Курсовая работа|Основы оперативно-розыскной деятельности

Наблюдение как один из видов оперативно–розыскного мероприятия

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2023 | Страниц: 42

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ РПЕРАТИВНО РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

1.1 Понятие оперативного наблюдения

1.2 Технологии наблюдения в процессе ОРМ

ГЛАВА 2 НАБОЮДЕНИЕ КАК

2.1 Виды оперативно–розыскного наблюдения

2.2 Организация и тактика осуществления оперативно–розыскного наблюдения

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Наблюдением называется целенаправленное, организованное и определённым образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Результаты фиксации данных наблюдения называются описанием поведения объекта. Наблюдение применяется тогда, когда–либо невозможно, либо непозволительно вмешиваться в естественное течение процесса.

Другими словами, Наблюдение – это вид оперативно–розыскного мероприятия (далее ОРМ), предусмотренное п.6 ст.6 Федерального закона «Об оперативно–розыскной деятельности» №144 от 12 августа 1995 года. Основная суть проведения данного вида оперативно–розыскного мероприятия заключается в получении определенной информации, также установление дополнительных сведений путем негласного слежения за объектом наблюдения.

При принятии решения на осуществление оперативно–розыскных мероприятий в подобных случаях необходимо рассчитать его таким образом, чтобы не ущемить интересов проверяемого и разрабатываемого, непосредственно не связанных с его противоправными действиями. Здесь оперативник также стоит перед альтернативой: либо не проводить таких действий, и тогда имеется опасность, что стоящая задача не будет решена — преступник останется неразоблаченным, либо принять такие меры, но нарушить определенные интересы проверяемого.

Своеобразной формой оперативного риска является решение о проведении оперативно–розыскного мероприятия по документированию действий разрабатываемых, связанных с проникновением негласного сотрудника в служебное или жилое помещение, временным изъятием предметов и документов, их перепрятыванием с целью сохранения до момента реализации оперативно–розыскных данных, возбуждения уголовного дела и проведения необходимых следственных действий.

Актуальность. Происходящие в последние годы в России глубокие преобразования во всех сферах общественной жизни сопровождаются активизацией преступности, что негативно влияет на социально–психологический и политический климат в стране, подрывает веру в способность государства обеспечить защиту граждан от преступных посягательств.

Проблемы получения, оценки информации и её документирования постоянно подвергают исследованиям учеными в области ОРД. Это объясняется тем, что добываемая в ходе ОРМ информация может использоваться для выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, решения других оперативно-разыскных задач. При этом на основе получаемых результатов ОРД принимаются некоторые уголовно-процессуальные решения, формируются доказательства по уголовному делу, а также выбирается оптимальная тактика производства следственных действий.

Современное оперативно-розыскное законодательства нуждается в полноценном нормативном правовом регулировании и разграничении понятий ОРМ, так как в данной области имеется много пробелов. Это обосновывает выше проведенное исследование отличий оперативного эксперимента и ОРМ наблюдения.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления ОРМ «наблюдение».

Предметом исследования выступают теоретические, правовые, организационные и тактические аспекты ОРМ «наблюдение», а также практика использования его результатов.

Цель работы: изучение наблюдение как один из видов оперативно–розыскного мероприятия.

Задачи:

– определить понятие оперативного наблюдения;

– рассмотреть технологии наблюдения в процессе ОРМ;

– описать виды оперативно–розыскного наблюдения;

Изучить организацию и тактику осуществления оперативно–розыскного наблюдения.

Методологическую основу исследования составил диалектический подход в сочетании с апробированными юридическими науками методами познания социальной действительности, такими как: анализ и синтез, системный, формально–логический, сравнительно–правовой, статистический и др.

Теоретическую основу исследования составляют концепции, выводы и научные подходы, содержащиеся в трудах ведущих специалистов в области теории ОРД, уголовного процесса, криминалистики и других отраслей научного знания: В. М. Атмажитова, Д. И. Беднякова, Р. С. Белкина, Ю. С. Блинова, В. Г. Боброва, В. П. Божьева, Б. Я. Гаврилова, К. К. Го–ряииова, Е. А. Доли, Е. С. Дубоносова, В. И. Елинского, П. А. Лупинской, В. В. Николюка, В. С. Овчинского, Д. В. Ривмана, Е. М. Рябкова, Г. К. Си–нилова, К. В. Суркова, А. Е. Чечетина, А. Ю. Шумилова и др.

Нормативно–правовой базой исследования послужили Конституция РФ, действующее уголовное, уголовно–процессуальное законодательство, федеральные законы, межведомственные и ведомственные нормативно–правовые акты МВД России, УИС, имеющие непосредственное отношение к исследуемой теме.

Структура работы: введение, две главы, заключение, список используемых источников.

 

ГЛАВА 1 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ РПЕРАТИВНО РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

1.1 Понятие оперативного наблюдения

Наблюдение – это негласное слежение за лицами, подозреваемыми в преступной деятельности, за используемыми ими транспортными средствами, за местами их нахождения с целью получения информации о признаках преступной деятельности, о соучастниках, а также о местах хранения орудий преступления и добытого преступным путём (похищенного чужого имущества, полученного в результате вымогательства, изготовленной контрафактной продукции, предметов взятки, документов, имеющих значение для раскрытия и расследования преступлений и т. п.

Ключевой принцип проведения оперативно–розыскных мероприятий состоит в соблюдении правовых основ. Данные действия находятся в зоне ответственности оперативно–розыскных подразделений и судебных органов при наличии соответствующего распоряжения руководства. Следственные федеральные действия и оперативно–розыскные мероприятия являются разными понятиями, которые не следует путать. В процессе выполнения возложенных обязанностей должностные лица рассматривают какие–либо дела, связывая между собой работу по оформлению документов и представление доказательств.[1]

Сотрудник, который занимается оперативно–розыскными мероприятиями (ОРМ), также решает вопросы, касаемо привлечения граждан к данной работе. Специальные научно–технические средства способствуют повышению эффективности реализации задач в том случае, когда ответственное лицо обладает необходимыми навыками их использования. Принятие решений основано на условиях и основаниях проведения оперативно–розыскных мероприятий, в определенных ситуациях ограничивающих права гражданских лиц. Рассматриваемые процессы подробно разобраны в теориях оперативно–розыскной работы и криминализированной деятельности. Завершаются мероприятия анализом итогов, представляющих ценность в качестве доказательств. Заключительным этапом является подготовка соответствующей документации.

Исходя из актуальных законов Российской Федерации, предусмотрены стандартизированные правила и регламенты проведения оперативно–розыскных мероприятий. Для корректного применения того или иного регламента требуется заранее правильно квалифицировать действие. В криминалистике предусмотрена такая классификация ОРМ:

–опрашивание гражданских и должностных лиц;

–получение справочной информации;

–сравнение неких образцов;

–подтверждение подлинности информации путем закупки;

–исследование полученных предметов и документации;

–установление мониторинга некоторого объектом для того, чтобы идентифицировать личность при наличии письменного разрешения;

–получение ордера, что позволяет сотрудникам обыскивать здания, помещения, автомобили;

–прослушивание телефонных разговоров, мониторинг использования виртуальных ресурсов;

–заранее спланированная поставка;

–оперативный эксперимент.

Оперативно–розыскная деятельность (ОРД) невозможна без реализации ОРМ. Анализ и оценка ОРД подразумевает исследование всех совершенных действий в рамках какого–либо дела. Основным критерием законности такой деятельности является соответствие работы установленным регламентам и правовым нормам, что обеспечивает ей доказательную значимость. В этот состоит главная задача оперативно–розыскных мероприятий при расследовании в области криминалистики.

Обеспечить соблюдение прав граждан и решить вопросы с раскрытием преступлений могло формирование связей между оперативно–розыскной деятельностью и следственными действиями. Некоторые страны на тот момент добились успехов в этом мероприятии. Международные правовые нормы предусматривали ресурсы для объединения рассматриваемых видов деятельности, повышения эффективности борьбы с правонарушениями на международном уровне. Через определенное время на законодательном уровне был сформулирован список оперативно–розыскных мероприятий, о чем свидетельствует Статья 6 Закона об оперативно–розыскной деятельности. Тогда была представлена конкретизированная формулировка нужных мероприятий.[2]

По мнению большинства ученых и экспертных специалистов, ОРД являлась методом, то есть способом проведения изысканий в теории. С другой стороны, более верная формулировка описывает оперативно–розыскную деятельность, как комплекс прикладных методик и процедур, используемых относительно одинакового предмета изучения (агентурные методы). В списке ОРМ отражена полноценная и правдивая информация. Как–то менять данный перечень не представляется возможным без соответствующего законного разрешения.[3]

Согласно представленной информации, можно определить ОРМ в виде системы организационно–тактических манипуляций, проводимых в соответствии с законодательством. Ключевым направлением мероприятий служит решение вопросов, согласно правовым нормам. ОРМ присуждают статус по легенде:

–гласный;

–негласный;

–зашифрованный.

Важно заметить наличие определенных причинно–следственных связей между разными оперативно–розыскными мероприятиями. Предпринятые меры в каких–то случаях являются следствием прочих ОРМ. В такой ситуации оправдано применение особых технологических ресурсов и прочих информационных технологий для обеспечения коммуникационных сетей.

1. Российская Федерация. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 года: с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 года : текст с поправками от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12. 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5.02. 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.06.2014 г. № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 г. № 1-ФКЗ, от 4.10. 2022 г. № 5-ФКЗ, от 4.10. 2022 г. № 6-ФКЗ, от 4.10. 2022 г. № 7-ФКЗ, от 4.10. 2022 г. № 8-ФКЗ. – URL: http://duma.gov.ru/news/55446/ (дата обращения: 12.01.2023).

2. Российская Федерация. Законы. Уголовный кодекс Российской Федерации: от 13.06.1996 № 63-ФЗ : текст с изменениями и дополнениями от 04.08.2023 № 413-ФЗ: [принят Государственной Думой 24 мая 1996 года: одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 года: вступил в силу 1 января 1997 года]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699 (дата обращения: 12.10.2023).

3. Российская Федерация. Законы. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации : от 18.12.2001 № 174-ФЗ: текст с изменениями и дополнениями от 24.04.2020 № 130-ФЗ: [принят Государственной Думой 22 ноября 2001 года: одобрен Советом Федерации 5 декабря 2001 года: вступил в силу 1 июля 2002 года]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34481 (дата обращения: 08.06.2021).

4. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации : [федеральный закон: принят ГД ФС РФ 21.10.1994 : по сост. от 31.07.2020 № 251-ФЗ] // Российская газета. – 08.12.1994. – № 238-239. – Ч. 1. от 30.11.1994 № 51-ФЗ.5. Российская федерация. Законы. Уголовно–процессуальный кодекс Российской Федерации, в ред. От 11.05.2005 №5–П.– М.: ГроссМедиа, 2007. – 208 с.

5. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации : [федеральный закон: принят ГД ФС РФ 22.12.1995: по сост. от 27.12.2019 № 489-ФЗ] // Российская газета. – 2018. – № 23-27. – Ч. 2. от 26.01.1996 № 14-ФЗ.

6. Российская федерация. Законы. Об оперативно–розыскной деятельность (Федеральный закон): Правовая библиотека. Вып. № 14. – М.: Юрайт–Издат, 2006. – 19 с. // Российская газета. – 2018. – № 19-20. – Ч. 2. от 26.01.2020 № 14-ФЗ.

7. Российская федерация Федеральный закон от 08.01.1998 N 3-ФЗ (ред. от 28.04.2023) "О наркотических средствах и психотропных веществах" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2023) // Российская газета. – 2022. – № 15. – Ч. 2. от 26.01.2020 № 14-ФЗ.

Всего 31 источник

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Основы оперативно-розыскной деятельности
2019 год 34 стр.
Курсовая Анализ правовой основы оперативно-розыскной работы в России
antiplagiatpro
Курсовая работа Основы оперативно-розыскной деятельности
2018 год 38 стр.
Допрос как следственное действие
bugalter
Курсовая работа Основы оперативно-розыскной деятельности
2015 год 33 стр.
Основания применения физической силы

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское