Есть организации, которые вроде бы все делают правильно, но чего-то не хватает. У них нет души, и они не могут вдохнуть жизнь в мертвую систему. Без человека или группы единомышленников, которые смогут обнаружить основу и смысл этой мертвой системы. Такого человека называют лидером, и идеи, в которой он присутствует, играет важную роль в лидерстве. Лидерство – это не менеджмент, как его часто определяют, хотя лидер может быть менеджером.
Актуальность работы в том, что традиционные стили руководства привлекают исключительных людей, которые задают направление, принимают важные решения и вдохновляют подчиненных. Герои приходят на первое место во время испытаний. Эта концепция лидерства основана на предположении, что люди бессильны, не видят будущего, не могут изменить ситуацию и только «великие люди» могут изменить ситуацию. Этот тип мифа ставит в центр коллективного воображения сиюминутное событие и харизматического героя, а не силу системы и коллективного обучения.
Такое внимание к лидерству кажется неожиданным и в некотором смысле связано с центральными проблемами современного менеджмента. В частности, быстрые темпы изменений в бизнесе заставили пересмотреть вопрос «лидер или менеджер»: сейчас делегирование полномочий не является обычным явлением, но принцип таков, что практически каждый менеджер должен находиться на том или ином уровне. Но наука выработала так много руководств, что иногда сложно определить, какими из них пользоваться при управлении. Чтобы ответить на этот вопрос, важно поднять вопрос о лидерстве. Это определяет важность и пользу научных исследований.
Цель контрольной работы – проанализировать и сравнить характеристики теории управления на практическом примере.
Для достижения этой цели необходимо решить несколько последовательных задач:
Задачи работы:
– объяснить понятие и значение «лидерства»;
– объяснить роль лидерства в процессе управления;
– Анализ процессов и идей управления;
– Анализ текущих категорий управления;
– Объяснить элементы управления в компании;
– Знание роли и места управленческих идей в построении команды.
Объект исследования является ситуационные теории лидерства.
Предмет исследования: организационная психология.
1 ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ АСПЕКТЫ «ТЕОРИИ ЛИДЕРСТВА»
1.1 Понятие и сущность лидерства
Лидерство – это управленческие отношения между лидером и последователями, основанные на эффективной координации различных источников власти для достижения определенной цели и мотивирующие людей на достижение определенных целей [1, С.18].
Главное условие лидерства – это осуществление власти в формальных или неформальных организациях на различных уровнях: от государств и групп наций до государственного сектора, местных органов власти, отдельных лиц, групп и общества. Общие полномочия директора ограничены законом. Но во всех случаях лидер имеет социальную, психологическую и эмоциональную поддержку со стороны сообщества или группы людей, которые за ним следуют.
Существует разница между формальным и неформальным лидерством. Процесс развития людей через их способности, навыки и другие методы называется неформальным лидерством [2, С.147].
Лидерство рассматривается как сочетание двух сильных сторон: индивидуальной и организационной.
Проблемы, с которыми сталкивались группы людей при достижении общих целей, решались путем объединения их под одним лидером. Этот тип лидерства важен в бизнесе. Это позволяет нам сконцентрировать наши усилия на решении всех сложных задач. Однако у такого типа семейных отношений есть и недостатки:
– организационные изменения на основе мнения одного человека;
– добиваясь цели, лидер старается сохранить свою власть, что не всегда соответствует интересам членов компании;
– уход лидера сильно снижает качество лидерства в условиях неопределенности.
В целом лидерство воспринимается как демонстрация их способностей и ценности отдельным людям, группам и организации в целом. Характеристики хорошего руководителя:
– видение общих условий;
– навыки коммуникации;
– доверие сотрудников;
– гибкость в принятии решений [3, С.52].
Поэтому мы должны понимать, что лидер – это доминирующая личность в любом обществе, организации или организации. Лидер отличается многими характеристиками этого типа людей.
Проблемы лидерства являются ключом к достижению высоких результатов. С одной стороны, считается, что лидерство обладает определенными качествами, характерными для тех, кто руководит другими или влияет на них; с другой стороны, лидерство — это процесс отдания приоритета несильным силам в направлении достижения групповых или организационных целей. Лидерство – это вид особого взаимодействия, который основан на координации различных сил и мотивирует людей на достижение общей цели [4, С.157].
Исследование лидерства отличается объединением трех основных аспектов, привлекающих исследователей на сегодняшний день: лидерские качества, лидерское поведение и стиль руководства. Характеристики и поведение последователей играют ключевую роль. Каждый подход предлагает свое собственное решение проблемы надлежащего управления [5, С.188].
Первая традиционная точка зрения предполагала, что эффективный лидер определяется на основе личности или поведенческих характеристик человека. В этих случаях условия не оценивались. Эти идеи были погружены в бесконечный поток морали и этики, так и не сформировав законченной теории.
Структурные подходы к лидерству были предложены для объяснения эффективности лидерства с помощью различных переменных, то есть влияния внешних факторов, независимых от отдельного лидера. Новые идеи пытались объединить преимущества и достижения традиционных методов с существующим положением дел. В заключение отметим, что эти идеи основаны на анализе организационной структуры и взаимосвязи существующих условий [6, С.29].
Лидер подобен групповому зеркалу; В этой группе появляется лидер. Человек, являющийся лидером в одной группе, не обязательно может быть лидером в другой группе (разные группы, разные ценности, разные потребности и требования к лидеру) [7, С.19].
В зависимости от объема и назначения к ним относятся:
Бытовые формы руководства (школа, студенческие группы, развлечения, семья);
типа социального управления (на производстве, рабочей силе, в разных странах: спорт, творчество и т. д.);
типа политического лидерства (политики, граждане).
Существует неоспоримая связь между ежедневным лидером, социальным лидером и политическим лидером. У последних всегда есть возможность агитировать за других типов лидеров [8, С.74].