Введение
1. Экономическая психология как наука
2. Экономическое поведение
Заключение
Список литературы
Реферат|Психология
Авторство: gotovoe
Год: 2023 | Страниц: 19
Введение
1. Экономическая психология как наука
2. Экономическое поведение
Заключение
Список литературы
Экономическая психология – это психология субъекта хозяйственных отношений. Закономерности психического отражения хозяйственных отношений составляют предмет экономической психологии. Хозяйствующим субъектом выступает один человек, семья, организация, государство или нация, т.е. объект исследования экономической психологии может быть представлен на разных уровнях: микро, мезо и макроэкономическом. Истоки экономической психологии можно найти прежде всего в трудах знаменитых экономистов: Адама Смита, Альфреда Маршалла, Джона Кейнса.
В трудах этих авторов оформилась теория рационального «экономического человека», цель деятельности которого состоит в получении выгоды, дохода. Идея «экономического человека» длительное время доминировала в экономической психологии. Рамки этой концепции не стесняли исследователей до тех пор, пока ими были экономисты.
Как самостоятельная отрасль психологического знания экономическая психология начала формироваться в начале ХХ в. Становление отечественной экономической психологии приходится на конец 70-х – 80-е годы (Л.И. Абалкин, П.Г.Бунич и др.).
Однако интерес отечественных ученых длительное время был в основном сконцентрирован на психологии производителя, человеческом факторе в производстве, проблемах управления. Специфика же экономической психологии в отличие от психологии, промышленной психологии и других отраслей психологического знания состоит в том, что она изучает производителя и потребителя в единстве.
В мировом багаже знаний уже давно существовали две науки, экономическая теория и психология, которые с начала двадцатого века находились в близком, достаточно обозримом друг для друга пространстве. Однако новой смежной науки «экономической психологии» или «психологической экономики» не появилось.
Тем не менее, исследовательские пути двух наук периодически пересекались.
В ряде прикладных экономических дисциплин, прежде всего связанных с рекламой, управлением, организацией труда, стали постепенно проявляться элементы психологического анализа.
Во второй половине ХХ века потребность в формировании полноценной, междисциплинарной науки стала очевидной. Экономическая практика все чаще свидетельствовала, что деловая жизнь не всегда строится лишь на основе рациональных установок. Эмоциональный, психологический фактор порой играет решающую роль. Это приводит к тому, что достаточно многие экономические решения принимаются на базе не столько логической, сколько эмоциональной оценки.
В обществе постоянно нарастало стремление познать закономерности формирования психологической ориентации, установок взаимодействующих партнеров. Интерес был обращен к таким явлениям как ощущения, интуиция участников сделок, их понимание себя и окружающих, умение решать конфликты. Все важнее становилась задача предугадывания возможной нерасчетливости, непредсказуемости или неожиданности в поведении партнеров и конкурентов.
Практические и чисто научные потребности стали предпосылкой постепенного формирования единой дисциплины – экономической психологии. Экономическая психология, выступая в форме цельной науки позволила более глубоко понимать влияние психологического фактора не только в микроэкономических, но и в макроэкономических процессах. Поскольку формирование экономической психологии как единой науки еще незавершенно, неизбежно возникают определенные методические сложности в вопросе об обозначении предмета исследования. Прежде всего следует признать тот факт, что существует два подхода к данной дисциплине. Их различие состоит в масштабности позиций: влияние психологических факторов на хозяйственную жизнь можно анализировать, используя микро- или макроэкономический ракурс. В первом случае предметом науки является изучение экономического поведения индивида, группы в масштабах рабочего места, производственного участка, фирмы, а во втором – экономическое поведение населения, государства.
Бункина М. К., Семенов А.М. Экономический человек. – М.: Дело. 2000.
Выготский Л. С. Психология развития человека / Л. С. Выготский. – Москва: Смысл, Эксмо, 2005. – 1136 с.
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М.: ЧеРо. 1996.
Дейнека О.С. Экономическая психология. – СПб Ун-т. 1999.
Журавлев А. Л. Актуальные проблемы социально ориентированных отраслей психологии / Л. В. Журавлев. – Москва: Издательство «Институт психологии РАН», 2011. – 560 с.
Зазыкин В.Г. Психология в рекламе. – М.: Дата Строн. 1992.
Китов А.И. Экономическая психология. – М.: Экономика. 1987.
Малахов С.В. Основы экономической психологии. – М.: 1992.
Маренго А.К. Менеджеру об экономической психологии. – М.: РИАМА. 2003.
Миронова Е. В. Психологический аспект работы студентов в деловой игре / Е. В. Миронова // Стратегии и тенденции современного образования. 2015. № 2. С. 18–20.
Петрушин В.И. Психология менеджмента. – М.: Изд-во Практической психологии. 1991
Применение инновационных образовательных технологий в учебном процессе / ред. И. Н. Вольнов. – Владивосток, 2011. – 104 с.
Применение инновационных образовательных технологий в учебном процессе / ред. И. Н. Вольнов. – Владивосток, 2011. – 104 с.
Сямрикова А. И., Гильманова А. И., Рабцевич А. А. Развитие психологических и профессиональных компетенций сотрудников в деловых играх // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 3–3 (47). С. 86–89
Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших
экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!
Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!