Введение
1. Общая характеристика политических прав и свобод в России
1.1. Понятие и правовое регулирование идеологического и политического многообразия в России
1.2. Содержание политических прав и свобод в России
2. Анализ решений Конституционного Суда РФ в сфере защиты политических прав и свобод в России
2.1. Защита политических прав и свобод в России в сфере создания и деятельности политических партий
2.2. Актуальные направления развития политических прав и свобод в России
Заключение
Список использованной литературы
В публично-правовых правоотношениях идеологическое и политическое многообразие занимает очень важное место. Практически каждое правоотношение, урегулированное в рамках законодательства, должно быть направлено на защиту гражданских прав и свобод и равного положения граждан, независимо от их взглядов, что должно быть подкреплено государством. Однако, помимо непосредственно наличия государственного принуждения, необходимо надлежащее правовое регулирование. Институт идеологического и политического многообразия как основы конституционного строя Российской Федерации в конституционном праве очень важен, так как защищает права как участников правоотношений, так и третьих лиц, чьи гражданские свободы могут быть нарушены путем ограничения реализации прав и свобод.
Вопросы идеологического и политического многообразия как основы конституционного строя Российской Федерации всегда являются актуальными. В последние годы в юридической науке данный институт обсуждается в связи с формированием государства и формы правления в Российской Федерации. Например, на развитие идеологического и политического многообразия повлияли некоторые принятые Конституционным судом решения. Рассматривая данные решения, необходимо определить основания для рассмотрения дел в Конституционном Суде РФ, какие черты идеологического и политического многообразия Российской Федерации были проанализированы в решениях, к каким выводам пришел Суд, и каким образом были исполнены решения Суда. Рассмотрение этих решений позволит определить, какие на данный момент есть перспективы идеологического и политического многообразия в Российской Федерации. Эти и другие важные аспекты будут рассмотрены в данном курсовом исследовании.
Целью курсового исследования является определение основных особенностей идеологического и политического многообразия в Российской Федерации.
Для достижения обозначенной цели были поставлены следующие задачи курсового исследования:
- Определить понятие идеологического и политического многообразия в законодательстве Российской Федерации;
- Изучить основные признаки идеологического и политического многообразия в Российской Федерации;
- Дать характеристику идеологического и политического многообразия и содержания данного права;
- Проанализировать два постановления Конституционного Суда Российской Федерации;
- Определить основания для рассмотрения дел в Конституционном Суде Российской Федерации;
- Выяснить, какие черты идеологического и политического многообразия Российской Федерации были проанализированы в рассматриваемых решениях Конституционного Суда Российской Федерации;
- Установить, к каким выводам в рассматриваемых решениях пришел Конституционный Суд Российской Федерации;
- Изучить, каким образом были исполнены рассматриваемые решения Конституционного Суда Российской Федерации.
Объектом исследования являются публично-правовые отношения между субъектами в сфере реализации идеологического и политического многообразия в Российской Федерации. Предмет курсового исследования – это институт идеологического и политического многообразия, особый порядок реализации действий органов власти и нормативное закрепление такого порядка.
В процессе исследования были применены следующие общенаучные и специальные юридические методы исследования: метод системного анализа; исторический метод познания; сравнительно-правовой метод; структурно-системный метод исследования.
Работа, в соответствии с выделенными задачами исследования, структурно состоит из двух глав: «Общая характеристика плюрализма в России» и «Анализ решений Конституционного Суда РФ», введения, заключения и библиографического списка.
Теоретическую базу исследования составляют исследования таких ученых-цивилистов, как Баев В.Г., Бархатова Е.Ю., Боголюбов С.А., Бутусова Н.В., Кутафин О.Е., Назарова Т.Е., Нудненко Л.А., Эльмурзаев Х.Н. которые являются авторами научных и учебных работ по проблемам, связанным с исследованиями республиканской формы правления.
Нормативную базу составили Конституция Российской Федерации, а также материалы судебной практики Конституционного суда Российской Федерации.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРАВ И СВОБОД В РОССИИ
1.1. Понятие и правовое регулирование идеологического и политического многообразия в России
Понятие идеологического и политического многообразия (плюрализма) в России включает в себя множество критериев. Нельзя сказать, что многообразие мнений само по себе обеспечивается наличием различных точек зрения на определенный вопрос. В большей мере, многообразие обеспечивается регулированием взаимоотношений участвующих субъектов при выявлении различных мнений и их соотношении, а также уважении наличия разных мнений.[1]
Кроме того, многообразие разных подходов к решению одного и того же подхода может помочь установить наилучший вариант и направление развития в определенной сфере жизни общества.
Многообразие затрагивает не только правовую сферу общества. Политическое многообразие определяет в целом разносторонне развитие государства и разные методы взаимодействия.
Идеологическое многообразие является еще более широким понятием, так как включает в себя различные идейные подходы, служащие направлением развития.
Принцип идеологического и политического многообразия закреплен в ст. 13 Конституции РФ.[2] Идеологическое и политическое многообразие как основа конституционного строя Российской Федерации - одна из важнейших сторон закрепленного в Конституции РФ демократического характера государства.
Основным нормативным правовым актом, закрепляющим право на идеологическое и политическое многообразие, является Конституция.
Однако это право также закрепляется в других актах, в частности, в законах. В Российской Федерации в первую очередь все нормативные акты разделяются на законы и подзаконные нормативные акты. Данная классификация предусмотрена в зависимости от органа, принимающего рассматриваемый акт.[3]
Закон — это обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принимаемый в особом порядке высшим представительным органом государственной власти или непосредственно народом в виде референдума. Этот нормативный акт относится к сфере ведения законодательной власти.
По юридической силе и регулированию общественных отношений законы делятся на федеральные конституционные законы и федеральные законы.
Федеральные конституционные законы регулируют те сферы правоотношений, которые относятся к ведению Конституции РФ, определяют основные правовые начала всего действующего законодательства. Перечень общественных отношений, по которым принимаются федеральные конституционные законы, закрытый. В Конституции такие сферы правоотношений только обозначаются и не рассматриваются достаточно подробно, а в федеральных конституционных законах они рассмотрены более детально. Конституционные законы не должны противоречить Конституции РФ. Изменения в федеральные конституционные законы принимаются также данными актами. Изменения в Конституцию РФ принимаются именно в виде федеральных конституционных законов.
Федеральные законы принимаются для урегулирования тех сферы правоотношений, которые прямо не отнесены к ведению Конституции РФ. Разновидность федеральных законов - это Кодексы, или кодифицированные акты, федеральные законы, регламентирующие подробно определенную сферу правоотношений. Кодексы обладают большей юридической силой, чем остальные законы.
На уровне кодексов многообразие защищается в Уголовном Кодексе РФ, а также Кодексе РФ об административных правонарушениях. В данных Кодексах установлена ответсвенность, административная и уголовная, за деятельность лиц, направленную на разжигание розни или вражды против представителей какой-либо религиозной организации или политической партий, основанной на борьбе с определенными убеждениями.[4]
Авакьян С.А. Конституционно-правовой статус политических партий в России: Учебное пособие. М.: Норма: ИНФРА-М, 2011.
Головинов А.В. Идеологическое многообразие как базовая платформа правового государства // Гражданское общество и правовое государство. 2015. Т. 1. С. 38- 40 // Статья размещена в свободном доступе на сайте http://elibrary.ru/
Зорькин В.Д. Правовые основы российской многопартийности и практика Конституционного Суда России // Журнал конституционного правосудия. 2012. № 6. С. 1 - 11.
Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) / Л.В. Андриченко, С.А. Боголюбов, Н.С. Бондарь и др.; под ред. В.Д. Зорькина. 2-е изд., пересмотренное. М.: Норма, Инфра-М, 2011.
Конституция Российской Федерации: доктринальный комментарий (постатейный) (под ред. Ю.А. Дмитриева). М.: Деловой двор, 2009.
Конституция РФ с комментариями Конституционного Суда РФ, 2008, М. Инфра-М, 4-е издание.
Нудненко Л.А. Конституционное право России: учебник. 3-е изд., М., Юрайт, 2014.
Основы конституционного строя России: двадцать лет развития. Под ред. А.Н. Медушевского. М., 2013.
Назаров Д.А. Перспективы развития законодательства Российской Федерации об идеологическом и политическом многообразии // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. 2015. № 2 (37). С. 139-142 // Статья размещена в свободном доступе на сайте http://elibrary.ru/
Остапенко М.А. Плюрализм и власть: интерпретация и анализ // PolitBook, № 4, 2012 // Статья размещена в свободном доступе на сайте http://cyberleninka.ru/
Постников А.Е. Конституционно-правовые основы взаимодействия политических партий и государства // Журнал российского права. 2013. № 5. С. 5 - 12.
Саликов М.С. Партийная система России: динамика конституционно- правового регулирования // Российский юридический журнал. 2012. № 4. С. 148 - 156.
Симонов В.А. Государственная национальная политика Российской Федерации и проблемы идеологического многообразия // Вестник Омского университета. Серия «Право». № 3. 2008 // Статья размещена в свободном доступе на сайте http://cyberleninka.ru/
Цапко М.И. Современное состояние и основные направления совершенствования законодательства о политических партиях // Ленинградский юридический журнал. 2013. № 2. С. 78 - 84.