Введение
1 Теоретические аспекты миграционной политики Российской Федерации
1.1 Мигранты как объект миграционной политики
1.2 Сущность и особенности миграционной политики на территории РФ
2 Миграционная политика и национальная безопасность
2.1 Законодательная база по регулированию миграционной политики
2.2 Деятельность Федеральной миграционной службы
3 Совершенствование реализации миграционной политики в системе национальной безопасности
3.1 Анализ проблем реализации миграционной политики
3.2 Направления совершенствования реализации миграционной политики
Заключение
Список использованных источников
Актуальность темы. Миграционная политика государства играет огромную роль в жизни его населения, в жизни иностранных граждан, желающих проживать и работать на его территории, а также влияет на международное положение страны. Поэтому каждое государство очень тщательно прорабатывает все положения собственной политики миграций, что обеспечивает не только пользу для страны в целом, но и для всего населения.
На сегодняшний день остаются страны, которые считаются закрытыми от мигрантов. Все они настолько утрудняют въезд иностранцев (а некоторые — и выезд граждан за границу), что попасть в них даже в целях туризма очень сложно. К ним относят КНДР, Туркменистан, Сирию, Сомали и Афганистан. В этих странах миграционная политика очень жёсткая, и даже подача полного комплекта документов и успешное прохождение всех проверок не гарантируют получение права на въезд (выезд).
Миграционная политика должна соответствовать сегодняшней мировой действительности, поэтому каждое государство старается правильно подобрать методы её реализации и инструменты. По сути они представляют собой свод правил, контролирующих процесс миграции.
Миграция населения происходит по разным причинам – экономическим, социальным, культурным и прочим. Отдельной категорией причин миграции выделяют политические причины.
Цель работы – изучить миграционную политику государства и национальная безопасность.
Задачи работы:
- изучить теоретические аспекты миграционной политики Российской Федерации;
- изучить миграционную политику и национальную безопасность;
- изучить совершенствование реализации миграционной политики в системе национальной безопасности.
Объект исследования – миграционная политика в РФ.
Предмет исследования – формирование миграционной политики государства.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные и специальные методы познания: анализ, синтез, дедукция, обобщение, системный подход, экономико-статистический, метод сравнения, коэффициентный метод.
Основные проблемы миграционной политики изучены различными отечественными авторами, такими как: Абалкина Л.И., Анищенко В.Н., Богданова И.Я., Возженикова А.В., Городецкого А.Е., Зайцева В.А., Илюхиной Р.В., Купрещенко Н.П., Молчанова А.В., Прохожева А.А. и др.
Теоретические и методические основы исследования составили книги, нормативные правовые акты, научная литература, периодические издания.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
1 Теоретические аспекты миграционной политики Российской Федерации
1.1 Мигранты как объект миграционной политики
Под объектом миграционной политики понимаются лица, вовлеченные в миграционные процессы - мигранты. Профессор В. И. Курбатов определяет мигрантов (от лат. «иммигрант») как - лица, покинувшие места своего постоянного проживания для постоянного или временного переселения в другие регионы страны или за ее пределы [2].
В зависимости от вида, вида и причины миграции в миграционном потоке можно выделить различные категории мигрантов, которые имеют ряд общих черт, проблем и являются носителями определенных свойств. Все мигранты делятся на:
а) эмигранты – граждане России, покидающие ее территорию по любой причине;
б) иммигранты – иностранцы (иностранные граждане и лица без гражданства), прибывшие в Россию (находящиеся на территории Российской Федерации) по различным причинам.
Кроме того, среди эмигрантов и иммигрантов выделяется категория "транзитных" мигрантов:
- транзитные эмигранты – граждане бывшего Советского Союза, не являющиеся гражданами России, постоянно проживающие в бывших советских республиках и прибывающие в Россию с целью упрощения процедуры выезда в третьи страны (то есть выезжающие из одной страны СССР через Россию и выезжающие в другую страну СССР);
- транзитные иммигранты – иностранцы, прибывающие в Россию с целью упрощения процедуры выезда в третьи страны (например, граждане Китая въезжают в Россию, чтобы затем выехать в другую страну) [4].
К вынужденным внешним мигрантам (пересекающим государственную границу) относятся:
- люди, ищущие политического убежища, так как они преследуются в своей стране по политическим, религиозным и другим причинам;
- беженцы - лица (для Российской Федерации – неграждане Российской Федерации), которые в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследования по признаку расы, религии, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находятся за пределами страны своего гражданства, не могут, пользоваться защитой или не хотят пользоваться такой защитой в силу таких опасений; либо, не имея определенного гражданства и находясь в результате таких событий за пределами страны своего прежнего обычного проживания, они не могут или не хотят возвращаться в нее в силу таких опасений";
- люди, которые ищут работу, но попадают в руки криминальных структур, обманывающих или насильственно вывозящих мигрантов в другие страны для эксплуатации.
Добровольные внешние мигранты включают в себя:
- трудовые мигранты, которые находят более благоприятные условия для приложения своих сил в другой стране. Например, многие математики и программисты, работавшие в престижных университетах и центрах, переехали из России, Индии в США и Германию;
- мигранты, переезжающие в другие страны для воссоединения со своими семьями - родители к детям, Дети к родителям, другие родственники;
- репатрианты - это часть соотечественников, которые возвращаются из-за границы, чтобы стать гражданами на территории своей исторической родины. Некоторые из этих мигрантов в некоторых странах (например, в Германии) пользуются услугами социальных работников, которые выполняют задачу интеграции новых жителей в общество.
К вынужденным внутренним (внутри государства, внутри региона) мигрантам относятся:
- временно перемещенные лица, то есть временно, например, из районов землетрясения, наводнения, схода лавин и селей, из районов военных действий и т.д.; В дальнейшем они могут вернуться на прежнее место жительства;
- вынужденные переселенцы - граждане Российской Федерации, покинувшие место жительства вследствие совершенного в отношении них или членов их семей насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности преследования по признакам расы или национальности, религии, языка, а также по признакам принадлежности к определенной социальной группе или политическим убеждениям, ставшие поводами для проведения враждебных акций против конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка [1].
"Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС Консультант Плюс
Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 18.07.2006 N 109-ФЗ (последняя редакция) // СПС Консультант Плюс
Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Президентом РФ от 13 июня 2012 г.) // СПС Консультант Плюс
Абалкин Л.И. Экономическая безопасность России // Вестник РАН.2019. - С. 771-776.
Капогузов Е.А., Маковецкий М.Ю. Введение в экономическую теорию, учебное пособие / Омск, 2015. – С.156
Лихторович Д.И. Миграционная политика в РФ /Д.И. Лихторович // Сборник научных трудов Международной научной конференции, 2020. - С. 209-211.
Общие подходы к миграционной политике в стране /Черных А. Б. // ГлаголЪ правосудия. - 2019. - № 1. - С. 44-46.
О некоторых угрозах экономической безопасности России, обусловленных негативными последствиями реализации недобросовестной процедуры банкротства предприятий / Вестник Нижегородской академии МВД России. 2019. - №3. С. 152-157.
Погодина Н.О. Экономическая безопасность: проблема правовой защиты /Н.О. Погодина// Сборник актуальные проблемы юридической науки, практики и высшего образования. II Ежегодные научные чтения, посвящённые памяти Почетного президента Санкт-Петербургской юридической академии профессора Зыбина Станислава Фёдоровича. В 2-х томах. Санкт-Петербургская юридическая академия, 2019. - С. 181-186.
Всего 20 источников