ВВЕДЕНИЕ
Глава I. Общая характеристика системы санкций, введенных в отношение России в 2014-2023 годах
§ 1. Санкции, против России введенные Европейским Союзом, Соединенными Штатами Америки, Великобританией, Японией и иными странами
§ 2. Санкции против России, введенные международными организациями
Глава II. Методы и механизмы противодействия санкционному давлению на Россию
§ 1. Противодействие санкциям на международно-правовом уровне
§ 2. Противодействие санкциям на уровне национального законодательства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность темы настоящего исследования обусловлена тем, что в настоящее время Россия находится под беспрецедентным в XXI веке санкционным давлением, связанным со введением в отношение нашей страны значительного числа экономико-правовых, организационных, коммуникационных и иных запретов и ограничений.
Санкции действуют практически во всех сферах международной жизни, от конфискации многомиллиардных российских активов, глобальных торговых запретов и исключения российских банков из международных платежных систем, вплоть до самых неожиданных и зачастую абсурдных – в частности, с 03 марта 2022 года Международная организация по разведению и выведению новых пород кошек (FIFE) «временно приостановила» участие в своих выставочных мероприятиях кошек, принадлежащих россиянам, а новым породам, выведенным в России, отныне будет отказываться в регистрации, по сути, любая кошка, рожденная на территории Российской Федерации, не признается FIFE в качестве кошки.
При этом такая абсурдность – исключение из правил, подавляющее большинство введенных против России запретов и ограничений действительно преследовали цель, по выражению бывшего президента США Б. Обамы «разорвать российскую экономику в клочья».
Здесь следует сделать оговорку о том, что во введенных против России санкций можно отыскать и стимулы для развития отечественного производственного, научного и др. секторов – так, выступая 28.11 2023 года на III Конгрессе молодых ученых в Сколково, Президент России В. Путин, говоря о санкциях в научно-технической сфере, заявил: «Наши так называемые — во всяком случае так мы их называли — партнеры полагали, что они нас подсадили на технологическую иглу, и мы никогда с нее не слезем. Благодаря усилиям таких людей, как вы [обращаясь к ученым], оказалось, что это возможно. И не просто возможно, а происходит довольно быстро».
Вместе с тем, рассуждения о последствиях санкций для экономики, будут ли они губительными в силу невозможности компенсировать более не поставляемые в Россию товары, найти альтернативы услугам, технологиям и др., или же освободившиеся сферы и рынки без особых проблем заполнятся отечественными качественными товарами, эффективными технологиями и т.д., уводят в сторону экономики, научно-технической мысли. С правовой же точки зрения санкции следует рассматривать как ограничительно-запретительные меры, введенные без должного международно-правового обоснования, вопреки правилам различных международных организаций, и самим принципам международных отношений. Соответственно, с юридической точки зрения такие санкции в любом случае следует рассматривать как крайне негативный феномен, требующий объяснения и мер противодействия.
Цель работы – определить основные методы и механизмы публично-правового характера, которые могут быть использованы для противодействия санкционному давлению на Россию.
Задачи исследования обусловлены его целью и включают в себя:
изучить санкции против России, введенные Европейским Союзом, Соединенными Штатами Америки, Великобританией, Японией и иными странами;
проанализировать санкции, введенные против России международными организациями;
рассмотреть аспекты противодействия санкциям на международно-правовом уровне;
охарактеризовать механизмы противодействия санкциям на уровне национального законодательства.
Структура исследования обусловлена его целью и задачами и включает в себя введение, две главы, состоящие в общей сложности из четырех параграфов, заключение и список использованной литературы.
Глава I. Общая характеристика системы санкций, введенных в отношение России в 2014-2023 годах
§ 1. Санкции, против России введенные Европейским Союзом, Соединенными Штатами Америки, Великобританией, Японией и иными странами
Определяя параметры и пределы исследования в настоящем параграфе следует отметить, что вряд ли целесообразно приводить полный перечень санкций, введенных против Российской Федерации иностранными государствами - цели исследования будет более соответствовать анализ обоснования санкций, их классификация и характеристика государств (групп государств), со стороны которых такие санкции введены.
