Содержание
Введение
1 Теоретико-методологическе основы разделения властей в конституционном механизме России
1.1 Истоки развития учений и сущности разделения властей и единства государственной власти
1.2 Понятие и сущность принципа разделения властей в Российской Федерации
2 Реализация принципа разделения властей в конституционном механизме России
2.1 Проблемы реализации принципа разделения властей в Российской Федерации
2.2 Перспективы совершенствования реализации принципа разделения властей в Российской Федерации
Заключение
Список нормативно-правовых актов и литературы
Актуальность темы исследования. Разделение властей – доктрина конституционного права, согласно которой три ветви власти (законодательная, исполнительная и судебная) разделены, также известная как система сдержек и противовесов, потому что каждая ветвь наделена определенными полномочиями, чтобы сдерживать и уравновешивать другие ветви. Каждая ветвь имеет отдельные полномочия, и, как правило, ей не разрешается осуществлять полномочия других.
История неоднократно показывала, что неограниченная власть в руках одного человека или группы в большинстве случаев означает подавление остальных ветвей или ограничение их полномочий. Разделение властей в демократическом обществе призвано предотвратить злоупотребление властью и гарантировать свободу для всех.
Построение правового государства, организация функционирования государственных механизмов и создание основных принципов всегда волновали умы многих философов и ученых – правоведов на протяжении всего развития науки о государственном управлении. Связано это с тем, что только правовое государство может быть гарантом прав и свобод человека и гражданина. Современный мир – это мир, где преобладают демократические государства. Разделение на законодательную, судебную и исполнительную власть представляется гарантированным инструментом определяющим государство как правовое и конституционное.
На данный момент в современном мире концепция разделения властей до сих пор имеет большой исследовательский интерес, о чем может свидетельствовать появление различных научных статей и работ в мире, непрекращающаяся дискуссия в научных и политических кругах, в которой затрагиваются проблемы и перспективы реализации принципа.
Цель курсовой работы – раскрыть особенности концепции разделения властей. Основные задачи исследования:
раскрыть истоки развития политико-правовых воззрений о сущности разделения властей и единства государственной власти;
охарактеризовать сущность принципа разделения властей в Российской Федерации
выявить особенности практической реализации принципа разделения властей в государственном механизме современных государств;
рассмотреть проблемы реализации принципа разделения властей в Российской Федерации
Сама идея о разделении государственной власти была впервые выражена в трудах древних мыслителей – Аристотеля, Платона, Полибия.
Дальнейшее развитие теория нашла свое концептуальное оформление в работах Дж. Локка, Ш.Л. Монтескье, Ж. Руссо, А. Гамильтону, Дж. Мэдисону, Дж. Джей и других. Проблема теории разделения властей в российском научном обществе изучалась: М.М. Сперанским, С.А. Котляровским, Б.Н. Топорниным, В.Е. Чиркиным, М.В. Баглаем, В.С. Нерсесянцем, С.А. Авакьяном, Р.С. Болдыревой, В.В. Согриным и другими.
Объектом исследования работы является общественные отношения, возникающие при деятельности различных государственных органов для реализации концепции разделения властей.
Предмет исследования составляют конституционно-правовые нормы и нормы бюджетного законодательства, обеспечивающие реализацию конституционного принципа разделения властей
Методология и методы исследования. Методологическую основу исследования составили диалектический метод познания, общенаучные (описание, классификация, объяснение) и специально-юридические (формально-юридический, юридического моделирования, сравнительно-правовой, системный и др.) методы познания.
1 Теоретико-методологическе основы разделения властей в конституционном механизме России
1.1 Истоки развития учений и сущности разделения властей и единства государственной власти
Принцип разделения властей является одним из основополагающих в современной теории государственной устройства, имеет давние исторические корни. Так. Сайбулаева С.А. отмечает его первоначальное возникновение же во взглядах греческих и римских мыслителей Древнего мира, прежде всего Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) [2, .63]. В Средние века идея нашла развитие в учении Фомы Аквинского (1225-1274), выделявшего наряду с абсолютной, политическую власть.
При этом в той или иной форме разделение властей реализовывалось в отдельных формах государственного устройства на протяжении всей истории человечества. Отправной же точкой развития принципа разделения властей как основы организации государственного управления большинством экспертов признается зарождение и развитие же концепции разделения властей в XVII- XVIII веках. Активное социально-экономическое развитие, начавшиеся буржуазные революции привели к оформлению принципа разделения властей в самостоятельный и целостный политико-правовой подход, отразившим тенденции развития государственности и поиска способов предотвращения деспотических проявлений со стороны правителей, механизмов ограничения их власти.
Авторство концепции разделения властей, ставшей основой дальнейшего формирования и развития республиканских форм правления, принадлежит трём мыслителям: это англичанин Джон Локк (1632-1704), француз Шарль Луи Монтескье (1689-1755) и американец Джеймс Мэдисон (1751-1836) [14. с.54].
Учение Джона Локка раскрывало и разрабатывало сложившиеся в государственном устройстве на том момент потребности разделения исполнительной и законодательной властей, уделяя основное внимание отделению законодательной власти, её независимости и верховенству законов, как основы государственного управления.
Концепция Дж. Локка характеризуется верховенством законодательной власти, которой должны подчиняться другие ветви власти. Развив и дополнив, разделяемые им идеи естественного права, общественного договора, народного суверенитета, неотчуждаемых свобод личности, сбалансированности властей. Дж. Локк создал учение, получившее название раннебуржуазного либерализма. При этом влияние на развитие взглядов Локка и содержание его трудов оказывала текущая политическая ситуация. Так, как отмечает Липень С. В., труд Дж. Локка «Два трактата о правлении» 1690 года увидел свет после «Славной революции» 1688 года и был своего рода обоснованием учреждения в ходе революции конституционной монархии, как механизма компромисса между дворянством и буржуазией [11].
Дальнейшее развитие концепция разделения властей в государстве нашла в трудах Ш.Л. Монтескье. Его труд «О духе законов» 1748 года принято считать классическим вариантом концепции разделения властей [14, с. 31].
Ш.Л. Монтескье обосновал механизм разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную, как основу обеспечения политической свободы граждан, их безопасности и гарантии зашиты от произвола властей: «свобода возможна при любой форме правления, если в государстве господствует право, гарантированное от нарушений законности посредством разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, которые взаимно сдерживают друг друга» [14, с.111]
Во взглядах Монтескье предусмотрены основные механизмы урегулирования взаимодействия властей и их взаимного ограничения (ответственность министров, вето исполнительной власти на законодательные решения), послужившие основой формирования системы «сдержек и противовесов» в последующем.
Айбатов ММ Принцип разделения властей в государственно-политической системе России: историко-правовой анализ Юридический вестник ДГУ. 2020. Т. 33. №1. С. 9-14.
Актуальные вопросы публичного права: всероссийская научная конференция студентов и молодых ученых. Х\ТП Всероссийская научная конференция студентов и молодых ученых «Актуальные вопросы публичного права». 31.10.2019-1.11.2019 : сборник трудов конференции. - Екатеринбург. 2020. - 909 с
Болдырева Раиса Степановна. Разделение властей (Теорет.-правовые аспекты) : Дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.01 : Москва, 1998 164 c
Грачев Н.И. Особенности правовых актов президента РФ и конституционно- правовая формула президентской власти в России // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2021. № 2 (139). С. 22-38.
Гунич С. В., Ступницкий А. Е. Модернизация полномочий главы государства в контексте поправок к Конституции Российской Федерации // Lex russica. — 2021. — Т. 74. — № 3. — С. 52–61
Дробот С.Е. Принцип разделения и взаимодействия властей в системе российского конституционализма: дис.... канд. юрид. наук. - ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)». 2021. - 259 с.
Ивакина, Д. С. Конституционные права и свободы граждан Российской Федерации в области культуры / Д. С. Ивакина. – Старый Оскол : "Тонкие наукоемкие технологии", 2017. – 206 с
Кутафин ОЕ. Конституционное право России: учебник / Е. И. Козлова. О. Е. Кутафин. - М: Проспект. 2019. - 592 с
Лакеева А. В. Соблюдение принципа разделения властей как основа эффективной системы государственного управления / А. В. Лакеева, Д. С. Ивакина. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2019. - № 39 (277). - С. 115-118. - URL: https://moluch.ru/archive/277/62523/ (дата обращения: 26.11.2023).
Липень С. В. Теория разделения властей: конкретно-исторический смысл и современные трактовки - URL: https://elib.bsu.by/bitstream/123456789/19804 /1/3_липень.pdf (дата обращения: 26.11.2023).
Мандрыкина О.Э. Взаимодействие властных и предпринимательских структур как объект институционального анализа. Экономика и управление. 2017;(2):91-9
Молочков А. А. Проблемные аспекты регламентации и реализации принципа разделения властей в современной России // Вестник Белгородского юридического института МВД России. - 2018. - № 3. - С. 30–36.
Монтескье Ш. Л. О духе законов Ш. Л. Монтескье. — Москва : Рипол Классик. 2020. —690 с.
Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства: учебник для вузов. - Москва: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 560 с.
Нарутто С. В., Таева Н. Е., Шугрина Е. С. Конституционное право России: учебник. - 2-е изд. - Москва: РИОР: ИНФРА-М, 2017. – 432с.
Сайбулаева С.А. ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ВОПРОСЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ, РЕЦЕПЦИИ И РЕФОРМИРОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ // Юридический вестник Дагестанского государственного университета. 2020. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravitelstvo-rossiyskoy-federatsii-voprosy-preemstvennosti-retseptsii-i-reformirovaniya-na-sovremennom-etape (дата обращения: 04.12.2023).
Соколов В.М. Принцип разделения властей: особенности и проблемы российской государственно-правовой модели: диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Московская государственная юридическая академия им. О.Е. Кутафина. Москва, 2011 – 224 с.
Свитюк И.А. Исполнительная власть в российской системе разделения властей // Актуальные проблемы конституционного, муниципального и международного права. Сборник научных статей Регионального научного круглого стола. Отв. ред. В.В. Коровин. Курск, 2020. С. 100-104.
Учение Аристотеля о государстве и праве [Текст] / проф. С. Ф. Кечекьян ; Акад. наук СССР. Ин-т права. - Москва ; Ленинград : Изд-во и 2-я тип. Изд-ва Акад. наук СССР, 1947 (Москва). - 222 с.
Хайрулина Л.Р., Воробьева И.А. Проблемы соблюдения принципа разделения властей в Российской Федерации // Научно-практические исследования. 2020. № 5-4 (28). С. 101-104.
Чепурнова Н. М. Сущность и содержание конституционного принципа разделения властей в Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России. - 2019. - № 2. - С. 86–94.