Реферат|Психология

Концепция личности в трудах С. Л. Рубинштейна и его школы

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2023 | Страниц: 14

Введение

1. Биография С. Л. Рубинштейна

1.1. Основные принципы концепции личности в трудах С. Л. Рубинштейна

1.2.Аспекты личности в психологии Рубинштейна и его школы

2. Методы исследования личности Рубинштейна и его последователей

2.1. Роль наследственности и среды в формировании личности с точки зрения Рубинштейна

2.2. Практическое применение концепции личности, разработанной Рубинштейном и его школой

Заключение

Список литературы

 

Для понимания психического облика личности необходимо изучить содержание потребностно-мотивационной сферы (направленность, установки, интересы, идеалы), выявить способности или одарённость, а также понять характер человека, то есть понять, «что из его тенденций и установок вошло у него в плоть и кровь и закрепилось в качестве стержневых особенностей его личности»4. С содержанием характера тесно связаны значимые, узловые моменты человеческого существования и определяемый ими смысл жизни, которые выступают в качестве мотивов и целей деятельности и составляют подлинный стержень личности.

С. Л. Рубинштейн определял характер как свойства личности, которые накладывают определённый отпечаток на все её проявления и выражают специфическое отношение к миру, прежде всего к другим людям. Характер предполагает не только наличие отношений, но и выражение их в виде поступков и поведения в целом. Он представляет собой единство деятельности и отношения, «обуславливает определенность человека как субъекта деятельности, который, выделяясь из окружающего, определенным образом относится к нему»5. Черты характера являются существенными свойствами психики человека, от которых зависит внутренняя последовательность поступков, весь образ действий субъекта.

Цель контрольной работы – рассмотреть концепцию личности в трудах С. Л. Рубинштейна и его школы.

Задачи:

- изучить биографию Сергея Леонидовича Рубинштейна;

- проанализировать методы исследования личности Рубинштейна и его последователей.

 

1. Биография С. Л. Рубинштейна

1.1. Основные принципы концепции личности в трудах С. Л. Рубинштейна

С. Л. Рубинштейн родился в Одессе в семье успешного адвоката. В 1908 году окончил с золотой медалью Ришельевскую гимназию, после чего поехал получать университетское образование в Германию. Сначала он поступил во Фрайбургский университет, но через 2 семестра перевёлся на факультет философии Марбургского университета, который окончил в 1914 г., и сразу защитил докторскую диссертацию по философии на тему «К проблеме метода». Его учителями были такие знаменитые философы, как Г. Коген и П. Наторп. В 1914 началась Первая мировая война, и Рубинштейн вернулся в Одессу. По возвращении он занял пост заведующего кафедрой психологии в университете, однако местные научные круги встретили его крайне недоброжелательно. В 1917 г. Рубинштейн перешёл на работу преподавателем в гимназии.

Научные исследования Рубинштейна в области психологии получили широкое развитие после его переезда в Ленинград в 1930. Здесь он положил начало крупной научной философско-психологической школы. Область научных интересов — теория и методология общей психологии, педагогическая психология, философия, логика, психология мышления, история психологии, психология эмоций, темперамента, способностей. Одним из первых отечественных психологов сформулировал принцип единства сознания и деятельности — центральный в теории деятельностного подхода в психологии (1922). В 30-е годы содержательно обосновал этот принцип, суть которого состоит в том, что человек и его психика формируются и проявляются в деятельности изначально практической, сформулировал программу создания психологии на основе философии марксизма, разработал новые методологические принципы психологической науки, в частности, принцип детерминизма («внешние причины действуют через внутренние условия»), создал концепцию психического как процесса, реализованную в исследовании процессов мышления его учениками (А. В. Брушлинским, К. А. Абульхановой-Славской и др.).

Концепция развития личности, разработанная Л.С. Рубинштейном, является одной из важнейших теорий в области психологии. Рубинштейн считал, что развитие личности происходит в тесной взаимосвязи с окружающей средой и зависит от взаимодействия трех основных факторов: биологических, социальных и психологических. [3, c. 15]

Биологический фактор играет роль в формировании основных физических и психических характеристик личности. Наследственность, генетические особенности и физиологические процессы оказывают влияние на развитие и функционирование личности.

 

Абульханова К. А. С. Л. Рубинштейн - ретроспектива и перспектива [Электронный ресурс] // Научное психологическое общество им. С. Л. Рубенштейна [сайт]. URL: http://rubinstein-society.ru/cntnt/nauchnie-raboti/raboti-k-a-abulh/ff.html

Абульханова К. А., Славская А. Н. Субъект в философской антропологии и онтологической концепции С. Л. Рубинштейна // Сергей Леонидович Рубинштейн / под ред. К. А. Абульхановой-Славской. М.: РОССПЭН, 2010. - ISBN 5-02-013315-9 - с. 23-76.

Агапов, В. С. Закономерности научного творчества С. Л. Рубинштейна / В. С. Агапов // Акмеология. – 2016. – № 2 (58). – С. 164-165. – ISSN 2072- 7577. – с. 15

Агафонов А.В., Психология и педагогика: тексты лекций / А. В. Агафонов ; М-во трансп. Рос. Федерации, Федер. гос. образоват. учреждение высш. проф. образования Моск. гос. техн. ун-т гражд. авиации, Каф. связей с общественностью. - Москва: МГТУ ГА, 2014 - (РИО Моск. гос. техн. ун-та ГА). - ISBN 5-86311-415-0 – с. 131

Баранов, В. Е. За материализм в психологической науке. С. Л. Рубинштейн подлинный и современный / В. Е. Баранов // Альтернативы. – 2015. – № 3. – с. 96-108

Борисова, Н. В. С. Л. Рубинштейн о психологии человека как субъекта права / Н. В. Борисова // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. – 2018. – Т. 3, № 3 (11). – с. 162- 178.

Дмитриева Н. А. Новые штрихи к портретам философов. Два письма Э. Кассирера к С. Л. Рубинштейну // Вопросы философии. 2016. № 2. - ISBN 5-7914-0023-3 - с. 127-136.

Всего 15 источников

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Реферат Психология
2014 год 16 стр.
Реферат Внимание. Развитие внимания
Telesammit
Реферат Психология
2012 год 20 стр.
Реферат Имидж руководителя
Telesammit
Реферат Психология
2014 год 22 стр.
Реферат Методы анализа психологии труда
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское