Введение
1 Теоретические основы института мер принуждения в законодательстве об административных правонарушениях
1.1 Административно-правовые меры принуждения в системе мер государственного принуждения
1.2 Генезис института мер принуждения в законодательстве об административных правонарушениях
Глава 2. Виды мер административного принуждения в доктрине административного права
2.1. Административное принуждение как правовой институт
2.2. Административная ответственность
Заключение
Список использованной литературы
Актуальность темы исследования. Сегодняшний этап социально-экономического развития России в большой степени зависит от обеспечения государством стабильности общественных отношений, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, интересов бизнес-сообщества. В этой связи охрана правопорядка в стране выступает одной из основных и приоритетных направлений деятельности государства, что во многом достигается за счет системы государственного принуждения, являющейся необходимой предпосылкой для принуждения граждан к законопослушному поведению. В тоже время осуществляемые в процессе государственного принуждения действия и процедуры также могут иметь негативный характер для поднадзорных субъектов, ущемлять их права и законные интересы. Поэтому важным является нормативно-правовая регламентация применения мер государственного принуждения в части недопущения произвола правоприменительных органов.
Пристальное внимание исследователей к проблематике мер административного принуждения обуславливается тем обстоятельством, что они осуществляет охрану одних из наиболее важных общественных отношений. Правильное понимание и уяснение понятия административного принуждения имеет не только важное теоретическое, но и практическое значение, поскольку реализация этого правового механизма затрагивает права и интересы каждого из нас.
Одной из мер административного принуждения выступает институт административной ответственности.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в связи с применением уполномоченными лицами мер административного принуждения.
В качестве предмета исследования выступают теоретические и практические аспекты, правовые нормы, посвященные вопросу реализации и применения мер административного принуждения как разновидности государственного принуждения.
Научная новизна работы определяется авторским подходом к исследованию правовых основ института мер административного принуждения, ориентированным на обоснование выводов и разработку предложений по совершенствованию действующего законодательства.
Цель настоящей работы заключается в проведении комплексного правового анализа теоретико-правовых основ и особенностей применения мер административного принуждения уполномоченными лицами, выявлении проблем правового регулирования и разработки мер, направленных на совершенствование действующего законодательства.
В ходе написания настоящей работы были поставлены следующие наиболее важные взаимосвязанные и взаимообусловленные частные задачи:
1) дать общую характеристику административного принуждения как разновидности государственного принуждения;
2) исследовать генезис института мер принуждения в праве по делам административных правонарушений;
3) изучить виды мер административного право принуждения в доктрине административного права;
4) охарактеризовать субъектов, уполномоченных применять меры принуждения;
5) рассмотреть применение мер административного пресечения уполномоченными органами;
6) определить процессуальный порядок применения мер административно-процессуального обеспечения при производстве по делам об административных правонарушениях;
7) выявить особенности применения мер административной ответственности уполномоченными лицами при производстве по делам об административных правонарушениях.
Основу методологического подхода в данном исследовании составили исторический метод, методы системно-структурного и комплексного анализа, приемы и способы толкования различных юридических понятий и явлений, логические способы изучения и лексические приемы.
В качестве теоретической основы настоящего исследования были использованы труды и работы таких авторов исследуемой проблематики, как Д.Н. Бахрах, Н.В. Бровко, О.В. Гречкина, А.А. Демин, М.И. Еропкин, К.А. Кареева-Попелковская, А.В. Куракин, В.А. Мельников, А.В. Мингес, Б.В. Россинский, Н.Г. Салищева, Ю.А. Соколов, П.Н. Сафоненков, В.А. Тюрин, С.Б. Щербаков и многих других.
Настоящая работа структурно состоит из введения, 2 глав, заключения и списка использованной литературы.
1 Теоретические основы института мер принуждения в законодательстве об административных правонарушениях
1.1 Административно-правовые меры принуждения в системе мер государственного принуждения
В правовом государстве в качестве единственно возможно варианта принуждения выступает только государственно-правовое принуждение, которое не может рассматриваться как государственное принуждение, осуществляемое посредством прав, а как «осуществление правового принудительного воздействия государством, наделенным полномочиями субъекта правового принуждения, при сохранении господства права во всех отношениях, связанных с осуществлением такого воздействия»[1].
Необходимо констатировать, что на сегодняшний день в научной среде отсутствует единое мнение по вопросу понимания сущности и правовой природы института государственно-правового принуждения.
Государственное принуждение нередко необоснованно смешивают с понятием «государственное насилие».
Анализ различных научных публикаций показал, что специфика государственного принуждения заключается в том, что оно находит свою реализацию исключительно в отношении лиц, виновных в совершении правонарушения, а также в ситуациях, предусмотренных законом, например, в период введения чрезвычайного или военного положения. Применение государством насилия имеет противоправный характер, преследует своей целью террор в стране, устрашение населения, подавление инакомыслящих и т.д. Применение мер государственного принуждения детальным образом регламентируется законом. Поэтому противоправные действия, например, сотрудников полиции в отношении задержанных (пытки, истязания и т.д.) не могут признаваться мерами государственно-правового принуждения.
Государственное принуждение в правовом и демократическом государстве обществе основывается на соблюдении принципов законности, справедливости, гуманизма, равенства и т.д.
Если отличия административного принуждения от института принуждения как способа управления являются значительными, то при соотношении государственного и административного принуждения определенные отличия присутствуют, но они не настолько велики, сводясь в основном в имеющихся количественных, а не качественных различных показателях.
Основное предназначение мер административного принуждения по верному утверждению К.А. Кареевой-Попелковской состоит «в охране общественных отношений, которые складываются преимущественно в сфере государственного управления»[2].
Необходимо констатировать, что на сегодняшний день в науке административного права отсутствует единое мнение по вопросу понимания сущности и правовой природы института государственного принуждения и административного принуждения, в частности. А.Н. Кокарев полагает, что сущность административного принуждения заключается «в применении специально уполномоченными субъектами мер принудительного характера, предусмотренных нормами административного права и направленных на обеспечение общественной безопасности, а также защиту общественных отношений в сфере государственного управления»[3].
Иной точки зрения придерживается П.Н. Сафоненков, полагающий, что административное принуждение представляет собой вид правового государственного принуждения, заключающийся в применении в судебном либо во внесудебном, предусмотренном законом порядке уполномоченными должностными лицами государственных органов (иными уполномоченными законом лицами) закрепленных нормами административного права мер психического либо физического воздействия в отношении граждан и организаций с целью обеспечения реализации функций государственного управления[4].
Абдулазизова П.Г. Административное право. Махачкала, 2017. С. 92.
Агапов А.Б. Административная ответственность. [Текст] / А.Б. Агапов //Учебник по административному праву. М., 2019., 421с.
Административная ответственность: вопросы теории и практики./Под ред. Хаманевой Н.Ю.- М.:ИГП РАН. 2017 г.
Барамзина О.Н. Процессуальное положение лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. – Челябинск, 2020., 265с.
Бекбулатов А, Лотарев Е.Н. Особенности развития конституционного строя в России // Сборник материалов II Международной научно-практической конференции. Чебоксары. – 2018. – С. 367-369.
Букша Н.Ю. Субъективная сторона административного правонарушения // Гуманитарные и общественные науки. 2016. №12. С. 70.
Бутков А.В. Проблемы применения органами внутренних дел административных наказаний: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2019.,289с.
Васильев Ф.П. Доказывание по делу об административном правонарушении: Автореф. дис. … д-ра.юрид. наук. М., 2020., 234с.
Вербицкая М.А. Потерпевший как участник производства по делам об административных правонарушениях: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. – М., 2019., 261с.
Герман Е.С. Административно-процессуальный статус физического лица – участника производства по делам об административных правонарушениях, имеющего личный интерес в деле: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. – Челябинск, 2020.,278с
Гуреев В.А. Меры административно - исполнительной деятельности ФССП России: формирование системного подхода / В. А. Гуреев // Административное право и процесс. — 2018. — № 6.
Зуева Л.Ю. Процессуальные сроки в производстве по делам об административных правонарушениях: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 2019.,284с.
Кирин А.В. Teopия административно-дeликтнoгo права: Aвтopeф. дис… д-ра юрид нaук. – М., 2019., 254с.
Куракин А.В. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации и роль органов внутренних дел в его обеспечении: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2020.,263с.
Meльникoвa В.И. Процессуальные нормы в Koдeкce Российской Федерации об административных правонарушениях: Aвтopeф. дис. …кaнд. юрид. нaук. – М., 2020., 274с..
Нактанов К.К. Административное правонарушение как основание административной ответственности: теоретические основы и их воплощение на практике // Вестник калмыцкого университета. 2019. № 1. С. 14.
Никитин А.С. Административное правонарушение: сущность противоправности: монография. М., 2016. С.5.
Попов Л.Л., Мигачев Ю.И., Тихомиров С.В. Административное право России: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. (отв. ред. Попов Л.Л.). - "Проспект", 2019 (инф. На стр. 237).
Россинский Б.В. Административное право. М., 2018. С. 402.
Улетова Г.Д. Принципы исполнительного права Российской Федерации– СПб, 2016. - 5с.