ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО КИТАЯ И РОССИИ В ФОРМАТЕ ДВУСТОРОННЕГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
1.1 Наука и образование как фактор современной внешней политики
1.2 Оформление российско-китайского диалога в сфере науки и образования
1.3 Договорно-правовая база сотрудничества КНР и РФ
ГЛАВА 2 РЕАЛИЗАЦИЯ РОССИЙСКО-КИТАЙСКИХ ПРОЕКТОВ В НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ
2.1. Научное сотрудничество РФ и К НР
2.2 Взаимо действие РФ и К НР по прое ктам развит ия высшего обр азования.
2.3. Участие России и Китая в совместных образовательных программах межвузовского уровня
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Актуальность исследования образования и науки в современных политических взаимоотношений России и Китая обусловлена историческим прошлым двух государств, и важностью нахождения целостного понимания двухсторонних отношений. Современные международные отношения могут повлиять на дальнейший ход истории. И, чтобы не ошибиться в выборе правильного пути развития взаимоотношений, нужно как можно многосторонне исследовать заявленную тему. Известно, что политические отношения регулируют экономические связи, а в свете экономического возвышения Китая для нашей страны важно использовать благоприятные условия для экономического и политического сотрудничества. Важнейшее значение для партнерства Китая с Россией имеет российское геополитическое положение. Разработчики китайской геополитики всегда - и в древности, и в современности - видели самую большую угрозу в возможности Стратегического окружения страны. Поэтому понятно, какое значение имеет для китайской глобальной стратегии
Степень научной разработанности темы исследования:
Изучение «мягкой силы» никак не может обойтись без ее автора Дж. Ная, на чьи работы опираются все исследователи данной теории. В число ключевых произведений по данной концепции, написанных Дж. Наем, входят: «Soft Power», «Bound to Lead: The Changing Nature of American Power», «The Paradox of American Power: Why the World's Only Superpower Can't Go It Alone», «Soft Power: The Means to Success in World Politics», «The Powers to Lead», «The Future of Power»6. Кроме того, у него опубликованы статьи,
1 Nye J. Soft Power // Foreign Policy. 1990. № 80. p. 153-171.
2 Nye J. Bound to lead: the changing nature of American power. Basic Books, 1991.
В исследованиях А.Б. Спрогис, ряда других авторов достаточно подробно были рассмотрены этапы развития межгосударственных отношений в политической, экономической, научной и культурной сферах, определена их структура, выявлены актуальные проблемы в двустороннем сотрудничестве Китая и России на переходном этапе. Достаточно большой объем исследований посвящено двусторонним отношениям России и Китая уже после 1990-х гг.
Объектом данной курсовой работы является научно-техническое сотрудничество России и Китая
Предметом являются особенности, закономерности, явления происходящие при сотрудничестве России и Китая в аспектах науки и образования.
Методология исследования: общенаучные методы: анализ, синтез, обобщение; анализ нормативно-правовых документов организаций, анализ научной, отчетности, статистической отчетности, политических документов.
Целью курсовой работы является рассмотрение научно – образовательного сотрудничества между Россией и Китаем после распада СССР. Из цели вытекают следующие задачи:
1. Рассмотреть науку и образование как фактор современной внешней политики.
2. Изучить особенности российско–китайского диалога в сфере науки и образования.
3. Изучить договорно – законодательную базу сотрудничества Китайской Народной Республики (КНР) и Российской Федерации (РФ).
4. Проанализировать особенности научного сотрудничества РФ и КНР.
5. Исследовать взаимодействие РФ и КНР по проектам развития высшего образования.
6. Изучить участие России и Китая в совместных образовательных программах межвузовского уровня
При разработке темы исследования был использован большой спектр источников на русском, английском и китайском языках, которые делятся на следующие группы: К первой группе источников относятся нормативно-законодательные
источники, которые включают законы, иные нормативно-правовые акты и положения РФ и КНР, документы органов власти РФ и КНР, в которых задекларированы государственные стратегии и концепции, определяющие механизм двустороннего культурно-гуманитарного сотрудничества.
