Введение
Глава 1. Понятие и развитие международно–правовой защиты прав детей
1.1. Понятие и особенности международно–правовой защиты прав ребенка
1.2 Исторические особенности становления и развития института международно–правовой защиты прав детей
1.3 Основные принципы международно–правовой защиты прав ребёнка
Глава 2. Система и механизмы международного права по защите прав ребенка
2.1 Международные документы по защите прав детей
2.2 Международные органы в сфере защиты прав детей
Глава 3. Актуальные проблемы международно–правовой защиты прав детей
3.1. Защита прав детей от вредных традиционных практик в мире
3.2 Актуальные проблемы эксплуатации детского труда в мире
3.3 Международная защита детей от сексуальной эксплуатации
3.4. Проблемы защиты прав детей в вооруженных конфликтах
Заключение
Список использованных источников
Известно, что принцип уважения и поощрения прав и свобод человека и гражданина является общепризнанным принципом международного права. Признание потребности детей в особой защите международным правом является одним из основных этических принципов, формирующих права человека.
Необходимость защиты прав детей вытекает из того, что ребенок является наиболее уязвимой категорией населения. Ребенок не имеет возможности самостоятельно защитить свои права, поэтому государство и общество должны обеспечить ему необходимую защиту и поддержку. Кроме того, защита прав детей является неотъемлемой частью социального развития и демократического управления. Стремление обеспечить защиту прав детей способствует формированию гражданского общества, повышению уровня правовой культуры и общей культуры населения.
Дети получили особый статус и правовую защиту в соответствии с ООН и региональными договорами по правам человека из–за их уязвимости. Они пользуются теми же правами человека и основными свободами, что и взрослые. Однако ребенок представляет собой особую категорию в понятии «человечество».
Во многом это связано с объективными причинами, так как ребенку должны быть предоставлены особые права и дополнительная защита в силу его физиологической незрелости. Права ребенка считаются приоритетными в отношении многих вопросов, таких как образование, здравоохранение, социальная защита, защита от насилия и эксплуатации.
Семья – это первая линия защиты детей. Родители или другие лица несут ответственность за обеспечение безопасной и любящей домашней обстановки. Школы и сообщества обязаны создавать безопасную и благоприятную для детей среду за пределами дома ребенка. В семье, школе и обществе дети должны быть полностью защищены, чтобы выжить, расти, учиться и полностью развивать свой потенциал.
Международно–правовая база защиты детей устанавливает определенные обязательства государств по обеспечению охраны и защиты прав детей, а Организация Объединенных Наций подтверждает принцип «наилучшего обеспечения интересов ребенка» и полагает, что международное сообщество найдет способ повысить осведомленность о внутренней системе правосудия государств и будет принимать меры в соответствии с международно–правовой базой защиты детей. Мировое сообщество обеспокоено реализацией правовых инструментов по защите прав детей в мире.
В ООН созданы специальные органы для деятельности, направленной на обеспечение международной защиты прав детей: Комитет ООН по правам ребенка и Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ). Защита также осуществляется другими институциональными механизмами ООН.
Однако миллионы детей в мире не защищены в полной мере. Многие из них ежедневно сталкиваются с насилием, жестоким обращением, пренебрежением, эксплуатацией, социальной изоляцией и дискриминацией. Такие нарушениия ограничивают их шансы на выживание, рост и правильное развитие.
Цель данной работы – анализ становления международно–правого института прав и свобод детей, выявление наиболее актуальных теоретических аспектов международно–правовой защиты и поощрения прав ребёнка.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
Определить место защиты и поощрения прав ребёнка в системе международного права;
Провести анализ основных понятий, существующих в исследуемой сфере правового регулирования;
Изучить и структурировать систему международно–правовых документов, регулирующих правовое положение ребёнка в современном международном праве;
Определить международные органы, которые занимаются защитой прав детей, проанализировать деятельность международных организаций;
Выявить актуальные проблемы и направления развития защиты и поощрения прав ребёнка;
Сделать выводы об элементах системы международной защиты и поощрения прав ребенка.
Объектом научного исследования служат общественные отношения, возникающие по поводу имплементации, реализации, обеспечения, гарантирования и защиты прав ребёнка.
Предметом исследования являются международные правовые акты, регулирующие права детей, а также устанавливающие структуру и функции механизмов, посредством которых реализуются и защищаются права ребёнка.
В работе в качестве источника был использован автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора юридических наук Бимбинова А.А. «Международно–правовое регулирование охраны правовой неприкосновенности несовершеннолетних от ненасильственных посягательств».
В работе были использованы как общенаучные, так и специальные методы. Формально–юридический метод исследования помогает толковать юридические понятия и термины, содержащиеся в международных актах. Отдельные вопросы анализируются в историческом развитии института защиты прав детей. Системный и сравнительно–правовой методы помогают выявить пробелы в международных соглашениях о защите прав детей.
Структура работы определена её целями и задачами. Исследование состоит из введения, трех глав, каждая из которых разделена на параграфы, вывода, списка источников и литературы.
Глава 1. Понятие и развитие международно–правовой защиты прав детей
1.1. Понятие и особенности международно–правовой защиты прав ребенка
Итак, общей целью международной деятельности в интересах детей является нравственное и юридическое признание их эмоциональной, физической и психологической уязвимости, их потребности в особой защите и обязанность уважать их права. Эти международные действия отражают важность среды и условий для взросления детей, ведь все события, так или иначе происходящие с человеком в детстве, в последующем влияют на формирование личности человека и общества в целом.
Международная защита прав ребенка – это система международных органов и процедур, осуществляющих защиту детей путем разработки международных стандартов в области прав ребенка и создания специальных механизмов контроля за соблюдением этих прав государствами. Иными словами, международная защита прав ребенка – это система согласованных действий государства и неправительственных международных организаций с целью формирования полноценной и гармонично развитой личности и оказания интернациональной помощи детям из слаборазвитых стран.
Права детей включают право на общение и связь с обоими родителями, человеческую идентичность и основные потребности в физической защите, питании, всеобщем платном образовании, здравоохранении, уголовном праве, соответствующем возрасту. Защита детей включает в себя равную защиту гражданских прав ребенка и свободу от дискриминации по признаку расы, пола, гендерной идентичности, национального происхождения, религии, инвалидности, цвета кожи, этнической принадлежности и т. д. Это означает, что понятие права ребенка представляет собой структуру или определенные пределы, через которые могут проявиться блага ребенка.
Международное право защиты детей в основном касается двух отраслей международного права: международной защиты прав человека и международного гуманитарного права, связанного с ведением вооруженных конфликтов.
Известно, что с принятием в 1989 году Конвенции о правах ребенка наиболее остро встал вопрос об определении термина «ребенок» в международном праве. Несмотря на то, что термин «ребенок» рассматривается в социальном контексте, с юридической точки зрения очень важно дать определение этому термину или хотя бы указать его временные рамки, чтобы избежать путаницы. Сложность данного определения в международном праве заключается в том, что между государствами существуют большие различия в области культуры, в вопросах религии, в политической, правовой системах, что делает невозможным предоставление точного определение термина «ребенок», которое могло бы удовлетворить все заинтересованные стороны.
В законодательствах государств термин «ребенок» чаще всего связан с возрастным критерием, то есть существует определенный период времени, в течение которого лицо считается ребенком. Международное право также взяло за основу время и определило термин «ребенок», установив точку, с которой начинается и заканчивается правовая защита детей.
В соответствии со статьей 1 Конвенции о правах ребенка, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18–летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее[1]. Это определение охватывает любых детей, независимо от расы, пола, национальности, религии, языка и физических или интеллектуальных способностей.
До принятия Конвенции о правах ребенка только в Декларации прав ребенка от 1959 г. указывался момент, с которого лицо считается ребенком. В ее преамбуле говорится, что «из–за физические и умственные незрелости ребенок нуждается в особой защите и заботе, включая должную правовую защиту до и после рождения».
Таким образом, возник вопрос об определении начального периода жизни ребенка, вызвавший серьезные споры при обсуждении проекта Конвенции о правах ребенка. Однако большинство государств не сделали никаких заявлений или оговорок, отметив, что они будут следовать положениям своего национального законодательства при толковании преамбулы, статей 1 и 6 Конвенции.
Аблеева Г. Р. Система международных органов по защите прав детей, 2016. С. 130 //Российская научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.
Агеева А. В. Герасименко Ю. В. Международно–правовые стандарты в области защиты прав детей, 2012. С. 80–84 // Российская научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.
Валеев Р.М. Международное право. Особенная часть: Учеб. / Р.М. Валеев, Г.И. Курдюков. — М.: Статут, 2015 — С. 69. С. 15–20
Голубева Т.Ю., Афанасьев М.А. Роль ООН в защите прав ребенка // Таврический научный обозреватель. 2015. № 4–3. С. 144–148. [Электронный ресурс]. // Российская научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.
Кондратьева Е. А. Защита детей от сексуальной эксплуатации в международном праве // Будущее России: перспективы и стратегии развития: материалы Всероссийской науч.–практ. конф. : в 5 т. Казань : Таглимат, 2005. С. 369.
Кувырченкова Т. В. Правовое положение детей, участвующих в вооруженных конфликтах // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Право. 2016. № 1 С. 143–149 // Российская научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.
Никонов К. Современные теоретические аспекты института международно–правовой защиты прав ребёнка / К. Никонов. // Московский журнал международного права. – 2009. – №1. – 1,2 п.л.
Одегова Л. Ю. Руль Ю. А. Вестник ДонНУ. Сер. Е: Юридические науки. 2021. № 2. С. 62–64
Старовойтов О. М. Становление и развитие международной защиты прав ребенка // Белорусский журнал международного права и международных отношений. 1998. № 5. С. 53—54.
Шумилов В.М. Международное право. – М.: ТК Велби, 2008. – 496 с.