ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДОСРОЧНОЙ СТРАХОВОЙ ПЕНСИИ
1.1 История возникновения досрочных пенсий в Российской Федерации
1.2 Право на досрочное получение страховой пенсии
1.3. Категории граждан, получающих досрочные страховые пенсии
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ДОСРОЧНОГО НАЗНАЧЕНИЯ СТРАХОВОЙ ПЕНСИИ НА МАТЕРИАЛЕ СОЦИАЛЬНОГО ФОНДА РОССИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ
2.1 Условия при досрочном оформление пенсии по старости, процедура и необходимые документы
2.2 Особенности перерасчета размера страховой части трудовой пенсии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Рассматривая пенсионную систему нашей страны, можно сделать вывод о том, что за последние годы она проходит интенсивное реформирование наряду со всеми правовыми системами нашего государства. Для того, чтобы принять законное и обоснованное решения в какой – либо ситуации необходимо руководствоваться определенным перечнем нормативно- правовых актов, но в связи с тем, что законодательство динамично и постоянно меняется, то перед гражданами остро встает вопрос какие же все таки правовые номы применять в конкретном случае. Досрочное пенсионное обеспечение относится к числу льгот, которые положены некоторым категориям населения, об этом зачастую люди даже не знают, что они могут подпадать под данную категорию.
Статья 3 ФЗ "О страховых пенсиях" под термином "страховая пенсия" понимает ежемесячную денежную выплату в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц.
В Российской Федерации Конституция гарантирует населению право на получение пенсии. Государство, ратифицируя соответствующие международные документы, приняло на себя обязательства по обеспечению социальной защиты своих граждан в соответствии с международными стандартами. Пенсионное обеспечение является основой реализации принципов справедливости, приоритета прав личности и других социальных функций государства.
Большое число законодательных актов и законов отражает в себе правовые нормы, которые как раз и регулируют правила назначения досрочной пенсии по старости, но объем информации, закрепленный в разных источниках, как раз и затрудняет их применение.
Актуальность работы определяется значимостью назначения и перерасчета досрочных страховых пенсий в РФ.
Объектом работы общественные отношения, возникающие по поводу назначения и выплаты досрочных пенсий.
Предметом данной работы является система нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок назначения и выплаты досрочных пенсий, а также учебная и юридическая литература.
Целью настоящей работы является рассмотрение общих положений назначения и исчисления досрочных пенсий.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
Изучить историю возникновения досрочных пенсий в Российской Федерации;
Рассмотреть случаи, когда возникает право на досрочное получение страховой пенсии;
Рассмотреть категории граждан, получающих досрочные страховые пенсии;
Рассмотреть условия при досрочном оформление пенсии по старости, процедуру и необходимые документы;
Изучить особенности перерасчета размера страховой части трудовой пенсии
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДОСРОЧНОЙ СТРАХОВОЙ ПЕНСИИ
1.1 История возникновения досрочных пенсий в Российской Федерации
Существует уже много лет практика предоставления досрочных (льготных) пенсий. Этот подход определяет группы работников, которые имеют право на получение пенсии до стандартного возраста выхода на пенсию. За время существования этой практики было принято множество нормативных актов, которые регулируют условия получения досрочной пенсии. Некоторые из этих актов были приняты еще в период СССР и сохраняют свою релевантность по сей день.
Если мы рассмотрим ранние правовые акты, которые регулировали процесс назначения пенсий, то станет ясно, что раньше старость сама по себе не была основанием для назначения пенсии. Возраст имел значение только в том случае, если он был одной из причин инвалидности. Согласно исследованию Сазонова В.С., обеспечение по старости впервые стало отдельной категорией пенсионирования в законодательстве, которое регулировало «академические» пенсии для научных работников.
Происходил периодиндустриализации страны, поэтому было положено начало введения пенсий по старости. Плюсов этой системы было не мало,во-первых, это обеспечило материальное обеспечение престарелым труженикам, за счет государства, во-вторых, способствовало ускорению замены «старых» рабочих кадров более молодым, тем самым, обеспечив внедрение новой техники и скорейшей рационализации производства.
Ранее, чтобы получить пенсию по старости, сотрудник должен был завершить свою деятельность на предприятии. Из-за этого многие продолжали работать до последнего момента, часто уже в зрелом возрасте. Введение пенсионного обеспечения по старости имело положительное влияние на молодость коллектива и кадров, а также повышало активность и производительность.
