Введение
Глава 1. Предупреждение правонарушений в сфере миграционного законодательства
Предупреждение правонарушений в сфере миграционного законодательства
1.2 Уголовная ответственность в сфере миграционных правоотношений
Глава 2. Проблемы квалификации преступлений в сфере незаконной миграции
2.1. Незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации
2.2. Организация незаконной миграции
2.3. Фиктивные регистрация или постановка на учет по месту пребывания
Заключение
Список используемой литературы
Актуальность темы. В последние годы в нашей многонациональной стране особенно остро дают о себе знать проблемы миграции. Незаконная миграция наносит значительный ущерб экономике государства, увеличивает нагрузку на социальную инфраструктуру, негативно влияет на криминогенную обстановку, превращаясь в фактор межэтнической напряженности, способствует распространению религиозного и этнического экстремизма. Президент Российской Федерации В.В. Путин неоднократно обращал внимание на необходимость серьезной коррекции государственной миграционной политики. В одной из своих предвыборных статей он писал: "Очевидно, что нам надо на порядок повысить качество миграционной политики государства. И мы будем решать эту задачу".
К сожалению, в 2020 году в 3 раза увеличилось число уголовных дел, возбужденных по фактам организации нелегальной миграции. На 6% выросло количество преступлений, совершенных иностранными гражданами. Отечественное законодательство активно противодействует нелегальной миграции, совершенствуя организационную и правовую основы. В частности, в действующем УК РФ нормы, регламентирующие реализацию уголовной ответственности за нелегальную миграцию и сопутствующие ей противоправные деяния, более пятнадцати раз подвергались изменениям и дополнениям. Как показывают исследования, сотрудники правоохранительных органов не редко испытывают затруднения при применении норм, регламентирующих средства уголовно-правового противодействия рассматриваемому явлению. В этом также может заключаться проблема потери контроля над мигрантами.
Для урегулирования данного вопроса государству необходимо как можно жестче контролировать процесс применения основных законов, связанных с миграционной политикой, на практике. Таким образом, к одной из важнейших государственных функций в сфере организации и поддержания правопорядка следует отнести регулирование процессов передвижения населения по стране, обеспечение и организацию защиты прав и законных интересов его мигрирующей части, а также обеспечение в данном процессе общественной безопасности и порядка.
Чтобы достичь и реализовать эти задачи, необходима надлежащая информационно-теоретическая подготовка представителей органов государственной службы. Следовательно, невозможно осуществить все перечисленное, не рассмотрев правовые проблемы и пути их преодоления, связанные с нарушением миграционного законодательства. Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в результате преступлений в сфере миграционного законодательства. Предметом исследования являются нормы уголовного законодательства и соответствующие ему нормативные правовые акты, регламентирующие ответственность за преступления в сфере миграционного законодательства. Целью исследования является выработка единых подходов в понимании и реализации комплекса мер, направленных на предупреждение преступлений в сфере миграционного законодательства, уголовно-правовыми средствами, а также совершенствование их законодательной регламентации.
Постановка цели определила возникновение и решение конкретных задач:
Выявить способы предупреждение правонарушений в сфере миграционного законодательства;
·рассмотреть уголовную ответственность в сфере миграционных правоотношений; ·подвергнуть анализу национальное законодательство отдельных государств СНГ;
·выявить правовые проблемы и пути их преодоления, связанные с нарушением миграционного законодательства.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Глава 1. Предупреждение правонарушений в сфере миграционного законодательства
Предупреждение правонарушений в сфере миграционного законодательства
Деятельность органов предварительного расследования по предупреждению преступлений прежде всего регламентирована:
- статьей 2 УК РФ, согласно которой одной из задач уголовного законодательства является предупреждение преступлений[1];
- уголовно-процессуальным законодательством, где в соответствии с ч. 2 ст. 158 УПК РФ дознаватель, следователь вправе внести в соответствующую организацию или соответствующему должностному лицу представление о принятии мер по устранению установленных обстоятельств по уголовному делу, способствовавших совершению преступления или других нарушений закона. Данное представление подлежит рассмотрению с обязательным уведомлением о принятых мерах не позднее одного месяца со дня его вынесения. При этом следователь (дознаватель) при расследовании конкретного уголовного дела обязан выявить обстоятельства, способствующие совершению преступления (ч. 2 ст. 73 УПК РФ);
- приказом МВД России от 4 января 1999 г. № 1 «О мерах по реализации Указа Президента РФ от 23 ноября 1998 г. № 1422», согласно которому в основные функции следственного управления входят обобщение и анализ причин и условий, способствовавших совершению преступлений (п. 13.8);
- приказом МВД России от 17 января 2006 г. № 19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений», которым вменяется сотрудникам следственных подразделений и подразделений
дознания устанавливать в процессе расследования обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, других нарушений закона, и вносить представления в соответствующую организацию или должностному лицу и контролировать устранение недостатков (п. 14.1, 18.1)[2].
Кроме того, вышеуказанным приказом на сотрудников следственных подразделений возложена обязанность передавать в соответствующие подразделения органов внутренних дел сведения, полученные в ходе расследования уголовных дел, имеющие значение для предупреждения и раскрытия преступлений.
Профилактическая работа следователей и дознавателей заключается также в том, что они обеспечивают неотвратимость ответственности и наказания преступников. Огромное значение имеют и непроцессуальные формы профилактических мероприятий по предупреждению преступлений. Это выступления в средствах массовой информации, лекции и беседы в трудовых коллективах и учебных заведениях. Несмотря на это, такие формы профилактической работы не предусмотрены в деятельности органов предварительного расследования, в том числе в вышеуказанном Приказе МВД России от 17 января 2016 г. № 19.
Между тем в Приказе МВД России от 11 августа 1998 г. № 490 «Об утверждении нормативных актов о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений», который был отменен с 17 января 2006 г., сотрудникам подразделений дознания прямо предписывалась необходимость выступать с сообщениями в трудовых коллективах, образовательных учреждениях, перед населением и в средствах массовой информации с сообщениями о результатах работы, об условиях, способствовавших совершению преступлений, а также с лекциями и беседами на правовые темы.
Предупреждение преступлений должно относиться к числу важнейших задач органов расследования, в первую очередь применительно к преступлениям по организации незаконной миграции[3]. Профилактическими мерами будут являться своевременное возбуждение уголовных дел данной категории, избрание адекватных мер пресечения обвиняемому (подозреваемому), выявление условий совершения данного вида преступлений, строгое соблюдение процессуальных норм и принципов, определяющих порядок следственных действий, недопустимость волокиты по возбужденным уголовным делам и т. д.
8.Андриченко Л.В., Плюгина И.В. Совершенствование регистрационного учета в Российской Федерации // Конституционно-правовая стратегия и обеспечение устойчивого развития. Мировой и отечественный опыт. М., 2022. С.187 - 201.
9. Иванов В.Д. Уголовное право. Общая часть; Феникс - Москва, 2023. - 625 c
10.Казанцев С.Я., Кругликов Л.Л., Мазуренко П.Н., Сундуров Ф.Р. Уголовное право; Академия - Москва, 2023. - 352 c .
11.Лупу А.А., Оськина И.Ю. Международное уголовное право; Дашков и Ко - Москва, 2020. - 312 c
12.Попов И.А., Попова О.И. Совершенствование правового и организационного обеспечения противодействия незаконной миграции // Миграционное право. 2021. N 2. С.12 - 19
13.Сергеев А.А. Регистрационный учет граждан Российской Федерации: социальные функции и проблемы правового регулирования // Конституционное и муниципальное право. 2019. N 3. С.38 - 44.
14 .Уголовное право России. Общая часть; Юстицинформ - Москва, 2023. - 496 c
15.Филимонов В.Д. Уголовная ответственность по российскому законодательству; ЮрИнфоР-МГУ - Москва, 2019. - 256 c.