ВВЕДЕНИЕ
1 Научно-теоретические основы организации логопедической работы в дошкольном учреждении общего типа 1.1 Специфика создания логопункта в ДОУ общего типа
1.2 Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении
1.3 Документация и схема логопеда ДОУ общего типа
2. Особенности работы логопеда в ДОУ
2.1 Направления деятельности логопеда в дошкольном учреждении общего вида
2.1.1 Аналитико-диагностическая деятельность
2.1.2 Профилактическая деятельность
2.1.3 Коррекционно-развивающая деятельность
2.2.4 Работа логопеда с родителями
2.2.5 Формы работы логопеда с родителями
2.2.6Психическое и эмоциональное состояние медицинских работников в период пандемии COVID- 19
2.2.7 Происхождение коронавируса эксперты ВОЗ начали искать в Италии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность исследования. Закон РФ «Об образовании» определяет требования к уровню подготовки дошкольника к обучению в школе. Ребёнок на этапе завершения дошкольного образования характеризуется такими качествами личности, как любознательность (исследовательский интерес), компетентность, творческие способности (креативность), инициативность (самостоятельность, свобода, независимость), ответственность, произвольность. Воспитание этих качеств является целью развития детей в дошкольном возрасте. Эти возрастные характеристики определяют основные и возможные достижения в развитии ребёнка к моменту перехода от дошкольного детства к школьному.
Одной из самых актуальных проблем конца XX - начала XXI вв. стало неуклонное увеличение числа детей с нарушениями в развитии. В последние десятилетия наблюдается значительное увеличение количества детей, имеющих несформированность предпосылок к обучению грамоте: письму и чтению. Основную часть этих детей составляют дошкольники с нарушениями речи .При нарушении произносительной стороны речи возникают дефекты фонетического оформления речи. Самым распространённым дефектом произношения считается дислалия. При дислалии некоторые звуки или совсем не произносятся, или искажаются, или заменяются другими. Недостаточно ясная речь затрудняет отношения с окружающими, может вызвать другие дефекты речи, влияет на личность ребёнка. Поэтому важно своевременно исправлять различные нарушения звукопроизношения.
В настоящее время, по данным министерства РФ, дети с речевыми нарушениями составляют 50% от количества детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии. В силу ряда причин далеко не во всех образовательных учреждениях есть учителя-логопеды, поэтому проблема охвата специалистами всех нуждающихся в коррекционной помощи детей является актуальной.
Результатом поиска форм, средств профилактики и коррекции речевых нарушений у детей в условиях массовых дошкольных образовательных учреждений стало появление дошкольных логопедических пунктов, где при участии специалиста-логопеда осуществляется организация коррекционно-речевой работы с детьми. Качество дошкольного воспитания определяется характером общения взрослого и ребёнка.
Вопросы оптимизации коррекционно-логопедического процесса в ДОУ общеразвивающего вида представлены в работе О.М. Вершининой, где автор, рассматривая условия повышения эффективности комплексной коррекционно-логопедической работы, смещает акцент на профессиональную готовность воспитателей к работе с детьми.
Актуальность темы исследования определяется необходимостью разрешения яда противоречий между ростом количества детей с речевыми нарушениями и отсутствием возможности оказания коррекционно-логопедической помощи всем нуждающимся условиях ДОУ общего типа.
Данное противоречие определило тему нашего исследования: «Организация логопедической работы в дошкольном учреждении общего типа ( в условиях логопункта)».
Цель – исследовать организацию логопедической работы в дошкольном учреждении общего типа.
Объект исследования — логопедическая работа в ДОУ общего типа.
Предмет исследования — процесс организации логопедической работы в дошкольном учреждении общего типа
Задачи исследования:
- рассмотреть специфику создания логопункта в ДОУ общего типа;
- описать особенности организации логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении;
- представить направления деятельности логопеда в дошкольном учреждении общего вида;
- охарактеризовать особенности организации работы логопеда с семьей в ДОУ общего типа;
- определить ход работы групповой постановки звука.
Методологической основой исследования являются научные положения гуманистического направления в философии, педагогике, психологии, дефектологии о сущности воспитания ребенка с нарушением развития (JI.C. Выготский, Я.А. Коменский, A.C. Макаренко, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др.), основные положения о сложной структуре дефекта, компенсации дефекта, зоне ближайшего развития (Л.С.Выготский); концепция о ведущей роли обучения в развитии, о единстве законов развития нормальных и аномальных детей (Л.С.Выготский, М.С. Певзнер, Ж.И. Шиф и др.), положения о полноценном использовании сензитивных периодов развития (Р.Е.Левина, В.И. Лубовский и др.).
1 Научно-теоретические основы организации логопедической работы в дошкольном учреждении общего типа1.1 Специфика создания логопункта в ДОУ общего типа
1.1 Специфика создания логопункта в ДОУ общего типа
В последнее время возросло количество дошкольных логопунктов при ДОУ общего типа (массовый д/с). При их создании пользуются инструктивным письмом «Правила о порядке организации деятельности логопедического пункта общеобразовательного учреждения» - приложение 3 к приказу Министра образования и науки РК от 3 сентября 2004 года.. Формулировка названия письма дает возможность полагать, что оно относится и к деятельности логопеда общеразвивающего ДОУ, так как детские сады являются тоже образовательными учреждениями. Но данное письмо целиком и полностью определяет порядок организации деятельности только школьного логопункта, что следует из содержания письма и приложений к нему. К сожалению, этот документ не учитывает специфику дошкольных учреждений. Дошкольные логопеды в сравнении со школьными не имеют правовой поддержки.
Также специфика работы логопеда в ДОУ общего типа отличается от работы логопеда в группе для детей с нарушениями речи (речевые и комбинированные д/с).[1]
- В логопедической группе состав детей не меняется в течение года, на одного логопеда приходится до 12 человек, в зависимости от речевого заключения.
Логопед в ДОУ общеразвивающего вида набирает детей в течение года, при этом одновременно у одного логопеда занимаются 20 – 25 человек.
- В логопедической группе дети имеют одинаковое речевое заключение, что определяет программу занятий.
Логопед в ДОУ общеразвивающего вида одновременно занимается с детьми, имеющими различные речевые заключения (ФФН, ОНР, дислалия, )
- Для логопеда ДОУ общеразвивающего вида основной целью является – исправление дефекта речи.
В логопедической группе основными целями пребывания ребенка является - исправление дефекта речи, развитие всех компонентов речи, интеллектуальное развитие.
При работе логопеда в логопедической группе осуществляется взаимосвязь со специалистами ДОУ, что позволяет создать единый комплекс совместной коррекционно-педагогической работы, направленной на формирование и развитие речевой сферы.
Логопед в ДОУ общеразвивающего вида осуществляет взаимосвязь лишь с воспитателем. [2]
Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. – М.: Сфера, 2018.
Аманатова М.М. Развитие фонематических процессов на логопедических занятиях // Логопедия. № 1. 2017.
Балабанова В.М., Лопатина Л.В., Лалаева Р.И., Чистович И.А. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – С-Пб, Детство-Пресс, 2018, С. 29-37.
Бойкова С.В. Развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ОНР. // Логопед в детском саду - 2019 – С.3.
Большакова С.Е. Логопедическое обследование ребенка. Российская Академия образования. Ассоциация «Профессиональное образование», М., 2017.
Большебратская Э.Э., Организация логопедической работы в ДОУ общеобразовательного вида. - Петропавловск, 2016 – 40 с.
Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте: Метод. Пособие / Сост. Кондратенко И.Ю. М.: Айрис-пресс, 2015.
Гаркуша Н.Ф. Коррекционно-педагогическая работы в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. М., Секачев, 2019.
Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования. М.: 2018. С. 192
Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 2017.
Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. М., 2017.
Инструктивное письмо «Правила о порядке организации деятельности логопедического пункта общеобразовательного учреждения» - приложение 3 к приказу Министра образования и науки РК от 3 сентября 2004 года
Иншакова О.Б. Альбом для логопеда (Коррекционная педагогика). – М.: Гуманит. Центр «Владос», 2019.
Калягин В.А., Овчинникова Т.С. Логопсихология. – М.: Академия, 2017.
Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М.: “Просвещение”, 1985 – 207 с.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с ОНР III уровень, 3 период. Пособие для логопедов. М.: Гном и Д., 2019 – 104 с.
Лалаева Р.И. Проблемы логопедической диагностики. // «Логопедия сегодня». 2017, № 3.
Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студентов дефект. факультетов педвузов. / Под ред. Л.С.Волковой. М.: Владос, 2016.
Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. – С-Пб.: Изд. Дом «Литера», 2019.
Максаков А.Н. Развитие правильной речи ребенка в семье. – М.: Мозаика-Синтез, 2018.