Введение
Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ НОРМ
1.1. Понятие административно-правовых норм
1.2. Классификация административных норм
Глава 2. РЕАЛИЗАЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ НОРМ
2.1. Характеристика способов реализации норм административного права
2.2. Правоприменение как способ реализации административно-правовых норм
Заключение
Библиографический список
Актуальность исследования. Общественные процессы современности требуют не только стабильности, но и динамичности правового регулирования. Результативность правового регулирования, в свою очередь, зависит от комплекса объективных факторов, но особенно от качества и последовательности реализации норм права в сфере административных правоотношений. Реализация административно-правовых норм стоит в ряду форм обеспечения нормального развития всевозможных сфер общественной жизни.
Вопросы реализации правовых норм на протяжении длительного периода времени занимают центральное место в системе актуальных проблем юридической науки. Наиболее полно данная проблема исследована в общей теории права. В ряде некоторых отраслей права специфика реализации норм права также проанализирована существенным образом. В то же время, продолжает существовать необходимость теоретического анализа реализации административно-правовых норм. Как минимум по той причине, что специальные аспекты реализации административно-правовых норм встречаются не так часто, а те позиции, которые имеют место, принципиально расходятся друг с другом, демонстрируя разное понимание сущности применения этого вида норм права.
Сегодня продолжает отсутствовать единый подход по вопросу о содержании правовой политики в сфере реализации административно-правовых норм. Не является разработанным вопросам о стадийности реализации административно-правовых норм, функциях, а также содержании правоприменительных актов. Как и не всегда в условиях полноты учитывается очевидное влияние на реализацию административно-правовых норм ряда детерминирующих факторов.
Не способствует решению проблем реализации административно-правовые норм социальная напряженность, правовой нигилизм и пассивность, а также пренебрежение нормами морали и нравственности; устранение административного законодательства, идущее активными темпами; несоответствие административных правоприменительных процедур конституционным нормам и многое др. Приведенные и иные доводы в общей совокупности обусловливают актуальность избранной темы исследования.
Теоретическая значимость исследования выражена в анализе реализации административно-правовых норм комплексным образом. Отдельные теоретические вопросы были переосмыслены, а также было представлено их видение.
Практическая значимость курсовой работы состоит в возможности более углубленной разработки проблематики вопроса на основе полученных результатов, с перспективой внесения в законодательство изменений и дополнений для его совершенствования. Кроме того, материалы исследования могут использоваться в преподавании отдельных курсов.
Объект исследования – общественные отношения, возникающие при реализации административно-правовых норм.
Предмет исследования – нормы законодательства, положения научной и учебной литературы, материалы периодических изданий, научных статей и иных источников об особенностях реализации административно-правовых норм.
Цель исследования – выявление особенностей реализации административно-правовых норм.
Для достижения поставленной цели исследования в процессе работы над ним необходимо решить такие задачи, как:
дать понятие административно-правовой нормы;
провести классификацию административных норм;
рассмотреть способы реализации норм административного права;
проанализировать правоприменение как способ реализации административно-правовых норм.
Структура исследования определяется его поставленной целью и вытекающими из нее задачами. Работа включает введение, две главы, состояние из четыре параграфов, заключение, а также библиографический список.
Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ НОРМ
1.1. Понятие административно-правовых норм
Осмысление любой категории находится в непосредственной зависимости от выработки ее понятия. Административное право – одна из важнейших отраслей в системе существующих отраслей права, отличающаяся сложным и специфическим предметом и методом. Поэтому вопрос о понятии административно-правовой нормы продолжает оставаться одним из дискутируемых в науке. Таким образом, видится необходимым в пределах настоящего параграфа обратиться к вопросу о понятии административно-правовой нормы.
Административно-правовым нормам отведено значимое место в механизме правового регулирования общественных отношений, складывающихся в разнообразных сферах жизнедеятельности. Поэтому к понятию нормы административного права в науке был выделен ряд авторских позиций.
Учение о правовой норме – неотъемлемая часть теории права. В рамках получившего широкое распространение в теории государства и права подхода, норма права – это правило поведение, устанавливаемое государством с целью охраны его интересов, соблюдение которого обеспечивается при помощи принудительной власти государства. С общей точки зрения, такое понятие усматривается как вполне отражающее сущность и назначение нормы права[1]. Но, как и указывалось, административное право специфично своим назначением, предметом, методом. Поэтому ряд авторов не прибегает к общему понятию, а формулирует понятие именно административно-правовой нормы.
По мнению Д. Н. Бахраха, норма административного права – это установленные или же санкционированные государством правила, которые регулируют отношения, возникающие при формировании, а также деятельности исполнительной власти[2]. Он же отмечает, что такая норма включает в себя модель поведения, то есть диспозицию и определенные условия (гипотезу).