Идеолого-правовое и политическое обоснование санкций, введенных против Российской Федерации т.н. «коллективным Западом», в первую очередь связано с тем, что действия России, выразившиеся в принятии в свой состав в 2014-м году Республики Крым и города федерального значения Севастополь, а в 2022-м году – Донецкой и Луганской народных республик, Херсонской и Запорожской областей, а также в целом проведение специальной военной операции (далее - СВО) нарушило территориальную целостность Украины. Позиция России в данном конфликте связана с тем, что указанные политико-географические изменения справедливы и обусловлены реализацией права народов на самоопределение. Иными словами, камнем преткновения в данном случае стало понимание соотношения двух важнейших международно-правовых постулатов – территориальной целостности государств и права народов (наций) на самоопределение.
В Уставе ООН принцип самоопределения наций упоминается неоднократно, в частности, ч. 2 ст. 1 устанавливает, что отношения между нациями базируются на принципах равноправия и самоопределения народов. Аналогичное положение содержится и в ст. 55 Устава.
При этом какого-либо содержательного наполнения данный принцип в Уставе ООН не получил, по сути, он был лишь задекларирован, и неясным оставалось, носит ли он абсолютный характер, т.е. любая нация, проживающая в составе мультинационального государства, имеет право на собственное государство, или же такое право возникает при определенных условиях.
Важной вехой в формировании понимания принципа (права) самоопределения наций явилась принятая в 1952-м году резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 637 (VII) «Право народов и наций на самоопределение»[1].
В данной Резолюции обращалось внимание на то, что полнота использования человеком его прав и свобод невозможна без закрепления и реализации права наций на самоопределение. Уважение и признание такого права – обязанность каждого государства, входящего в ООН.
В 1960-м году принята «Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам»[2].
В Ст.2 данной Декларации 1514 (XV) говорится о том, что «все народы имеют право на самоопределение; в силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и осуществляют свое экономическое, социальное и культурное развитие», при этом в ст.6 записано, что «всякая попытка, направленная на то, чтобы частично или полностью разрушить национальное единство и территориальную целостность страны, несовместима с целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций». Иными словами, в данной Декларации прямо «столкнулись» два, казалось бы, совершенно противоречивых принципа – принцип самоопределения наций и принцип территориальной целостности государств.
Попытка разрешить указанную проблему предпринята в рамках «Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций»[3].
Декларация суммирует все основные положения о самоопределении, изложенные к 1970 году в других документах ГА ООН: о «праве всех народов на самоопределение», о необходимости для государств воздерживаться от действий, ведущих к нарушению этого права, и пр.
В ней уточняются – следом за резолюцией 1514 (XV) – возможные формы самоопределения:
- создание суверенного и независимого государства;
- свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним;
- установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом, являются способами осуществления этим народом права на самоопределение.
В тексте косвенно указывается, что «право на самоопределение» применимо к колониальным ситуациям: «Территория колонии или другой несамоуправляющейся территории имеет, согласно Уставу, статус, отдельный и отличный от статуса территории государства, управляющего ею; такой отдельный и отличный, согласно Уставу, статус существует до тех пор, пока народ данной колонии или несамоуправляющейся территории не осуществит своего права на самоопределение в соответствии с Уставом, и в особенности в соответствии с его целями и принципами.
Ничто в приведенных выше пунктах не должно истолковываться как санкционирующее или поощряющее любые действия, которые вели бы к расчленению или частичному или полному нарушению территориальной целостности или политического единства суверенных и независимых государств, соблюдающих в своих действиях принцип равноправия и самоопределения народов, как этот принцип изложен выше, и, вследствие этого, имеющих правительства, представляющие без различий расы, вероисповедания или цвета кожи весь народ, проживающий на данной территории».
Вышеуказанная позиция нашла свое подтверждение в итоговом документе проведенной под эгидой ООН Всемирной конференции по правам человека 1993 года – Венской Декларации и программе действий[4].
В науке существуют различные подходы к соотношению права наций и народов на самоопределение и принципа территориальной целостности государства.
Алексанян С.Р. Принцип равноправия и самоопределения народов в современном международном праве / С.Р. Алексанян. – Автореферат дисс..канд.юр.наук. – М., 2018. – 30 с.
Безрукова Т.Л. Влияние политической обстановки на работу большой аудиторской четверки в России / Т.Л. Безрукова // Успехи современного естествознания. – 2018. – № 1 (часть 2) – С. 244-248.
Глинщикова Т.В. Компенсация как правовое основание национализации иностранных инвестиций / Т.В. Глинщикова // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2018. - № 4. – С. 184-188.
Головинский Д.А. Совет Безопасности ООН: функции, состав, перспективы развития / Д.А. Головинский // Международное право. – 2022. - № 4. – С. 43-49.
Гошуляк В.В. Право народов на самоопределение и территориальная целостность государств в интерпретации Венецианской комиссии / В.В. Гошуляк // Наука. Общество. Государство. – 2019. - № 1 (25). – С. 35-39.
Давыдов И.Н. Внешнеполитическая и внешнеэкономическая деятельность России в условиях санкционного давления: проблемы и перспективы / И.Н. Давыдова // Вестник Российского Университета Дружбы Народов серия: политология. -2023. - № 4. – С. 386-390.
Жуковская Н.Ю. Государственный суверенитет и диалектика его эволюции в современных условиях // Н.Ю. Жуковская // Международное право и международные организации. – 2021. - № 6. – С. 87-92.
Зорькин В.Д. Предел уступчивости / В.Д. Зорькин // Российская газета. Федеральный выпуск №5325 (246). 29 октября 2010 г. – С. 2.
Колесников В.В. Деятельность фирм «Большой четверки» на рынке аудиторских услуг / В.В. Колесников // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. -2018. - № 5. – С. 198-202.
Курбатов А.Я. Правовое регулирование расчетов в Российской Федерации / А.Я. Курбатов // Хозяйство и право. - 2019. - № 7. – С. 221-226.
Куцаева О.Н. К вопросу о перспективах развития ВЭД в условиях санкций / О.Н. Куцаева // Вестник Балтийского федерального университета. – 2021. - № 1. – С. 195-199.
Лапшина В.А. Совет Безопасности ООН: история и перспективы развития / В.А. Лапшина. – 2023. - № 1. – С. 90-94.
Лунева О.Н. Внешнеэкономическая политика России в условиях санкций / О.Н. Лунева // Вестник экономической безопасности. – 2022. -№ 5. – С. 186-190.
Петренко А.В. Использование исключений по соображениям национальной безопасности как аргумента в торговых спорах в ГАТТ‑47 и ВТО // Торговая политика. – 2019. - № 2. – С. 122-125.
Петренко А.В. Экономические санкции и их оспаривание в ВТО в контексте исключений по соображениям национальной безопасности (ст. XXI ГАТТ) // SCRIPTORIUM. – 2018. - № 2. – С. 43-48.
Рачков И.В. Экономические санкции с точки зрения права ГАТТ/ВТО // Международное правосудие. – 2021. - № 4. – С. 156-160.
Сироткина Е.Л. Принципы валютного регулирования: значение и система / Е.Л. Сироткина // Вестник экономической безопасности. – 2021. - № 7. – С. 32-36.
Стадник А.Н. К вопросу об истории развития аудиторской деятельности в России / А.Н. Стадник // Аллея науки. – 2021. - № 6. – С. 187-192.
Сычев А.Н. К вопросу о реформировании Совета Безопасности ООН / А.Н. Сычев // Евразийский союз ученых. – 2023. - № 3. – С. 78-83.
Феофанов К.А. Проблемы реформирования Совета Безопасности организации Объединённых Наций / К.А. Феофанов // Социально-гуманитарные знания. – 2022. - № 4. – С. 176-181.
Хутаба Д.В. Взаимодействие и реализация международно-правовых принципов равноправия и самоопределения народов и территориальной целостности государств / Д.В. Хутаба. – Автореферат дисс.канд.юр.наук. – М., 2011. – 32 с.
V. Интернет-ресурсы
Котам и кошкам из России запретили участвовать в международных выставках // https://www.kommersant.ru/doc/5239722?ysclid=lpk4dcyuvy67967688
Россия слезает с технологической иглы Запада, заявил Путин // https://ria.ru/20231129/putin-1912740476.html?ysclid=lpk6c5pqa5923413316
Международный Олимпийский комитет // https://olympics.com
Международная федерация футбола // https://www.fifa.com/about-fifa/organisation/committees
Вучич объяснил голосование против России в ООН «шантажом Запада» // Известия. – 2022. – 8 апр. // https://iz.ru