Работники текстильной промышленности были одними из первых, кто получил пенсионное обеспечение. Это произошло в 1928 году. В начале требовалось иметь стаж работы не менее 25 лет для получения пенсии. Мужчины могли выйти на пенсию в возрасте 60 лет, а женщины – в возрасте 55 лет. Со временем люди осознали, что для эффективной работы необходимо омоложение персонала, поэтому пенсионное обеспечение стало играть важную роль в этом процессе.[1]
В 1929 г. выходит закон «Об обеспечении в порядке социального страхования по случаю старости», данный закон сильно расширил круг лиц, которым полагалось пенсионное обеспечение по старости, с тех пор сотрудникам горной, металлургической, электротехнической промышленностей, железнодорожного и водного транспорта полагалось пенсионное обеспечение по старости. Также стали появляться и льготные категории в пенсионном обеспечении, например для сотрудников женского пола, которые работают на подземных работах и во вредных условиях труда стаж работы был установлен- 20 лет, что на 5 лет меньше обычного, а возраст с которого женщины могут выйти на пенсию наступал в 50 лет. После право выхода на пенсию по старости получили некоторые служащие, такие как мастера и их помощники, техники др.).
Таким образом, к приближению 1928-29 года появилась разница в требованиях к возрасту и стажу работы по двум критериям: для мужчин и женщин; для работников с нормальными и специфическими (вредными, тяжелыми) условиями труда.
После этого законодательство, касающееся пенсионного обеспечения, начало увеличивать количество оснований для назначения пенсий. Помимо условий работы, стали учитываться отраслевые, медико-биологические и региональные факторы.
Рассматривая послевоенные годы (1946-1956 гг.) мы видим, что тот период остро встал вопрос о развитии народного хозяйства, в связи с этим появилась необходимость в создании и разработке целого комплекса различных льгот и выгод для работников. Конечно, различных льгот было много, но одним из самых главных льгот, особенно для возрастных сотрудников стало пенсионное обеспечение[2]
Отраслевое развитие системы льготных пенсий берет свое начало с 1947 года. В первую очередь эта система коснулась черной металлургии, геологии и угольной промышленности. Цветная металлургия, химическая и асбестовая промышленность стали подпадать под льготное пенсионное обеспечение лишь с 1948 года.
От того насколько значима та или иная отрасль, насколько у людей возникает потребность в этой отрасли, насколько активно себя ведет данное ведомство зависит то, будет ли она являться отраслью с льготным пенсионным обеспечением или нет. В те годы льготное пенсионное обеспечение могло распространяться не на всю отрасль в целом, а, например, для конкретного цеха или для конкретного производства.
Российский Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: с поправками от 30 декабря 2008 года, 5 февраля, 21 июля 2014 года, 14 марта 2020 года: [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года]. – Текст: электронный // КонсультантПлюс: [справ. –правов.система]. – URL: http://www.consultant.ru/ – Режим доступа: свободный.
2. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (ред. от 29.12.2015) // Собрание законодательства РФ, 30.12.2013, N 52 (часть I) - Текст: электронный // КонсультантПлюс: [справ. –правов.система]. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156525/?ysclid=loevzwidur245117840 – Режим доступа: свободный.
3. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (ред. от 14.12.2015) // Собрание законодательства РФ, 17.12.2001, N 51. - Текст: электронный // КонсультантПлюс: [справ. –правов.система]. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34447/?ysclid=loew1owh12391438695
4. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон Российской Федерации от 15 декабря 2001 г. №166-ФЗ (ред. От 21.07.2014) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». - Текст: электронный // КонсультантПлюс: [справ. –правов.система]. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34419/?ysclid=loew40ume8162708043
5. Белякин, В.Г. Специальная оценка условий труда и досрочная пенсия / В.Г. Белякин // Справочник кадровика. - 2014. - № 5. 126-131с.
6. Галаганов, В.П. Право социального обеспечения: практикум. Учебное пособие / В.П. Галаганов. — М.: Академия, 2013. — 160 с.
7. Ермаков Д.Н., Хмелевская С.А. Современное пенсионное обеспечение в Российской Федерации. — М.: Дашков и ко, 2014. — 400 с.
8. Капустина О.В. Льготные пенсии в системе государственного пенсионного обеспечения Советского Союза (1956 - 1991 гг.) // Социальное и пенсионное право. 2019. N 4. 49 – 54с.
Всего 21 источник