1. Введение
2. Описание предметной области
3. Дерево целей
3.1. Построение дерева целей
3.2 Расчет коэффициентов относительной важности
3.2.1 Расчет КОВ дерева целей (1-вый уровень)
3.2.2 Расчет КОВ дерева целей (2-ой уровень)
3.2.2.1 Расчет КОВ дерева целей (2-ой уровень, 1 семейство)
3.2.2.2 Расчет КОВ дерева целей (2-ой уровень, 2 семейство)
3.2.2.3 Расчет КОВ дерева целей (2-ой уровень, 3 семейство)
3.3 Дерево целей с рассчитанными КОВ
4. Деревья мероприятий
4.1 Дерево мероприятий для подцели «Повышение доступности жилья»
4.1.1 Расчет весовых коэффициентов критериев семейства 1
4.1.2 Деревья мероприятий (итоговая таблица расчета альтернатив семейства 1)
4.1.3 Расчет весовых коэффициентов критериев семейства 2
4.1.4 Деревья мероприятий (итоговая таблица расчета альтернатив семейства 2)
4.1.5 Расчет весовых коэффициентов критериев семейства 3
4.1.6 Деревья мероприятий (итоговая таблица расчета альтернатив семейства 3)
4.2 Дерево мероприятий для подцели «Повышение доступности жилья» с рассчитанными весами альтернатив
4.3 Дерево мероприятий для подцели «Повышение доступности школьного и дошкольного образования» с рассчитанными весами альтернатив
4.4 Дерево мероприятий для подцели «Усиление государственной поддержки семей» с рассчитанными весами альтернатив
4.5 Дерево мероприятий для подцели «Повышение доступности медицинского обслуживания» с рассчитанными весами альтернатив
4.6 Дерево мероприятий для подцели «Увеличение уровня образованности молодежи по вопросам контрацепции, ЗППП» с рассчитанными весами альтернатив
4.7 Дерево мероприятий для подцели «Максимальная ориентация населения на ведение здорового образа жизни» с рассчитанными весами альтернатив
4.8 Дерево мероприятий для подцели «Повышение уровня знаний детей и подростков о семейных ценностях» с рассчитанными весами альтернатив
4.9 Дерево мероприятий для подцели «Увеличение консультативной и психологической поддержки супружеских пар находящихся в сложных ситуациях» с рассчитанными весами альтернатив
4.10 Дерево мероприятий для подцели «Повышение доступности консультирования и других услуг в области планирования семьи» с рассчитанными весами альтернатив
5. Сетевой график
5.1 Построение сетевого графика
5.2. Расчет численных характеристик сетевого графика, определение критического пути
6. Заключение
7. Список используемой литературы
Системный анализ, в узком смысле, представляет собой совокупность методологических средств, используемых для подготовки и обоснования решений по сложным проблемам политического, военного, социального, экономического, научного, технического характера. В широком смысле термин «системный анализ» иногда (особенно в англоязычной литературе) употребляют как синоним системного подхода.
Использование методов системного анализа для сложных проблем в различных областях наше жизнедеятельности имеет широкое распространение, прежде всего потому, что в процессе принятия решений приходится осуществлять выбор в условиях неопределенности, которая обусловлена наличием факторов, не поддающихся строгой количественной оценке. Процедуры и методы системного анализа направлены именно на выдвижение различных вариантов решения проблемы, выявление масштабов неопределенности по каждому из вариантов и сопоставление вариантов по тем или иным критериям эффективности, т.е. основной целью применения системного анализа является повышение степени обоснованности принимаемого решения . Системный анализ показывает, что в любой области деятельности каждое решение есть следствие поиска из множества возможных вариантов лучшего варианта. Наилучшими являются варианты, в полной мере соответствующие объективным законам общественного развития.
Тема моей контрольной работы была сформулирована, как «Разработка методов решения проблемы повышения рождаемости в г. Новосибирске». Актуальность выбора данной проблемы заключается в том, что на сегодняшний день Россия столкнулась с тем, что в силу сложившихся экономических, политических, социальных условий, второй ребенок в семье считается роскошью, при этом для того, чтобы население страны оставалось на прежнем уровне в семье должно рождаться хотя бы два ребенка, иначе население будет сокращаться. Проблема повышения рождаемости представляет собой сложный комплекс разноплановых проблем (проблема повышения материального положения семей, проблема репродуктивного здоровья населения и т.д.).
Для того чтобы определить наиболее эффективные способы повышения рождаемости в г. Новосибирске, в работе приведены альтернативные пути решения по каждому блоку проблем и с помощью расчета коэффициентов относительной важности, выделены наиболее важные, на которых органы управления города должны сфокусировать силы. Кроме того, в работе построен сетевой график по выполнению наиболее важных работ, который позволил оценить сроки выполнения всех мероприятий и выявить резервы времени.
Хотелось бы отметить, что предлагаемые пути решения и мероприятия в рамках решения проблемы рождаемости безусловно могут быть реализованы все вместе, однако при разработки мероприятий программы было выдвинута гипотеза о том, что ресурсы бюджета ограничены, а значит может быть реализована только одно из предложенных мероприятий в рамках достижения той или иной цели.
Таким образом. цель данного исследования заключается в формировании оптимальной программы для решения проблемы рождаемости в г. Новосибирске.
Задачами исследования являются: выявление проблемной ситуации; описание системы; выделение подсистем и элементов системы; описание признаков проблемной ситуации; решение проблемы с помощью методов системного анализа.
Предмет исследования – проблемы связанные с повышением рождаемости.
2. ОПИСАНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ
Моей системой является план разработки наиболее эффективных мероприятий по повышению рождаемости в г. Новосибирске. Эта система состоит из элементов, подсистем и связей.
Дадим определения каждой из составляющих:
- элемент – простейшая неделимая часть системы; часть системы, обладающая самостоятельностью по отношению ко всей системе и неделимая при данном способе выделения частей. Сам элемент характеризуется только его внешними проявлениями в виде связей и взаимосвязей с остальными элементами и внешней средой.
- подсистема – компонент более крупный, чем элемент, но более детальный, чем система в целом.
- связь – совокупность зависимостей свойств одного элемента от свойств других элементов системы. Установить связь между двумя элементами – это выявить наличие зависимостей их.
В нашей системе имеются две подсистемы: это то с помощью чего будет достигаться решение главной проблемы: медицинские учреждения, образовательные учреждения, общественные организации, органы местной власти и то как будет достигаться решение проблемы: план решения проблемы. Хотелось бы отметить, что в нашей системе выделяется еще один элемент системы – государство, т.к. именно политикой государства определяется политика всех остальных элементов системы, в нашем случае именно политика государства определяет план решения демографической проблемы на уровне г. Новосибирска (рисунок 1):
Рисунок 1 – План разработки наиболее эффективных мероприятий по повышению рождаемости
3. ДЕРЕВО ЦЕЛЕЙ
3.1. ПОСТРОЕНИЕ ДЕРЕВА ЦЕЛЕЙ
Дерева целей позволяет нам определить главную цель и определить, достижение каких целей более низкого уровня может способствовать достижению главной цели. При этом нужно отметить, что очень часто цели имеют разный вес с точки зрения вклада в достижение главной цели (данное правило перекликается с правилом Парето, что 20% усилий дают 80% результата).
При оценке значимости подцели для достижения главной цели прибегают к экспертным методам оценки, т.к. привлекая экспертов, можно получить информацию качественного характера, основанную на опыте и интуиции специалистов. Такие качественные оценки носят название экспертных оценок.
В общем случае предполагается, что мнение группы экспертов надежнее, чем мнение отдельного индивидуума, т.е. что две группы одинаково компетентных экспертов с большей вероятностью дадут аналогичные ответы на ряд вопросов, чем два индивидуума. Предполагается, что коллективная ответственность позволяет специалистам принимать более рискованные решения и что интервал оценок, полученных от группы экспертов, включает в себя «истинную» оценку .
1. Кричевский А.И. Основы системного анализа. Курс лекций. – Новосибирск: НГУЭУ. – 2009. – 136 с.
2. Исследование систем управления: Учеб. пособие/ Под ред. д.э.н., проф. Э.М.Короткова. – М.: ИНФРА-М, 2008. – С.215
3. Мухин В.И. Исследование систем управления: учебник / В.И.Мухин. – М.: Изда-тельство «Экзамен», 2009. – С.217