Общепризнанной формой защиты населения и территориальной целостности государства от военной опасности является гражданская оборона (далее - ГО). Ее степень готовности определяет способность государства обеспечивать защиту граждан в условиях военного времени.
Как раздел военной науки, теория ГО включает систему научных знаний, принципов, закономерностей, категорий (понятий) и положений об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, их воздействии на население, материальные и культурные ценности, способах и методах защиты от них, ликвидации последствий вооруженного нападения.
Необходимость совершенствования ГО как важнейшего направления строительства военной организации государства на современном этапе и как отрасли военной науки определяется положениями действующей военной доктрины, в соответствии с которыми в состав мер по обеспечению военной безопасности входит «развитие военной науки и гражданских отраслей науки, прямо или косвенно связанных с проработкой оборонной тематики и разработкой военных технологий, укрепление научного потенциала военной организации государства».
Изучая силы и средства вероятного противника, характер возможных последствий их применения в войне, способы защиты населения и территорий от возникающих при этом опасностей, теория ГО исследует войну и вооруженную борьбу, несмотря на то, что решение задач защиты осуществляется невооруженными способами.
В условиях постоянной угрозы безопасности Российского государства, участия его войск в различных локальных конфликтах, а также ведения информационной борьбы возникает необходимость повышенной боевой готовности вооруженных сил и других воинских формирований. Поэтому рассмотрение вопроса об административно-правовом режиме военного положения наиболее актуально в наше время.
Степень научной разработанности. Тема работы достаточно хорошо представлена в ряде научных изданий такими авторами как Д.Н. Бахрах, Ю.А. Тихомиров и т.д.
Объектом изучения являются общественные отношения, которые связаны с введением режима военного положения.
Предметом изучения являются нормы права, которые содержатся в нормативных актах, регламентирующих порядок и условия введения режима военного положения.
Целью курсовой работы ставятся проблемы современного законодательства Российской Федерации в условиях возникновения режима военного положения.
Исходя из цели курсовой работы, можно выделить следующие задачи:
– рассмотреть теоретические основы военного положения
– изучить роль и место органов внутренних дел российской федерации в системе национальной и военной безопасности
– рассмотреть комплексную защиту организаций, подлежащих переводу на работу в условиях военного времени
– выявить актуальные проблемы регулирования вопросов гражданской защиты
Методами изучения являются диалектический метод познания, обобщение, синтез, дедукция, индукция, сравнение и т.д.
Структура курсовой работы построена с учетом поставленных задач и состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1 Теоретические основы военного положения
1.1 Военное положение: общие положения
Военное положение – особый правовой режим, который вводится на территории РФ или в отдельных местностях в случае внешней агрессии (или непосредственной её угрозы)[1].
Актами агрессии считаются:
— вторжение или нападение вооружённых сил иностранного государства
— оккупация или аннексия территории России с применением вооружённой силы
— бомбардировка территории России иностранным государством
— блокада портов или берегов России
— нападение на вооружённые силы РФ или другие войска
— засылка вооружённых банд или наёмников, применяющих вооружённую силу
— действия одного государства, позволяющего другому использовать свою территорию для актов агрессии
Военное положение вводит президент своим указом. Он должен незамедлительно обнародовать указ по радио и телевидению и опубликовать, а также сразу сообщить о нём Совету Федерации и Думе. Совет Федерации обязан рассмотреть указ в течение 48 часов. Если он его не утвердит, население снова нужно оповестить.
Внутренняя угроза при этом не является поводом для введения военного положения — в этом случае возможно только чрезвычайное положение.
Отменяется военное положение тоже указом президента, при этом население нужно оповестить в том же порядке, в каком его оповещали о вводе.
В российской современной истории военное положение ни разу не вводили.
Запретить (или ограничить) могут:
– работу политических партий, а также общественных и религиозных объединений, чья агитация или деятельность подрывает оборону и безопасность РФ
– деятельность иностранных организаций, в отношении которых получены достоверные сведения о том, что они подрывают оборону и безопасность РФ
– проведение любых массовых мероприятий
– выбор места временного пребывания или жительства
–движение транспортных средств (если запрет не полный, то их будут досматривать)
– нахождение на улицах в определённое время суток
– продажу оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ (а также устанавливается особый режим оборота лекарств и алкоголя)
– выезд граждан за пределы территории Российской Федерации
На территории, где введено военное положение, не проводятся референдумы и выборы.
Телефонные переговоры, почтовые отправления и сообщения в интернете контролируются военной цензурой (для этого создаются специальные органы). Отдельному контролю подлежат транспортные объекты, типографии, вычислительные центры и СМИ.
Ещё в условиях военного положения государство может эвакуировать объекты хозяйственного, социального и культурного назначения, временно отселять жителей в безопасные районы и вводить особый режим въезда на территорию[2].
К формулировкам, которые используются в законе, возникает много вопросов — не очень ясно, каким транспортным средствам запретят движение, до какого именно часа нельзя будет находиться на улице и что такое, например, «особый режим оборота» лекарств. Уточнения обычно прописываются в подзаконных актах, а конкретные меры устанавливают министерства и федеральные службы на основе указов президента.
Кроме этого, введение военного положения обязывает граждан:
– подчиняться требованиям органов власти, являться по вызову в военные комиссариаты и выполнять всё, что написано в предписаниях, повестках и распоряжениях
– участвовать в работах для нужд обороны, ликвидировать последствия применения оружия, восстанавливать повреждённые объекты, бороться с пожарами и эпидемиями
– предоставлять необходимое для нужд обороны имущество, находящееся в их собственности (впоследствии государство компенсирует его стоимость)
Изымать автомобили могут наравне с другим имуществом, но на учёт ставить пока не будут.
В июле 2018 года Минобороны предлагало поставить все гражданские автомобили на учёт, чтобы в случае введения военного положения ими можно было воспользоваться, но эта инициатива остановилась на этапе обсуждения.
В сам закон «О военном положении»[3] правки вносили несколько раз, последний — в июле 2017 года, когда в нём появилась новая статья об организации территориальной обороны, отвечать за которую будет местная власть.
Огромный интерес вызывают вопросы укрепления обороны, обеспечения суверенитета, государственной независимости и территориальной целостности Российской Федерации.