ВВЕДЕНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ
1.1. Понятие и элементы государственного механизма
1.2. Судебная власть в системе разделения властей
2. ХАРАКТЕРИСТИКА СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
2.1. Понятие и структура судебной системы Российской Федерации
2.2. Особенности судебных системы зарубежных стран
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3.1. Понятие и содержание судебных реформ Российской Федерации
3.2. Направления реализации судебной реформы на современном этапе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Актуальность темы состоит в том, что успешная реализация функций государства невозможна без четкой работы механизма государства и его составных элементов. В связи с этим вопросы о том, каков механизм того или иного государства, из каких структурных элементов он состоит, практически всегда привлекают внимание исследователей и самых обычных людей. Не представляет исключения и механизм государства современной России.
Одним из элементов механизма государства является судебная власть.
Система судебных органов обеспечивает незыблемость основ конституционного строя, охраняя правопорядок, единство экономического пространства, имущественные и неимущественные права граждан и юридических лиц, а также гарантирует свободу экономической деятельности.
Конституция Российской Федерации (далее – Конституция РФ), закрепляя принцип разделения власти на три ветви, определяет правовую возможность судебной власти осуществлять самостоятельность и независимость от законодательной и исполнительной власти. Наделяя судебную власть самостоятельностью и независимостью от влияния законодательной и исполнительной власти, государство исходит из необходимости построения демократического и правового государства.
Проблемы судебной власти рассматривались в трудах Н.С. Бондаря, Н.В. Витрука, Г.А. Гаджиева, Л.Ю. Грудцыной, О.Е. Кутафина, Т.Г. Морщаковой, А.П. Фокова и др. В настоящий момент вопросы судебной реформы исследуют А.В. Бухарев, А.И. Долгова, М.О. Жарков, Н.В. Климшина, В.Н. Кузнецов, Л.Н. Москвич, А.В. Назаров, А.В. Плескунов, Е.В. Плеханова, С.Ю. Сайдукова, О.Л. Серегина, Е.Е. Тонков, Э.Р. Чернова, Т.В. Цатурян и другие авторы.
Объектом исследования являются общественные отношения в сфере организации и реализации судебной власти.
Предметом исследования явились нормы Конституции Российской Федерации, Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», Закон РФ от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» и других нормативно-правовых актов.
Цель работы – исследовать законодательные нормы, устанавливающие место судебной власти в государственном механизме. Для реализации указанной цели в работе решаются следующие задачи:
1) рассмотреть понятие и элементы государственного механизма;
2) определить место судебной власти в системе разделения властей;
3) охарактеризовать судебную систему Российской Федерации и зарубежных стран;
4) проанализировать итоги реформирования и тенденции развития судебной систем Российской Федерации.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные и частнонаучные методы исследования: логический, историко-правовой, сравнительно-правовой, системно-аналитический, формально-юридический и др.
Структура исследования определена ее целями и задачами. Работа состоит из ведения, трех глав, состоящих из шести параграфов, заключения и списка использованных источников. Введение включает актуальность, цели, задачи, объект, предмет и методы исследования. В первой главе рассматривается общая характеристика судебной власти. Во второй главе рассматривается судебная система Российской Федерации и зарубежных стран. В третьей главе анализируются промежуточные итоги и тенденции судебной реформы в Российской Федерации. Заключение содержит основные выводы по результатам исследования.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ
1.1. Понятие и элементы государственного механизма
Механизм государства – это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, практически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства[1].
Механизм современного государства отличается высокой степенью сложности, многообразием органов и учреждений, подразделяется на крупные подсистемы, элементы.
В современный период выделяются следующие структурные элементы механизма Российского государства:
1) государственный аппарат;
2) государственные учреждения;
3) государственные предприятия;
4) государственные служащие.
Государственный аппарат – это основной, центральный элемент механизма государства, представляющий собой систему государственно-властных органов, осуществляющих управление и принуждение в обществе.
Государственный аппарат Российской Федерации состоит из аппарата управления и аппарата принуждения. Аппарат управления включает в себя Главу государства – Президента Российской Федерации, полномочия которого закреплены в главе 4 Конституции РФ.
В аппарат управления входят и органы законодательной власти: Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации, который состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы, а также законодательные, представительные органы субъектов Российской Федерации.
Видное место в аппарате управления занимают органы исполнительной власти. Исполнительную власть в России осуществляет Правительство РФ. В систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства[2]. В субъектах РФ функционируют региональные органы исполнительной власти: высшие исполнительные органы, исполнительные органы.
В аппарат управления также входят органы судебной власти. В России они представлены Конституционным суд РФ, Верховным Судом РФ и поднадзорными ему федеральными судами общей юрисдикции, военными судами, арбитражными судами, а также судами субъектов РФ, к которым относятся конституционные (уставные) суды субъектов РФ и мировые судьи.
Аппарат управления включает в себя и органы государства с особым статусом (органы, которые не входят ни в одну из ветвей власти). К ним в России относятся органы прокуратуры, Центральный банк РФ, Счетная палата РФ, Уполномоченный по правам человека и другие, а также органы государственной власти субъектов РФ с особым статусом: счетные палаты субъектов РФ, избирательные комиссии субъектов РФ и др.
Аппарат принуждения состоит из силовых ведомств, правоохранительных органов: армии, полиции, разведки, органов безопасности и др. Они осуществляют правоохранительную деятельность, обеспечивают безопасность государства и общества.
В завершение следует отметить, что функционирующие в составе механизма Российского государства элементы обеспечивают выполнение государственных функций[3].
Валайтис А.Ю. Судебная система в РФ: состояние и реформы // Вестник магистратуры. - 2018. - № 12-3 (87). - С. 77-78.
Волкова И.И. Судебная система Российской Федерации: конституционное регулирование и задачи реформирования // Проблемы эффективности государственной власти: внешние и внутренние факторы динамичного развития России материалы 2-ой межрегиональной научно-практической конференции. - 2016. - С. 45.
Выступление Председателя Верховного Суда Российской Федерации Вячеслава Михайловича Лебедева на IX Всероссийском съезде судей // Судья. - 2017. - № 1. - С. 2-8.
Голованова Р.А. Элементы механизма современного российского государства // Проблемы государства и права в исследованиях студентов: сборник тезисов докладов и сообщений XII Межвузовской научно-практической конференции. Филиал Московского института государственного управления и права в Тюменской области. - 2017. - С. 187-190.
Данелян А.Г. К Вопросу о функциях судебной власти в Российской Федерации // Актуальные вопросы конституционного и административного права: сборник материалов Всероссийской научно-теоретической конференции. - 2017. - С. 44-48.
Данилевский И.Н. и др. Реформы в России с древнейших времен до конца XX в. М.: Политическая энциклопедия, 2016. – С.10.
Евстигнеева А.В. Судебная власть в Российской Федерации, ее система и реформирование // European Scientific Conference: сборник статей VIII Международной научно-практической конференции: в 3 ч. - 2018. - С. 109-112.
Есенков В.А. Особенности развития судебной системы в России // Проблемы и перспективы в международном трансфере инновационных технологий: сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. - 2019. - С. 155-159.
Задирака А.А. Сравнительная характеристика судебной системы Российской Федерации и зарубежных стран // Человек в мире природы и культуры. Трибуна молодых: сборник материалов Международной научно-практической конференции. - 2018. - С. 163-166.
Клеандров М.И. О методологии судебной реформы: сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции «Судебные реформы в России: история и современность». - Санкт-Петербург. - 2014. - С.7-18.
Колмаков А.Г. Некоторые аспекты проведения судебной реформы на современном этапе // Вестник Международного юридического института. - 2018. - № 1 (64). - С. 52-62.
Лебедев В. М. Выполнение решений IX Всероссийского съезда судей и приоритетные направления совершенствования судебной системы России // Судья. - 2018. - № 5. - С. 4-6.
Медушевский А.Н. Российские реформы: понятие, типология, сравнительный анализ. - М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2016. – С.210-219.
Михалева Н.В. Судебная реформа в РФ: перспективы улучшения защиты прав и свобод человека и гражданина // Защита прав и свобод человека и гражданина: современное состояние и перспективы развития сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. - 2018. - С. 62-66.
Мищенко В.И., Зимина Е.А. Судебные системы зарубежных стран // Государственное и муниципальное право: теория и практика: сборник статей международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 33-37.
Момотов В.В. Судебная реформа 2018 года в Российской Федерации: концепция, цели, содержание (Часть I) // Журнал российского права. - 2018. - № 10 (262). - С. 134-146.
Плотникова Э.Д. Судебная власть как основа формирования демократического и правового государства в РФ // Молодежь в науке: новые аргументы сборник научных работ V-го международного молодежного конкурса. - 2016. - С. 39-42.
Сабанина Н.О., Квартальнова И.С., Меркулов Д.Г. К вопросу о роли судебной власти в современном российском обществе // Преемственность и новации в юридической науке: сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. - 2018. - С. 69-72.
Самсонов А.Г., Працко Г.С. Судебная власть и правовой порядок // Современная юриспруденция: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей XV Международной научно-практической конференции. - 2018. - С. 252-255.
Факеева Л.Е. Судебная реформа в России: понятие и механизм реализации // Школа Науки. - 2019. - № 1 (12). - С. 46-47.
Шабанов П. Н. О признаках судебной власти // Судебная власть и уголовный процесс. – 2017. – № 2. – С. 74-77.
Шувалова Ю.С. Судебная власть, ее правовая природа и соотношение с другими ветвями государственной власти // EurasiaScience: сборник статей XIV международной научно-практической конференции. - 2018. - С. 195-197.
Юлбердина Л.Б., Янбаева Т.М. Судебная система в РФ // Actualscience. - 2017. - Т. 3. - № 3. - С. 233-234.
3. Материалы судебной практики
Приговор Фрунзенского районного суда г. Иваново от 05 сентября 2017 г. по делу № 1-123/2016. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rospravosudie.com/court-frunzenskij-rajonnyj-sud-g-ivanovo-ivanovskaya-oblast-s/act-558389936/ (дата обращения: 05.04.2019 г.).
Решение квалификационной коллегией судей Краснодарского края от 30 сентября 2016 г. по делу № ДК17-28 [Электронный ресурс]. Режим доступа: СПС «Гарант».
Приговор Брянского областного суда от 28 марта 2016 г. по делу № 2-04/16. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rospravosudie.com/court-bryanskij-oblastnoj-sud-bryanskaya-oblast-s/act-503631544/ (дата обращения: 05.04.2019 г.)
Решение квалификационной коллегии судей Краснодарского края от 27 января 2017 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kda.vkks.ru/publication/43040/ (дата обращения: 05.04.2019 г.)