Введение
1. Особенности развития профессионального психолога
2. Проблемы профессионального саморазвития психологов
Заключение
Список использованной литературы
Реферат|Психология
Авторство: gotovoe
Год: 2023 | Страниц: 15
Введение
1. Особенности развития профессионального психолога
2. Проблемы профессионального саморазвития психологов
Заключение
Список использованной литературы
Актуальность темы работы. Проблема профессионального становления практического психолога в наше время приобретает все большую актуальность. Сама система образования на этапе своей модернизации все больше требует от каждого практического психолога эффективности и действенности. Стремление психологов постоянно повышать свою профессиональную компетентность, совершенствовать себя, повышать значимость своей специальности происходит через преодоление "сопротивления" администрации, а иногда и всей образовательной среды, и подчеркивает важность и необходимость изучения факторов, влияющих на формирование профессионализма психологов. Особенность профессии заключается в том, что ценность развития является ключевой в профессиональном самоутверждении и развитии.
Психологи в современном мире стараются не заниматься развитием или саморазвитием спонтанно, но ориентируются различные психологические школы и направления, которые носят практический характер и стараются обучаться под руководством опытных наставников - представителей этих школ.
Однако, это касается далеко не всех практикующих психологов. Некоторые из них не всегда проходят обучение на базе той или школы, но пытаются заниматься самообразованием и выбирают свой путь в психологической науке. Особенно это касается еще молодых специалистов, которые недавно получили высшее образование и полностью уверены в своих силах и способностях.
Это, конечно, сложный путь. Однако, нужно согласиться с тем, что есть ряд психологов, которые достигли на этом поприще значительных успехов. И, впоследствии, их даже признали классиками психологии. К таким выдающимся ученым мы можем отнести В. М. Бехтерева, Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, З. Фрейда, М. Вертгеймера, А. Маслоу, К. Роджерса и многих других. У них самих не было наставников как таковых, они не являлись непосредственными продолжателями идей какой-либо научной школы, а сами выступили создателями этих школ.
Но дело даже не в этом. Еще стоит обратить внимание на историческую составляющую данного вопроса. Например, в 80–е годы, когда практическая психология была редкостью в тогдашнем СССР, потенциальные "учителя" и "наставники" сами не имели достаточного опыта для целенаправленной подготовки начинающих психологов. Назовем эту ситуацию "свободного от ученичества" становления психолога естественным развитием профессионального психолога.
Цель данного исследования: рассмотреть проблему развития и саморазвития психолога-профессионала.
В связи с этим перед нами стоят следующие задачи:
- собрать материал по заданной теме;
- проанализировать собранный материал;
- проанализировать особенности профессионального развития психолога;
- изучить особенности профессионального саморазвития психолога;
- подвести итог проделанной работе.
В связи с этим мы использовали следующие методы: сбор и анализ информации, обобщение.
В данной части работы мы рассмотрим особенности развития профессионального психолога.
В возрастной и педагогической психологии давно общепринято положение Л. С. Выготского о том, что "именно обучение ведет к развитию, а не наоборот". Это целенаправленный образовательный процесс, обеспечивающий полноценное развитие ребенка и приобщение его к общечеловеческой культуре, а студента — к профессиональному миру психологии.
Обратите внимание, что речь идет не только об обучении (узко понимаемом образовании), но и об образовательном процессе. Рассматривая сущность профессионального образования, А. К. Маркова пишет, что" это процесс и результат овладения системой научных знаний и познавательных умений, формирования на их основе мировоззрения и других личностных качеств". Таким образом, и знания, и профессиональные умения важны только для того, чтобы на их основе сформировать мировоззрение и личность профессионала, а это - воспитательная задача. Еще интереснее высказывание бывшего заместителя министра образования РФ, известного психолога А. Г. Асмолова: "наши школьники вряд ли смогут запомнить информацию по истории или экономике, предоставленную на уроках, но они должны приобрести осмысленную картину мира, мира, в котором они живут". Понятно, что это в еще большей степени относится к профессиональному образованию. [2, C. 45]
К сожалению, многие современные студенты и их преподаватели часто демонстрируют иные ориентации, исключающие полноценную ориентацию в окружающем мире и, более того, препятствующие построению"смысловой картины мира". Многие люди фактически реализуют довольно примитивную прагматическую ориентацию на образование, которое они видят только как средство извлечения "выгод" и "прибылей". Все это характерно для людей с так называемой "рыночной ориентацией", о которой говорил выдающийся психолог Е. Фромм. Он писал, что их главная цель - продать себя (со своими знаниями) как можно выгоднее на рынке труда, и как следствие — на "рынке личностей". Рассматривая существующие системы образования, Э. Фромм отмечает: "от начальной до средней школы целью образования является накопление как можно большего количества информации, в основном полезной для рыночных целей. Предполагается, что студенты учатся так много, что у них почти нет времени или сил думать. Не интерес к изучаемым предметам или к знаниям и пониманию как таковым, а знание того, что увеличивает меновую стоимость - это стимул к получению более широкого образования".
1. Андреева Г.М. Социальная психология М., 2019. - 352 с.
2. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. - СПб., Речь, 2016.- 440 с.
3. Ермолаева М.В. Психология развития. М., 2013. - 187 с.
4. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. - М.: Сфера, 2006. - 464 с.
5. Сосин В.А., Красникова Е.А. Социальная психология. СПб., 2015 - 263 с.
6. Сущенко С.А. Социальная психология. - М., 2006. - 345 с.
Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших
экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!
Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!