Ко второй группе источников относятся делопроизводственные источники, в частности двусторонние договоры, соглашения, международные декларации, конвенции и нормативные акты, а также материалы ООН, ЮНЕСКО и ШОС.
Третья группа представлена публицистическими источниками, которая включает официальные заявления лидеров РФ и КНР, их выступления, а также выступления государственных деятелей и дипломатов, в которых определяются основные моменты гуманитарного сотрудничества двух стран
Пекинская декларация Российской Федерации и Китайской Народной Республики, подписанная 18 июля 2000 года в Пекине.
Декларация Российской Федерации и Китайской Народной Республики, подписанная в Москве 27 мая 2003 года
Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой от 16 июля 2001 года.
Глава 1. НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО КИТАЯ И РОССИИ В ФОРМАТЕ ДВУСТОРОННЕГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
1.1 Наука и образование как фактор современной внешней политики
В современном мире статус и положение государства определяются не только и не столько его возможностями жесткого воздействия на международные процессы, сколько использованием потенциала науки и образования.
Наука и образование – это способность страны привлекать других игроков на международной арене на свою сторону, добиваясь поддержки национальной повестки путем демонстрации своих культурно-нравственных ценностей, привлекательности политического курса и эффективности политических институтов[1]. Такой подход к развитию территории нацелен на ее позиционирование через экспорт образовательных услуг, распространение национальных ценностей и культурных норм. Лидирующие позиции на мировой сцене занимают государства, которые способны оказывать направленное воздействие на своих соседей и конкурентов, что влечет обострение борьбы за лидерство в формировании и демонстрации ценностного порядка и поведенческих практик граждан.
В настоящее время каждая страна формирует спектр инструментов, нацеленных на увеличение экспорта образования, чтобы усилить свое глобальное присутствие. Например, в Китае заимствование теорий мягкой силы и интернационализации высшего образования привело к созданию сети учреждений Института Конфуция (Confucius Institutes), деятельность которых направлена на реализацию китайской международной стратегии «мягкого возвышения»[2].
Размышляя о теоретической концептуализации «мягкой силы» образования, выделяют три основных ее механизма: образование как носитель ценностей отдельно взятой станы, как ресурс и как инструмент в достижении определенных целей[3]. Очевидно, что эти механизмы взаимосвязаны между собой и отражают интересы национальных экономик стран по усилению мирового лидерства. Так правительства «связывают идею глобальных человеческих ресурсов с национальными целями экономического успеха»[4].
Понимая увеличивающуюся роль современных университетов в мировом пространстве, государства включаются в конкурентную борьбу за активного целеустремленного абитуриента. Принимающие университеты получают дополнительные инвестиции, реализуя внешнеполитические цели, а отправляющие страны обретают доступ к новым знаниям и навыкам посредством получения квалифицированных специалистов. Многие образовательные мигранты поддерживают тесную связь со своим государством и даже участвуют в совершенствовании национальной системы образования.[5]
Международная академическая мобильность – один из наиболее явных показателей эффективности «мягкой силы» высшей школы и в то же время главная движущая сила интернационализации, которая становится необходимым условием адаптации высшего образования к запросам современного мироустройства.[6].
Процесс интернационализации, который охватывает и объединяет сегодня межнациональный, межкультурный и глобальный уровни, требует переосмысления и нового оформления целей, функций и форм реализации обучения на высшей ступени. Эксперты в области международного высшего образования B. Leask и M. Yemini подчеркивают, что внедрение интернационализации в любом вузе связано с направленной, преднамеренной интеграцией международных, многокультурных и глобальных аспектов преподавания и обучения.
Всё большую значимость приобретают рейтинги университетов как показатели, без которых не представляется возможным улучшить лидерские позиции на глобальном рынке образовательных услуг. Они становятся частью интернационализации образовательной системы, обеспечивают коммуникацию между субъектами международного рынка образования и укрепляют репутацию университетов на региональном, национальном и международном уровнях.
