Наблюдением называется целенаправленное, организованное и определённым образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Результаты фиксации данных наблюдения называются описанием поведения объекта. Наблюдение применяется тогда, когда–либо невозможно, либо непозволительно вмешиваться в естественное течение процесса.
Другими словами, Наблюдение – это вид оперативно–розыскного мероприятия (далее ОРМ), предусмотренное п.6 ст.6 Федерального закона «Об оперативно–розыскной деятельности» №144 от 12 августа 1995 года. Основная суть проведения данного вида оперативно–розыскного мероприятия заключается в получении определенной информации, также установление дополнительных сведений путем негласного слежения за объектом наблюдения.
При принятии решения на осуществление оперативно–розыскных мероприятий в подобных случаях необходимо рассчитать его таким образом, чтобы не ущемить интересов проверяемого и разрабатываемого, непосредственно не связанных с его противоправными действиями. Здесь оперативник также стоит перед альтернативой: либо не проводить таких действий, и тогда имеется опасность, что стоящая задача не будет решена — преступник останется неразоблаченным, либо принять такие меры, но нарушить определенные интересы проверяемого.
Своеобразной формой оперативного риска является решение о проведении оперативно–розыскного мероприятия по документированию действий разрабатываемых, связанных с проникновением негласного сотрудника в служебное или жилое помещение, временным изъятием предметов и документов, их перепрятыванием с целью сохранения до момента реализации оперативно–розыскных данных, возбуждения уголовного дела и проведения необходимых следственных действий.
Актуальность. Происходящие в последние годы в России глубокие преобразования во всех сферах общественной жизни сопровождаются активизацией преступности, что негативно влияет на социально–психологический и политический климат в стране, подрывает веру в способность государства обеспечить защиту граждан от преступных посягательств.
Проблемы получения, оценки информации и её документирования постоянно подвергают исследованиям учеными в области ОРД. Это объясняется тем, что добываемая в ходе ОРМ информация может использоваться для выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, решения других оперативно-разыскных задач. При этом на основе получаемых результатов ОРД принимаются некоторые уголовно-процессуальные решения, формируются доказательства по уголовному делу, а также выбирается оптимальная тактика производства следственных действий.
Современное оперативно-розыскное законодательства нуждается в полноценном нормативном правовом регулировании и разграничении понятий ОРМ, так как в данной области имеется много пробелов. Это обосновывает выше проведенное исследование отличий оперативного эксперимента и ОРМ наблюдения.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления ОРМ «наблюдение».
Предметом исследования выступают теоретические, правовые, организационные и тактические аспекты ОРМ «наблюдение», а также практика использования его результатов.
Цель работы: изучение наблюдение как один из видов оперативно–розыскного мероприятия.
Задачи:
– определить понятие оперативного наблюдения;
– рассмотреть технологии наблюдения в процессе ОРМ;
– описать виды оперативно–розыскного наблюдения;
Изучить организацию и тактику осуществления оперативно–розыскного наблюдения.
Методологическую основу исследования составил диалектический подход в сочетании с апробированными юридическими науками методами познания социальной действительности, такими как: анализ и синтез, системный, формально–логический, сравнительно–правовой, статистический и др.
Теоретическую основу исследования составляют концепции, выводы и научные подходы, содержащиеся в трудах ведущих специалистов в области теории ОРД, уголовного процесса, криминалистики и других отраслей научного знания: В. М. Атмажитова, Д. И. Беднякова, Р. С. Белкина, Ю. С. Блинова, В. Г. Боброва, В. П. Божьева, Б. Я. Гаврилова, К. К. Го–ряииова, Е. А. Доли, Е. С. Дубоносова, В. И. Елинского, П. А. Лупинской, В. В. Николюка, В. С. Овчинского, Д. В. Ривмана, Е. М. Рябкова, Г. К. Си–нилова, К. В. Суркова, А. Е. Чечетина, А. Ю. Шумилова и др.
Нормативно–правовой базой исследования послужили Конституция РФ, действующее уголовное, уголовно–процессуальное законодательство, федеральные законы, межведомственные и ведомственные нормативно–правовые акты МВД России, УИС, имеющие непосредственное отношение к исследуемой теме.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список используемых источников.
ГЛАВА 1 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ РПЕРАТИВНО РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
1.1 Понятие оперативного наблюдения
Наблюдение – это негласное слежение за лицами, подозреваемыми в преступной деятельности, за используемыми ими транспортными средствами, за местами их нахождения с целью получения информации о признаках преступной деятельности, о соучастниках, а также о местах хранения орудий преступления и добытого преступным путём (похищенного чужого имущества, полученного в результате вымогательства, изготовленной контрафактной продукции, предметов взятки, документов, имеющих значение для раскрытия и расследования преступлений и т. п.
Ключевой принцип проведения оперативно–розыскных мероприятий состоит в соблюдении правовых основ. Данные действия находятся в зоне ответственности оперативно–розыскных подразделений и судебных органов при наличии соответствующего распоряжения руководства. Следственные федеральные действия и оперативно–розыскные мероприятия являются разными понятиями, которые не следует путать. В процессе выполнения возложенных обязанностей должностные лица рассматривают какие–либо дела, связывая между собой работу по оформлению документов и представление доказательств.[1]
Сотрудник, который занимается оперативно–розыскными мероприятиями (ОРМ), также решает вопросы, касаемо привлечения граждан к данной работе. Специальные научно–технические средства способствуют повышению эффективности реализации задач в том случае, когда ответственное лицо обладает необходимыми навыками их использования. Принятие решений основано на условиях и основаниях проведения оперативно–розыскных мероприятий, в определенных ситуациях ограничивающих права гражданских лиц. Рассматриваемые процессы подробно разобраны в теориях оперативно–розыскной работы и криминализированной деятельности. Завершаются мероприятия анализом итогов, представляющих ценность в качестве доказательств. Заключительным этапом является подготовка соответствующей документации.
Исходя из актуальных законов Российской Федерации, предусмотрены стандартизированные правила и регламенты проведения оперативно–розыскных мероприятий. Для корректного применения того или иного регламента требуется заранее правильно квалифицировать действие. В криминалистике предусмотрена такая классификация ОРМ:
–опрашивание гражданских и должностных лиц;
–получение справочной информации;
–сравнение неких образцов;
–подтверждение подлинности информации путем закупки;
–исследование полученных предметов и документации;
–установление мониторинга некоторого объектом для того, чтобы идентифицировать личность при наличии письменного разрешения;
–получение ордера, что позволяет сотрудникам обыскивать здания, помещения, автомобили;
–прослушивание телефонных разговоров, мониторинг использования виртуальных ресурсов;
–заранее спланированная поставка;
–оперативный эксперимент.
Оперативно–розыскная деятельность (ОРД) невозможна без реализации ОРМ. Анализ и оценка ОРД подразумевает исследование всех совершенных действий в рамках какого–либо дела. Основным критерием законности такой деятельности является соответствие работы установленным регламентам и правовым нормам, что обеспечивает ей доказательную значимость. В этот состоит главная задача оперативно–розыскных мероприятий при расследовании в области криминалистики.
Обеспечить соблюдение прав граждан и решить вопросы с раскрытием преступлений могло формирование связей между оперативно–розыскной деятельностью и следственными действиями. Некоторые страны на тот момент добились успехов в этом мероприятии. Международные правовые нормы предусматривали ресурсы для объединения рассматриваемых видов деятельности, повышения эффективности борьбы с правонарушениями на международном уровне. Через определенное время на законодательном уровне был сформулирован список оперативно–розыскных мероприятий, о чем свидетельствует Статья 6 Закона об оперативно–розыскной деятельности. Тогда была представлена конкретизированная формулировка нужных мероприятий.[2]
По мнению большинства ученых и экспертных специалистов, ОРД являлась методом, то есть способом проведения изысканий в теории. С другой стороны, более верная формулировка описывает оперативно–розыскную деятельность, как комплекс прикладных методик и процедур, используемых относительно одинакового предмета изучения (агентурные методы). В списке ОРМ отражена полноценная и правдивая информация. Как–то менять данный перечень не представляется возможным без соответствующего законного разрешения.[3]
Согласно представленной информации, можно определить ОРМ в виде системы организационно–тактических манипуляций, проводимых в соответствии с законодательством. Ключевым направлением мероприятий служит решение вопросов, согласно правовым нормам. ОРМ присуждают статус по легенде:
–гласный;
–негласный;
–зашифрованный.
Важно заметить наличие определенных причинно–следственных связей между разными оперативно–розыскными мероприятиями. Предпринятые меры в каких–то случаях являются следствием прочих ОРМ. В такой ситуации оправдано применение особых технологических ресурсов и прочих информационных технологий для обеспечения коммуникационных сетей.