ВВЕДЕНИЕ
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БРОНХИТА У ДЕТЕЙ
1.1 Особенности этиологии и патогенеза бронхита
1.2 Классификации бронхитов. Клиническая картина
1.3 Диагностика бронхитов
1.4 Лечение бронхитов. Осложнения
2. ОРГАНИЗАЦИИЯ СЕСТРИНСКОГО УХОДА ЗА ДЕТЬМИ ПРИ БРОНХИТЕ
2.1 Сестринский процесс при лечении бронхита у детей
2.2 Сестринский уход при лечении бронхита у детей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Бронхиты у детей являются самими распространенными заболеваниями респираторного тракта. Проведенный анализ заболеваемости вследствие болезней органов дыхания показал, что они занимают первое ранговое место в структуре заболеваемости детского населения Российской Федерации и составляют 470,6 случаев на 1 тыс. населения. Можно сделать вывод о том, что бронхит у детей в настоящее время является весьма актуальной медико-социальной проблемой. К сожалению, распространенность обструктивного бронхита достаточно велика и не имеет тенденции к существенному снижению: сохраняется ежегодный прирост на уровне 10%. Увеличился риск осложнений заболевания.
Согласно клиническим рекомендациям [6] острый вирусный бронхит встречается преимущественно в раннем дошкольном, реже школьном, возрасте. Бронхиты на фоне острой респираторной инфекции, в том числе повторные (рецидивирующие), наблюдаются особенно часто у детей младше шести лет в зонах промышленного и бытового (пассивное курение, печи, плиты) загрязнения воздуха, что может быть обусловлено развитием бронхообструктивного синдрома, который выражается отеком слизистой, повышенной бронхиальной секрецией и бронхоспазмом.
Затяжной бактериальный бронхит может встречаться в любой возрастной категории, включая подростков и взрослых, однако чаще всего отмечается у детей до 6 лет.
Актуальность данной проблемы заключается в ее распространенности и частой заболеваемости детей. Важно уметь обследовать ребёнка, оценивать полученные данные с учётом возрастных норм. Необходимо оказать помощь в лечении заболевания и организовать правильный уход. Но важнее правильно его профилактировать, для чего в данной работе даны рекомендации. Своевременное выявление и грамотная тактика медицинской сестры уменьшит процент заболеваемости и осложнений.
Предмет исследования: деятельность медицинской сестры по уходу за детьми, страдающие бронхитом.
Задачи исследования:
Изучить данные медицинской литературы и интернет-источников о бронхите, определить основные понятия.
Проанализировать особенности этиологии и патогенеза бронхита у детей.
Исследовать клиническую картину, диагностику и основные принципы лечения бронхита у детей.
Проанализировать организацию сестринского ухода за детьми, страдающими бронхитом.
Цель исследования: изучить деятельность медицинской сестры за детьми, страдающие бронхитом.
Объект исследования: пациенты детского возраста с бронхитом.
В работе использовались общетеоретические и эмпирические методы исследования:
Обобщение
Анализ литературных источников
Синтез полученных знаний для подведения итогов
Практическая значимость: по завершению данного исследования будут получены результаты, которые могут быть направлены на практическое применение в профессиональной деятельности, а также станут основой для грамотной организации сестринского ухода за детьми при бронхите. Будут систематизированы знания и опыт. Исследование может применяться в учебной деятельности.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БРОНХИТА У ДЕТЕЙ
1.1 Особенности этиологии и патогенеза бронхита
Бронхит — это воспаление слизистой оболочки бронхов.
Причины:
- инфекционные агенты (вирусы, бактерии)
- раздражение слизистой бронхов химическими веществами (пары щелочей, кислот, газов)
- вдыхание холодного или горячего воздуха
Способствующие факторы:
- охлаждение организма
- инфекции верхних дыхательных путей и пазух носа
- нарушение носового дыхания
- ослабление реактивности организма в результате перенесенных заболеваний, операций или нерационального, бедного витаминами и белками питания
Причиной острого бронхита у детей в 90% случаев являются респираторные вирусы: вирусы парагриппа, гриппа, респираторно-синцитиальный вирус, риновирус, аденовирус, метапневмовирус.
Бактериальные агены: Мycoplasma pneumoniae, Chlamydophila pneumoniae и Bordetella pertussi вызывают до 10% случаев острого бронхита в детском возрасте, особенно у школьников и подростков. Бактериальная природа бронхита более характерна для детей с муковисцидозом (кистозным фиброзом), пороками развития бронхолегочной системы, иммунодефицитными состояниями, курящих или подверженных пассивному курению. [6]
Аспирационный бронхиолит, связанный с хронической аспирацией пищи у детей грудного возраста, представляет собой особую группу заболеваний. Этиология такого бронхиолита обусловлена агрессивным физико-химическим воздействием аспирата, грамположительной ротоглоточной флорой и грамотрицательной энтеральной флоры.
Патогенез бронхита обусловлен инвазией вирусных/бактериальных возбудителей, сопровождающейся воспалительным инфильтратом слизистой оболочки бронхов плазматическими клетками, моноцитами, нейтрофилами, макрофагами и эозинофилами. Выброс медиаторов воспаления (например, гистамина, простагландинов) и цитокинов приводит к отеку стенки бронхов, сокращению гладкой мускулатуры бронхов и бронхоспазму.
Отек и воспаление приводят к увеличению количества бокалоидных клеток, активно продуцирующих бронхиальный секрет (гиперкриния). Избыточное выделение слизи и повышение ее вязкости (дискриния) приводит к дисфункции реснитчатого эпителия и мукоцилиарной недостаточности (мукостаз). Нарушение отхаркивания приводит к обструкции дыхательных путей бронхиальным секретом. На этом фоне создаются условия для дальнейшей пролиферации патогенных микроорганизмов, поддерживающих патогенетические механизмы. [6]
Гребенев, А.А. Основы общего ухода за больными: учеб.пособие / А.А. Гребенев, А.А. Шептуллин, А.М. Хохлов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ООО «Издательство «Медицинское информационное агентство», 2019 -368 с.
Демидова, Т.В. Сестринский уход при заболеваниях органов дыхания : учебное пособие /Т. В. Демидова ; ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России, Институт сестринского образования. – Иркутск : ИГМУ, 2014 – 101 с.
Доскина, В.А. Амбулаторно-поликлиническая педиатрия / Под редакцией В.А. Доскина. - Москва: РГГУ, 2012 - 464 c.
Жданова, Л.А.Организация лечебно-профилактической помощи детям с острой патологией органов дыхания на дому и в условиях поликлиники: Учебное пособие для студентов / Л.А. Жданова, Л.К. Молькова, А.В. Шишова, Г.Н. Нуждина, И.Е. Бобошко, И.М. Прощина, С.И. Мандров, Максимова Ю.В. Иваново, 2009 с.
Карпухин, Г.И. Диагностика, профилактика и лечение острых респираторных заболеваний / Г.И. Карпухин, О.Г. Карпухина. – М.: Гиппократ, 2000 - 184 c.
Министерство Здравоохранения Российской Федерации. Клинические рекомендации «Бронхит» – год утверждения: 2021 Режим доступа: https://cr.minzdrav.gov.ru/schema/381_2
Пантелеева, Е.В. Дыхательная гимнастика для детей / Е.В. Пантелеева. - Москва: РГГУ, 2012 - 160 c.
Тульчинская, В.Д. Сестринское дело в педиатрии / В.Д. Тульчинская, Н.Г. Соколова, Н.М. Шеховцова; под ред. Р.Ф. Морозовой. – Ростов н/Д: Феникс, 2015 – 383 с.