Появление и растущая популярность рейтингов свидетельствуют о нарастании конкуренции за талантливых иностранных студентов и источники инвестиций. Результаты исследований подтверждают, что усиление эффективности научной и инновационной работы университетов приводит к увеличению дохода от такого рода деятельности, что указывает на повышение конкурентоспособности образовательных организаций на международном рынке образовательных услуг и может выступать основой для ранжирования университетов и обеспечения ведущих вузов государственным финансированием на условиях конкурсного отбора.[7] В то же время существует обратная связь: продвижение высших учебных заведений в международных рейтингах – это результат отдачи от финансовых вложений в их развитие. Так, можно рассчитать не только «эффективность … финансирования, но и стоимость одного пункта в рейтинге»[8].
Помимо престижности и репутации университета, закрепленных в рейтинговых системах, возможностей академической мобильности, а также таких косвенных показателей, как размер инвестиций и численность студентов, важным условием выбора страны и образовательной организации являются и неакадемические факторы. К ним относятся стоимость проживания и обучения, толерантность местного сообщества, развитость логистики и университетских сервисов, в том числе по адаптации в новой образовательной среде, готовность университетских организационных структур решать бытовые и иные проблемы иностранных граждан. Например, если местные студенты рассматривают прибывших из-за рубежа сокурсников как помеху в процессе получения образования между ними возможна враждебность и дискриминация последних со стороны принимающего сообщества – соответственно, трудности в достижении дружеских контактов, основанных на взаимопомощи и сотрудничестве.
Исследователи высшего образования озабочены тем, что для повышения уровня интернационализации вуза в долгосрочной перспективе требуются принципиально новые подходы к рекрутингу зарубежных обучающихся: «переход с тактических позиций на стратегические; формирование профиля потенциального студента как международного»[9] а также создание «полиязычной образовательной среды»[10], которая улучшает имидж вуза в восприятии потенциальных иностранных студентов.
Абдулкеримов, И.З. Особенности управления интеграционными процессами в системе высшего образования / И.З. Абулкеримов // Вестник Дагестан. гос. техн. ун-та: техн. науки. – 2010. – № 4 (19). – С. 115–119.
Абдулкеримов, И.З. Современные тенденции интернационализации высшего образования // И.З. Абдулкеримов, Е.И. Павлюченко, А.М. Эсетова / Проблемы Соврем. экономики. – 2012. – № 3 (43). – С. 358–361.
Абдулкеримов, И.З. Факторы и условия развития интеграционных процессов на рынке образовательных услуг / И.З. Абулкеримов // Регион. проблемы преобразования экономики. – 2011. – № 2 (28). – С. 286–292.
Аликберова, А.Р. Российско-китайские отношения в сфере культуры и образования (1990-е – 2000 гг.): автореф. дис. … канд. ист. наук / А.Р. Аликберова. – Казань, 2014. – 26 с.
Антипов, П. Свой среди своих // «Optima study. Международное образование и языки». – 2013. – № 2 (8).
Базаров, Б.В. Российско-китайские отношения и роль регионов Восточной Сибири в их развитии (1989–1999 гг.) / Б.В. Базаров, Д.В. Ганжуров. – Иркутск: Оттиск, 2002.
Большакова, Н.Г. Развитие толерантности как лингвокультурной категории при обучении китайских студентов русскому языку / Н.Г. Большакова, О.В. Низкошапкина // Вестник Рос. ун-та дружбы народов. Сер. «Вопросы образования: языки и специальность». – 2014. – № 1.
Бурцева, К.Ю. Тенденции интеграции и сотрудничества университетов в условиях глобализации экономики / К.Ю. Бурцева // Вектор науки ТГУ. – 2014. – № 2 (28). Теория и методика профессионального образования 48 Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education. Educational Sciences. 2017, vol. 9, no. 2, pp. 43–52
Всего 46 источников