ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Понятие и структура норм административного права
1.1 Понятие норм адмистративного права
1.2 Структура административно-правовых норм
ГЛАВА II. Классификация и реализация административно-правовых норм
2.1. Классификация административных норм
2.2. Понятие и элементы механизма реализации норм административного права
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность темы исследования. В связи с необходимостью правового обеспечения проводимых реформ, надежного гарантирования административно-правового статуса граждан, организаций в данных условиях существенно повысилась роль государственного регулирования, контроля и надзора.
Нормы административного права вносят ясность и стабильность в правовые отношения между органами управления и гражданами, создают определенные правовые гарантии удовлетворения потребностей личности.
Острота и злободневность данных проблем актуализировали научный интерес к проблеме существования определенного механизма реализации административно-правовых норм, поскольку от формирования коллективной (государственной) управленческой воли, ее закрепления в нормах административного права до их правильного практического воплощения в жизнь зачастую должно пройти достаточно длительное время. Успешное решение стоящих перед органами исполнительной власти задач в значительной степени зависит от точного определения порядка реализации властных требований в сфере государственного управления.
Следует отметить, что властная реализация норм административного права традиционно осуществляется в рамках управленческой деятельности. Однако цели и задачи государственного (публичного) управления эффективно должны и могут достигаться (решаться) на уровне невластной реализации административно-правовых норм гражданами и организациями. Отсюда вытекает потребность в доктринальной аргументации взаимодействия теории административной правореализации и теории управления с помощью использования такого важного понятия, как механизм реализации норм административного права.
Объектом исследования выступают нормы административного права.
Предметом исследования являются теоретические проблемы понятия, структуры и содержания административно-правовых норм.
Цель исследования рассмотреть особенности административно правовых норм.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть административно-правовые нормы и отношения;
- изучить объекты и субъекты административно-правовых отношений;
- исследовать понятия и элементы механизма реализации норм административного права;
- определить особенности соблюдения и исполнения норм административного права.
Структура работы. Курсовая работа стоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА I. Понятие и структура норм административного права
1.1 Понятие норм адмистративного права
Нормы административного права занимают важное место в механизме правового регулирования общественных отношений, которые складываются в самых различных сферах жизнедеятельности. В этой связи есть объективная необходимость рассмотреть, что понимается под нормой административного права в юридической теории. Как писал в свое время, С.С. Студеникин «…учение о правовой норме составляет важнейшую часть теории права. В связи с чем правовая норма представляет собой правило поведения, которое установлено государством для охраны его интересов и соблюдение которого государство обеспечивает всей мощью своей принудительной власти»[1].
Д.Н. Бахрах под нормой административного права понимает установленные или санкционированные государством правила, регулирующие отношения, возникающие при формировании и деятельности исполнительной власти. Норма содержит модель поведения (диспозицию) при наличии определенных условий (гипотезы). Реализация правовой нормы обеспечивается разнообразными средствами, включая государственное принуждение[2]. Нормы административного права предусматривают установленные государством, его органами представительной либо исполнительной власти, местной администрацией, правила должного или возможного поведения субъектов административного права, соблюдение которых обеспечивается специальными мерами государственного воздействия[3].
А.П. Алехин, Ю.М. Козлов, А.А. Кармолицкий отмечают, что административно-правовая норма — это установленное государством правило поведения, целью которого является регулирование общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся (по мере необходимости) в сфере функционирования механизма исполнительной власти или (в широком смысле) государственного управления[4].
А.П. Коренев, исследовав сущность норм административного права, а также порядок их применения, говорит о том, что норма административного права, как и норма другой отрасли права, представляет собой правило общего характера, определенную меру должного или возможного поведения, установленную государством и охраняемую специальными государственными средствами[5].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что нормы административного права, реализуемые в различных сферах, преследуют по сути одни и те же те же цели регулирования, как и нормы других отраслей права.
Так, главная задача данных норм упорядочить и закрепить наиболее целесообразные общественные отношения в сфере управления, а случаи необходимости обеспечить их охрану[6].
Также нужно отметить, что нормы административного права вытесняют по мере необходимости из объективной реальности те нормы и отношения, которые не отвечают современным реалиям[7].
Исходя из этого, можно определить такие черты норм административного права: 1) обязательность; 2) формальная определенность; 3) государственно-властных и публично-правовой характер. А саму норму административного права можно определить как общеобязательное установление постоянного или временного характера, рассчитанную на многократное применение, не имеющую заранее определенного персонального адресата и охряную от нарушения мерами государственного принуждения.
1.2 Структура административно-правовых норм
Административно-правовые нормы являют собой властное государственное предписание (веление). Они являются общеобязательными и обладают структурной организацией. Реализация административно-правовых норм предусматривает регулирование общественных взаимодействий управленческого характера. Эти отношения формируются в различных сферах общественной жизнедеятельности.
Административно-правовые нормы обладают рядом особенностей. Так, все рассматриваемые предписания считаются разновидностью юридических положений. В качестве объекта регулирования при применении административно-правовых норм выступают специфические управленческие отношения. Рассматриваемые положения представляют собой средство выражения (реализации) общественных интересов в области госуправления.
Административно-правовые нормы устанавливаются уполномоченными государственными органами, представительствами местного самоуправления, администрацией организаций, учреждений, предприятий[8].
Рассматриваемые положения включены в структуру правовых актов, наделенных разной юридической силой. К таким актам относят, например, законы, подзаконные акты.
Все административно-правовые нормы наделены представительно-обязывающим характером, обеспечиваются особыми мерами по государственному принуждению. Цель создания этих положений – сохранять необходимый управленческий порядок. Отдельные виды административно-правовых нормприменяются для регулирования общественных взаимодействий, которые составляют предмет прочих правовых отраслей (экологической, земельной, финансовой, трудовой и др.).
Структура рассматриваемых положений представляет собой внутреннее строение, комплекс элементов, связанных логически. К компонентам административно- правовой нормы относят:
- Гипотезу. Эта часть указывает на те условия, при формировании которых начинает действовать положение (норма).
- Диспозицию. Данный компонент содержит определенные правила установленного (должного) поведения участников управления.