ВВЕДЕНИЕ
1. Возникновение и развитие спортивной психологии
2. Отличительные признаки психологии физического воспитания
3. Требования к преподавателю физической культуры
4. Совершенствование психолого-педагогического процесса по физическому воспитанию
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность. Социально-экономические изменения, происходящие во всех сферах жизни российского общества, затронули и сферу высшего профессионального образования специалистов. Особое место в целостном процессе формирования будущего специалиста принадлежит сохранению и укреплению его здоровья, созданию условий для здорового образа жизни и здоровьесберегающего поведения.
Важная роль в формировании здоровьесберегающего поведения студентов вузов принадлежит учителям физического воспитания. Эффективность процесса физического воспитания студентов во многом зависит от их знаний, умений и навыков. Проблема целенаправленного профессионального развития учителей физкультуры – одна из тех «вечных» проблем, которые постоянно находятся в центре внимания правительства и Президента России.
Процесс обучения организуется в зависимости от состояния здоровья, уровня физического развития и подготовленности обучающихся, их спортивной квалификации, а также с учетом условий и характера труда их предстоящей профессиональной деятельности.
Одной из основных задач высших учебных заведений является физическое воспитание студентов.
В высшем учебном заведении общее руководство физкультурно-спортивной работой среди студентов, а также организация наблюдения за их здоровьем возлагается на ректора, а конкретную их реализацию осуществляют управленческие подразделения и общественные организации вуза. Университет.
Непосредственная ответственность за постановку и проведение образовательного процесса по физическому воспитанию студентов в соответствии с учебным планом и государственной программой возложена на кафедру физического воспитания университета. Массовая оздоровительная, физкультурно-спортивная работа проводится спортивным клубом совместно с кафедрой и общественными организациями.
Медицинский осмотр и контроль состояния здоровья студентов в течение учебного года осуществляется поликлиникой или здравпунктом университета.
Цель работы: изучение общих основ психологии физического воспитания и спорта.
Задачи работы:
1. рассмотреть возникновение и развитие спортивной психологии;
- изучить отличительные признаки психологии физического воспитания;
- рассмотреть требования к преподавателю физической культуры;
- изучить совершенствование психолого-педагогического процесса по физическому воспитанию.
-
1. Возникновение и развитие спортивной психологии
В начале двадцатого века. Термин «спортивная психология» уже использовал в своих статьях основатель современного олимпийского движения Пьер де Кубертен. Этот термин был введен в научный обиход в 1910 году русским психологом В.Ф. Чиж. В 1913 году по инициативе Международного олимпийского комитета в Лозанне был организован конгресс по спортивной психологии, и с этого времени спортивная психология получила официальный статус.
Этап становления спортивной психологии характеризуется реализацией методических и экспериментальных возможностей, заимствованных из общей психологии. В первых работах основной акцент был сделан на описании сложности спортивных действий в эмоциональном, волевом и когнитивном плане. Несколько позже началось изучение психических явлений спортивной деятельности: предстартовые и стартовые психические состояния, психотренинг, особенности сенсомоторного реагирования, автоматизация двигательных навыков. В истории отечественной психологии датами публикации первых научных работ можно считать зарождение психологии физического воспитания и спорта. Первый в 1925-1926 гг. были исследования, проведенные проф. П.А. Рудика на кафедре психологии Государственного центра физической культуры («Влияние мышечной работы на процесс реакции», «Исследование реакции применительно к основным вопросам физического воспитания») и Т.Р. Никитина («Значение внушения и подражания в физическом воспитании»). В эти же годы появились произведения А.Ц. Пуни, посвященные изучению влияния соревнований по настольному теннису, лыжным гонкам и т. д. на психическую сферу спортсменов. Так сформировались две школы спортивных психологов: Московская и Ленинградская, возглавляемые соответственно П.А. Рудиком и А. Ц. Пуни [5].
Этап развития спортивной психологии можно охарактеризовать стремлением обеспечить практику спортивной деятельности. Разработан широкий круг вопросов, направленных на интеграцию психологических достижений в культуру подготовки спортсменов и команд, в которой наряду с общефизической, особое внимание будет уделяться специальной, технической, тактической, психологической подготовке. В соответствии с этой идеей были выявлены психологические основы физической, технической и тактической подготовки, особенности достижения подготовленности, спортивной формы, готовности к соревнованиям, а также психологические предпосылки успешности соревновательной деятельности. Продолжалось изучение психологических особенностей различных видов спорта и развития познавательных процессов. Изучены возрастные особенности формирования двигательных навыков и психолого-педагогические условия успешного развития спортивной деятельности.
1. Аванесян Г. М. Психологические факторы совершенствования физической работоспособности борцов // Спортивный психолог. М., 2003. – С. 6-9.
2. Алексеев А. В. Преодолей себя: психологическая подготовка в спорте. Ростов н/Д.: Феникс, 2004. – 351 с.
3. Алексеев А. В. Психическая подготовка в теннисе: идеомоторная, ментальная, медитативная тренировки. Ростов н/Д.: Феникс, 2005. 120 с.
4. Аллахвердиев А. Ш. Особенности поэтапного формирования спортивной мотивации борцов // Спортивная борьба. М., 1985. – С. 36, 37.
5. Андреев В. В. Индивидуальные особенности психологической защиты личности в спортивной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб, 2006. – 21 с.
6. Антохин А. В., Родионов А. В. Проявления психофизиологических свойств в состоянии и деятельности спортсменов-единоборцев // Спортивный психолог. 2007. – № 1. – С. 79-82.
7. Антохин А. В., Родионова И. А., Родионов А. В. Программирование ментальной тренировки в спорте: материалы межрегион, симпозиума по спорт, психологии. Омск: СибГУФК, 2004. – С 55-57.
8. Антипин В. Б. Формирование спортивной мотивации юных боксеров на основе удовлетворения актуальных потребностей: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Омск, 2007. – 20 с.
9. Бабушкин Г. Д. Психологические основы формирования профессионального интереса к педагогической деятельности: монография. Омск: СибГАФК, 1998. – 181 с.
10. Бабушкин Г. Д., Бабушкин Е. Г. Формирование спортивной мотивации. Омск: СибГАФК, 2000. – 132 с.