Реферат|Психология

Проблема развития и саморазвития психолога-профессионала

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2023 | Страниц: 15

Введение

1. Особенности развития профессионального психолога

2. Проблемы профессионального саморазвития психологов

Заключение

Список использованной литературы

 

Актуальность темы работы. Проблема профессионального становления практического психолога в наше время приобретает все большую актуальность. Сама система образования на этапе своей модернизации все больше требует от каждого практического психолога эффективности и действенности. Стремление психологов постоянно повышать свою профессиональную компетентность, совершенствовать себя, повышать значимость своей специальности происходит через преодоление "сопротивления" администрации, а иногда и всей образовательной среды, и подчеркивает важность и необходимость изучения факторов, влияющих на формирование профессионализма психологов. Особенность профессии заключается в том, что ценность развития является ключевой в профессиональном самоутверждении и развитии.

Психологи в современном мире стараются не заниматься развитием или саморазвитием спонтанно, но ориентируются различные психологические школы и направления, которые носят практический характер и стараются обучаться под руководством опытных наставников - представителей этих школ.

Однако, это касается далеко не всех практикующих психологов. Некоторые из них не всегда проходят обучение на базе той или школы, но пытаются заниматься самообразованием и выбирают свой путь в психологической науке. Особенно это касается еще молодых специалистов, которые недавно получили высшее образование и полностью уверены в своих силах и способностях.

Это, конечно, сложный путь. Однако, нужно согласиться с тем, что есть ряд психологов, которые достигли на этом поприще значительных успехов. И, впоследствии, их даже признали классиками психологии. К таким выдающимся ученым мы можем отнести В. М. Бехтерева, Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, З. Фрейда, М. Вертгеймера, А. Маслоу, К. Роджерса и многих других. У них самих не было наставников как таковых, они не являлись непосредственными продолжателями идей какой-либо научной школы, а сами выступили создателями этих школ.

Но дело даже не в этом. Еще стоит обратить внимание на историческую составляющую данного вопроса. Например, в 80–е годы, когда практическая психология была редкостью в тогдашнем СССР, потенциальные "учителя" и "наставники" сами не имели достаточного опыта для целенаправленной подготовки начинающих психологов. Назовем эту ситуацию "свободного от ученичества" становления психолога естественным развитием профессионального психолога.

Цель данного исследования: рассмотреть проблему развития и саморазвития психолога-профессионала.

В связи с этим перед нами стоят следующие задачи:

- собрать материал по заданной теме;

- проанализировать собранный материал;

- проанализировать особенности профессионального развития психолога;

- изучить особенности профессионального саморазвития психолога;

- подвести итог проделанной работе.

В связи с этим мы использовали следующие методы: сбор и анализ информации, обобщение.

 

  1. Особенности развития профессионального психолога

В данной части работы мы рассмотрим особенности развития профессионального психолога.

 В возрастной и педагогической психологии давно общепринято положение Л. С. Выготского о том, что "именно обучение ведет к развитию, а не наоборот". Это целенаправленный образовательный процесс, обеспечивающий полноценное развитие ребенка и приобщение его к общечеловеческой культуре, а студента — к профессиональному миру психологии.

Обратите внимание, что речь идет не только об обучении (узко понимаемом образовании), но и об образовательном процессе. Рассматривая сущность профессионального образования, А. К. Маркова пишет, что" это процесс и результат овладения системой научных знаний и познавательных умений, формирования на их основе мировоззрения и других личностных качеств". Таким образом, и знания, и профессиональные умения важны только для того, чтобы на их основе сформировать мировоззрение и личность профессионала, а это - воспитательная задача. Еще интереснее высказывание бывшего заместителя министра образования РФ, известного психолога А. Г. Асмолова: "наши школьники вряд ли смогут запомнить информацию по истории или экономике, предоставленную на уроках, но они должны приобрести осмысленную картину мира, мира, в котором они живут". Понятно, что это в еще большей степени относится к профессиональному образованию. [2, C. 45]

К сожалению, многие современные студенты и их преподаватели часто демонстрируют иные ориентации, исключающие полноценную ориентацию в окружающем мире и, более того, препятствующие построению"смысловой картины мира". Многие люди фактически реализуют довольно примитивную прагматическую ориентацию на образование, которое они видят только как средство извлечения "выгод" и "прибылей". Все это характерно для людей с так называемой "рыночной ориентацией", о которой говорил выдающийся психолог Е. Фромм. Он писал, что их главная цель - продать себя (со своими знаниями) как можно выгоднее на рынке труда, и как следствие — на "рынке личностей". Рассматривая существующие системы образования, Э. Фромм отмечает: "от начальной до средней школы целью образования является накопление как можно большего количества информации, в основном полезной для рыночных целей. Предполагается, что студенты учатся так много, что у них почти нет времени или сил думать. Не интерес к изучаемым предметам или к знаниям и пониманию как таковым, а знание того, что увеличивает меновую стоимость - это стимул к получению более широкого образования".

1. Андреева Г.М. Социальная психология М., 2019. - 352 с.

2. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. - СПб., Речь, 2016.- 440 с.

3. Ермолаева М.В. Психология развития. М., 2013. - 187 с.

4. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. - М.: Сфера, 2006. - 464 с.

5. Сосин В.А., Красникова Е.А. Социальная психология. СПб., 2015 - 263 с.

6. Сущенко С.А. Социальная психология. - М., 2006. - 345 с.

 

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Реферат Психология
2014 год 16 стр.
Реферат Внимание. Развитие внимания
Telesammit
Реферат Психология
2012 год 20 стр.
Реферат Имидж руководителя
Telesammit
Реферат Психология
2014 год 22 стр.
Реферат Методы анализа психологии труда
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское