФ. В этой связи можно лишь уповать на то, что КС РФ в своих решениях будет устанавливать необходимый баланс конституционных ценностей в конкретных исторических условиях развития общества, а не станет неоправданно использовать свои полномочия. Снизить риски принятия Конституционным Судом РФ противоречивых решений, в которых присутствует собственная заинтересованность, можно, проводя идею расширения взаимодействия двух высших судебных инстанций и учитывая, тем не менее, независимость (организационную, финансовую, материально-техническую) КС РФ при осуществлении своей деятельности. Так, в действующем законодательстве можно предусмотреть принцип, согласно которому высшие судебные органы (КС РФ и Верховный Суд РФ) осуществляют согласованные действия, направленные на обеспечение единства судебной практики, выработку общих направлений судебной политики и устойчивости судебной системы.

На практике это может выражаться созданием совместных комиссий по исследованию проблем, оказывающих влияние на функционирование судебной системы в целом и определение судебной политики. Инициатива о создании подобной комиссии может исходить от каждого из высших судебных органов[5]..

Решения комиссии должны носить рекомендательный характер высшему судебному органу, в чьей компетенции находится разрешение спора.

Влияние комиссии будет обеспечиваться не обязательным характером ее решений (с целью не допустить нарушения полномочий высших судов), а ее координационной ролью в рамках судебной системы и тем авторитетом, который она будет иметь в профессиональном сообществе.

Потребность в признании и нормативно-правовом закреплении роли КС РФ объясняется тем, что согласно ч. 4 ст. 4 и ч. 2 ст. 17 ФКЗ «О судебной системе РФ»[6] конституционные (уставные) суды являются судами субъектов РФ, их образование и упразднение входят в компетенцию законодательных органов субъектов Федерации. Признание за Конституционным Судом роли ведущего судебного органа конституционного контроля в РФ раскрывает широкую сферу деятельности. В частности, КС РФ будет иметь возможность участия в подготовке кадрового состава конституционных судов субъектов РФ. КС РФ, принимая активное участие в деятельности конституционных судов субъектов РФ, укрепит свои позиции в формировании (совместно с Верховным Судом РФ) судебной политики, с одной стороны; с другой - его действия будут полностью соответствовать идее судебного федерализма, суть которого заключается «в рациональном и сбалансированном распределении полномочий между Федерацией и ее субъектами в сферах судоустройства и судопроизводства благодаря сочетанию централизации с децентрализацией»[7].

Рассмотренные проблемы могут получить свое разрешение путем внесения ряда поправок в действующее законодательство РФ:

- ст. 5 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» дополнить ч. 2: «КС РФ руководствуется принципом взаимодействия (координации действий) с Верховным Судом РФ при принятии решений, направленных на обеспечение единства судебной практики, выработки общих направлений судебной политики и устойчивости судебной системы»;

- ст. 30 («Коллегиальность») дополнить абзацами: «КС РФ, установив, что предлагаемое им решение расходится с устоявшейся судебной практикой и разъяснениями Верховного Суда РФ, влияет на выработку общих направлений судебной политики и устойчивость судебной системы, принимает решение о направлении предложения Верховному Суду РФ о создании Комиссии для выработки общих подходов по интересующему вопросу»; «КС РФ правомочен принимать решения о направлении предложения Верховному Суду РФ о создании Комиссии в заседаниях при наличии не менее двух третей от общего числа судей».

Мазуров А.В. Комментарий к Федеральному конституционному закону «О Конституционном Суде Российской Федерации (постатейный). / А.В. Мазуров. – М.: «Частное право», 2015.

Несмеянова С.Э. Судебный контроль в России: Учебн. пособие. / С.Э. Несмеянова. - М.: РИОР; ИНФРА-М, 2015.

Организация судебной деятельности: учебник / В.А. Бобренев, О.Н. Диордиева, Г.Т. Ермошин и др.; под ред. В.В. Ершова. М.: Российский государственный университет правосудия, 2016.

Правоохранительные и судебные органы России: учебник / В.С. Авдонкин, В.А. Бобренев, О.Н. Диордиева и др.; под ред. Н.А. Петухова, А.С. Мамыкина. М.: Российский государственный университет правосудия, 2015.

Правосудие в современном мире / под ред. В.М. Лебедева, Т.Я. Хабриевой. - М., 2015.

Салищева Н.Г. О судебном контроле за законностью в деятельности органов исполнительной власти / Н.Г. Салищева // Административное право и процесс. - 2017. - № 6. - С. 8.

Таева Н.Е. Нормы конституционного права в системе правового регулирования Российской Федерации. / Н.Е. Таева. - М., 2015.

Татаринов С.А. Некоторые вопросы модернизации организации и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. - 2012. - № 9. – С. 54.

Черепанов В.А. О прямом действии Конституции и решений Конституционного Суда Российской Федерации: проблемные вопросы и поиск решения / В.А. Черепанов // Журнал российского права. - 2017. - № 11. - С. 15.

Всего 39 источников

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Конституционное право
2010 год 35 стр.
Курсовая Конституционный Суд
diplomstud
Курсовая работа Конституционное право
2014 год 28 стр.
Курсовая Приобретение российского гражданства и выход из него
VAshueva
Курсовая работа Конституционное право
2011 год 35 стр.
Курсовая Формирование и функционирование гражданского общества
diplomstud
Курсовая работа Конституционное право
2013 год 25 стр.
Курсовая Конституционные свободы и обязанности человека и гражданина в России
Telesammit
Курсовая работа Конституционное право
2014 год 42 стр.
Курсовая Институт президента РФ
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское