ВВЕДЕНИЕ
1. ОСНОВНАЯ СУТЬ ПОНЯТИЙ «СВОБОДЫ СОВЕСТИ» И «СВОБОДЫ
1.1 Характеристика понятия «свобода совести
1.2 Характеристика понятия «свободы вероисповедания
2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СВОБОДЫ СОВЕСТИ И ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ
2.1 Конституция как основной источник закрепления права на свободу совести и вероисповедания в России
2.2 Федеральный Закон «О свободе совести о религиозных
2.3 Иные нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы реализации свободы совести и действия религиозных организаций
2.4 Правовое регулирование деятельности религиозных объединений в Российской Федерации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Такие понятия, как свобода совести« и вероисповедания» есть понятия многогранные. Так, на протяжении долгого времени, многих веков историки, социологи, психологи и, конечно же, философы задавались вопросом, что есть «свобода совести», «свобода вероисповедания», в чем их основная суть.
Размышляя на тему социально-политической обстановке в современной России, можно сказать, что та ситуация, которая сложилась н сегодняшний день, неразрывно связана с государственно-конфессиональными отношениями и различными мировоззренческими ориентациями российских граждан. Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие просторы нашей необъятной Родины, исповедуют различные виды религий: христианство, ислам. Буддизм, иудаизм и другие. Также, многие граждане являются участниками неофициальных религиозных объединений (сект), многие из которых являются запретными.
Подобное многообразие представителей различных вероисповеданий не является чем-то уникальным в мировой практике. Это многообразие складывалось на протяжении всей истории человечества под воздействием различных факторов, таких, как: экономика, политика, социальная структура, военная и национальная структуры. С расширением географических границ, происходило расширение в культурном, языковом и религиозном аспекте.
В настоящее время такие понятия, как «свобода совести» и «свобода вероисповедания» становятся злободневными, так как они лежат в основе современной глобальной проблемы человечества, которая включает в себя теоретическое и отраслевое правоведение, что, в свою очередь, активно дискутируется в отечественной и зарубежной науке. В этом и заключается актуальность нашей темы исследования.
Объект исследования – свобода совести и свобода вероисповедания.
Предмет исследования – характеристика свободы совести и свободы вероисповедания в условия современной России и в ее системе правового регулирования.
Цель работы – рассмотреть свободу совести и свободу вероисповедания в современной России.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
- Дать характеристику понятиям «свобода совести» и «свобода вероисповедания»;
- Рассмотреть понятия «свобода совести» и «свобода вероисповедания» в системе правового регулирования РФ;
- Проанализировать положение «свобода совести» и «свобода вероисповедания» в современной России;
- Сделать выводы.
Теоретическую основу нашего исследования сформировали нормативно-правовые акты («Конституция РФ», ФЗ «О свободе совести о религиозных объединениях» и другие); учебные пособия, научные статьи таких авторов, как: Доззорцев П. Н., Ковлер А. И., Козлов Е. И., Куницын И.А., Пчелинцев А. В., Петранов Б., Поляков А. В., Султанов А. Р. И другие, а также Интернет-источники.
Методологической основой нашего исследования выступили исторический метод, комплексный, метод синтеза и анализа, диалектический метод исследования, сравнительно-правовой, статистический, логический методы.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых разделена на параграфы, заключения и списка литературы.
- ОСНОВНАЯ СУТЬ ПОНЯТИЙ «СВОБОДА СОВЕСТИ» И «СВОБОДА ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ»
1.1 Характеристика понятия «свобода совести»
Само понятие «свобода совести» обладает самостоятельным смыслом, которое включает в себя две категории: собственное и мировоззренческое.
Свобода совести – это право человека, как верить в Бога в соответствии с учением той или иной религии, так и не верить. Такая свобода весьма важна в тех государствах, где признанна государственная религия, и, следовательно, имеется определенное давление на человека со стороны государства, церкви, общества в признании и принятие этой религии. В государствах, где нет государственной религии. Такая свобода служит защитой для интересов взглядов атеистов, тех, кто полностью отрицает существование Бога[1].
С точки зрения философии, совесть – это внутренний нравственный критерий человека, помогающий объективно оценивать собственные действия, регулирующий высказываемые мысли и ограничивающий свободу морально-нравственными рамками[2].
Современные исследователи трактуют понятие «совести», как определенную способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя морально-нравственные ценности и обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков, подчеркивая индивидуально-личностные начала отдельного человека.
Рассматривая понятие «свобода», можно выделить различные теоретические обоснования к ее исследованию. Так, например, Р. Декарт рассматривал данное понятие, как произвольность и автономность воли[3].
Также, стоит сказать, что понятие «свобода» может еще рассматриваться с таких позиций, как материальная и идеальная[4].
Материальная свобода – это свобода действий. Она ограничена физическими возможностями человека и воздействием на него законов природы.
Идеальная свобода, в свою очередь, может зависеть от свободы воли человека и может быть ограничена морально-нравственными принципами самого человека.
Таким образом, можно резюмировать, что свобода – это возможность поступать так, как велит человеку его собственная воля, морально-нравственные цели и принципы, а не внешние ограничения и принуждения.
С позиции социологии, свобода воли – это духовная ценность человека, общества, очень важное социальное благо, которое было создано самим человеческим обществом в процессе своего исторического развития.
По мнению С. А. Авакьяна, свобода совести имеет два аспекта:
- первый – это аспект, который включает в себя морально-этические основы мировоззрения;
- второй – это аспект, который подразумевает под собой внутреннею возможность личности самостоятельно выбрать себе идеал и поклоняться ему[5].
Мы рассмотрели понятие «свобода совести» с точки зрения гуманитарных наук (философия, социология), а теперь, на наш взгляд, необходимо провести анализ данного понятия с позиции юридической науки.
Итак, согласно сватье 25 Конституции РФ, понятие «совесть» и «свобода совести» употребляются в контексте вероисповедания и атеизма[6]. Однако совесть и ее свобода, хоть и являются главными элементами ядра религиозной нравственности, все же не определяют свободы выбора между верой в Бога и Его отрицанием. Совесть – особое душевное свойство человека, которое присуще ему вне зависимости от того, признает его сам человек, или нет. Также, состоит оно в познание и умение различать добро и зло. Совесть закладывается в человеке еще в младенческом возрасте, когда родители буквально на пальцах объясняют ребенку, что хорошо, а что плохо, что такое добро и зло.
Совесть определяется морально-нравственными нормами, которыми человек руководствуется во внешних проявлениях своих мыслей и чувств. Если человек поступает бессовестно, то, как правило, он несет ответственность с начала моральную, а потом, возможно, и правовую. В свою очередь, совесть, являясь элементом нравственного сознания человека, ориентирует его в мире поступков. С точки зрения добра и зла, умение оценивать свои поступки – это одна из основных черт человеческой натуры.
Однако наша страна, в свою очередь, являясь светским государством, характеризующимся разделением государства и церкви, то нашим гражданам предоставляется право свободного, самостоятельного выбора и определения нравственных основ добра и зла, с позиции своих религиозных убеждений, либо с тем, что включает в себя понятие «мораль». Отсюда можно сделать вывод, что свобода совести, в данном случае, тождественна понятию «свободы убеждений и мировоззрений», согласно части 1-3 статьи 13 Конституции РФ. Также, стоит отметить, что в Конституции РФ нет четкой формулировки понятия «право на убеждения», но, зато в ней содержится запрет на принуждение к выражению убеждений, либо отказу. Эти данные содержатся в части 3 статьи 29 Конституции РФ[7].
Таким образом, понятие «свобода совести» можно охарактеризовать с позиции различных гуманитарных наук (философии, социологии, права). С точки зрения юриспруденции, свобода – это система юридических норм, составляющая законодательство о свободе совести, вероисповедания. Свобода совести – это конкретные возможности права, притязания, которое возникают на основе и в пределах законодательства о свободе совести.