Ю. Н. Старилов считает, что норма административного права представляет собой норму, которая предусматривает правила должного или возможного поведения, установленные государством, его органами представительной или исполнительной власти, местной администрацией, соблюдение которых обеспечивается специальными мерами государственного воздействия[3].
В пределах еще одной позиции А. П. Алехин и группа других авторов определяют административно-правовую норму, как установленное государством правило поведения, преследующее цель по регулированию общественных отношений, возникающих, имеющихся и прекращающихся в сфере функционирования механизма исполнительной власти или государственного управления, если говорить об этом в широком смысле[4].
Подвергнув осмыслению сущность нормы административного права, А. П. Коренев пришел к выводу, что вполне возможно руководствоваться универсальным понятием, характерным для понятий норм права и в других отраслях[5]. Так, автор полагает, что речь идет об правиле общего характера, некой мере должного или возможного поведения, которая устанавливается государством и охраняется им же при помощи специальных государственных средств.
Несмотря на тот факт, что выше приведены понятия административно-правовой нормы в разных авторских интерпретациях, тем не менее, нет возможности сказать, что они существенно разняться по содержанию характерных черт и по смыслу. Схожая ситуация будет складываться, если обращаться и к ряду других авторских понятий нормы административного права. Оценив приведенные позиции, видится возможным указать на такие общеобязательные признаки нормы административного права, которые могут определять и ее понятие:
- обязательность;
- формальная определенность;
- государственно-властный и публично-правовой характер.
Таким образом, оценив разные подходы к понятию административно-правовой нормы и указав на ее характерные признаки, видится возможным сформулировать следующее понятие: норма административного права – это общеобязательное установление временного или постоянного характера, которое рассчитанное на многократное применение, не имеющее заранее определенного адресата, охраняемое от нарушения мерами государственного принуждения.
Нормативные правовые акты
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федеральный закон (принят 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ; с изм. и доп. на 19 октября 2023 г. № 505-ФЗ) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 15.11.2023).
О полиции: федеральный закон (принят 07 февраля 2011 г. № 3-ФЗ; с изм. и доп. на 04 августа 2023 г. № 359-ФЗ) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 15.11.2023).
Научные, учебные, справочные издания
Учебники
Агапов А. Б. Административное право. Учебник для бакалавриата и магистратуры. В 2-х томах. Том 1. Общая часть. – М.: Юрайт, 2019. – 472 с.
Административное право Российской Федерации. Практикум / под ред. А. П. Алехина. – М.: Зерцало, 2020. – 256 с.
Бахрах Д. Н., Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право: учебник. 3-е изд., пересмотр. и доп. – М.: Норма, 2008. – 816 с.
Венгеров А. Б. Теория государства и права. Учебник. 14-е изд., стер. – М.: Дашков и К, 2021. – 607 с.
Каверина К. С. Механизм реализации норм административного права. – М.: евразийская акад. Административных наук, 2015. – 131 с.
Конин Н. М., Маторина Е. И. Административное право. Учебник для СПО. – М.: Юрайт, 2019. – 432 с.
Коренев А. П. Административное право России: учебник. – Часть I. – М.: Издательство «Щит-М», 1999. – 280 с.
Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право. – М.: Норма, 2019. – 640 с.
Материалы периодической печати
Бялт В. С., Чимаров С. Ю. Теоретико-правовой анализ критериев классификации норм права // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2022. – № 3-1. – С. 113-116.
Зайкова С. Н. Классификация административно-правовых норм, направленных на обеспечение транспортной безопасности // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. – 2022. – № 1. –
С. 66-71.
Канунникова Н. Г. Реализация административно-правовых норм: теоретические подходы и определение понятия // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 17. – С. 648-652.
Константинов А. В. Административно-правовая сущность актов применения норм права // Наука, техника и образование. – 2015. – С. 176-180.
Пашенько С. Б. Административные акты: признаки, сущность, правовое определение // Вестник Саратовской государственной юридической академии. – 2022. – № 6. – С. 75-83.
Порываев С. А. Административно-правовые акты как современная форма регулирования правоотношений // Правовая политика и правовая жизнь. – 2021. – № 3-1. – С. 178-183.
Рогачева О. С. Виды, критерии и показатели эффективности норм административно-деликтного права // Правопорядок: история, теория, практика. – 2015. – № 1. – С. 29-35.
Саенко С. И. Норма административного права в спектре современной доктринальной интерпретации // Вестник Костромского государственного университета. – 2016. – № 6. – С. 194-197.
Шевченко Ж. Д. Особенности реализации административно-правовых норм на этапе выпуска товаров трансграничной электронной торговли таможенным органом // Вестник Российской таможенной академии. – 2021. – № 3. – С. 81-92.