Теоретическая часть. Принципы построения и виды целевых моделей, правила постановки целей
Практическая часть
Список использованных источников
Теоретическая часть: принципы построения и виды целевых моделей, правила постановки целей
Системный анализ как инструментарий исследования систем управления традиционно включает изучение системы через формирование ее целей. Понятие цели и связанные с ним понятия целесообразности и целенаправленности положены в основу развития теории менеджмента.
Управление по целям рассматривается как концепция современного менеджмента, утверждающая, что повышение эффективности работы достигается за счет того, что каждый руководитель имеет четкое представление как о своих целях, так и о целях организации в целом.
Для термина «цель» имеется несколько определений. В общепринятом понимании цель – это «модель желаемого будущего». В Большой советской энциклопедии цель определяется как «заранее мыслимый результат сознательной деятельности человека (воплощение замысла)» .
В управлении организацией природа целей иерархична и имеет несколько уровней их постановки:
– цель – как желаемое будущее, замысел (философия и миссия компании, общая цель, определяющая область заинтересованности);
– цель – как общее направление (определение развития системы в требуемом направлении), ориентированное на воплощение замысла;
– цель – как результат деятельности (продукция, услуга);
– цель – как процесс (добиться безубыточной деятельности или бесперебойной подачи материала и т.д.), обеспечивающий выполнение поставленного требования;
– цель – как достижение определенного состояния (равновесия, устойчивости, гибкости, адаптации), обеспечивающего эффективность функционирования системы.
Управление, ориентирование – это придание цели того или иного действия. Наиболее распространенным определением цели в управлении организацией является следующее: цель – это тот конечный результат, который необходимо получить путем выбора и реализации тех или иных управляющих воздействий на систему. Для цели как конечного результата, определенного количественно или заданного в виде требования (достичь, повысить), существенно понятие область достижимости. Под областью достижимости понимается множество всех предельных состояний системы, которого она достигает в некоторый момент времени при наилучшем в заданном смысле управлении.
Изучение системы управления через анализ ее целей основывается на построении целевой модели или системы целей. Составить целевую модель – это сформулировать класс понятий или концептов, описывающих назначение системы и ее элементов. Целевая модель представляется в виде иерархии целей, как некоторой древовидной структуры, построенной по принципу «цель – средство достижения цели – подцель», и так по каждому уровню. Построение целевой модели – слабо формализованный процесс, который основан на знаниях, искусстве и интуиции специалистов в области управления.
1. Кафидов, В. В. Исследование систем управления: учеб. пособие по специальности «Менеджмент организации» / В. В. Кафидов; Рос. гос. социал. ун–т. – [2-е изд.]. –Екатеринбург: Деловая книга: М.: Акад. Проект, 2015. – 154 с.
2. Коротков, Э. М. Исследование систем управления: учебник / Э.М. Коротков. – 2-е изд. – М. : ДеКа, 2013. – 336 с.
3. Мишин, В. М. Исследование систем управления: учеб. для вузов по специальности «Менеджмент организации» / В. М. Мишин. – 2-е изд. – М.: ЮНИТИ, 2015. – 527 с.
4. Фрейдина Е.В. Исследование систем управления: УМК. – Новосибирск: НГУЭУ,2007. – 184 с.
5. Широкова, Г.В. Жизненный цикл организации: концепция и российская практика. – 2-е изд. – Спб.: Высш. шк. менеджмента, 2013. – 478 с.