ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ИММУНОПРОФИЛАКТИКИ
1.1. ПРОБЛЕМА ИММУНОПРОФИЛАКТИКИ
1.2. ПУТИ ИММУНОПРОФИЛАКТИКИ ДЕТЕЙ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
1.3. ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
ГЛАВА 2. ПРОВЕДЕНИЕ ИММУНОПРОФИЛАКТИКИ ДЕТЕЙ В ЛИЦЕЕ-ИНТЕРНАТЕ ПОДМОСКОВНЫЙ
2.1. ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЦЕЯ-ИНТЕРНАТА ПОДМОСКОВНЫЙ
2.2. ПРОВЕДЕНИЕ ИММУНОПРОФИЛАКТИКИ ДЕТЕЙ В ЛИЦЕЕ-ИНТЕРНАТЕ ПОДМОСКОВНЫЙ
2.3. ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность темы исследования. Актуальной проблемой современной медицины является инфекционная патология. Благодаря созданию вакцин стали возможными профилактика многих инфекционных болезней и ликвидация такого тяжелого заболевания, как натуральная оспа.
Ежегодно благодаря вакцинации удается спасти около 3 млн детей, а у 750 тыс. - предотвратить тяжелые осложнения инфекционных заболеваний. Результаты последних научных исследований свидетельствуют о том, что вакцины позволяют предотвратить развитие около 60 инфекционных заболеваний.
Сейчас существует много противоречий относительно уместности и безопасности проведения специфической иммунопрофилактики (вакцинации) населения. В средствах массовой информации сообщают об ужасных случаях «возможных» поствакцинальных реакций и осложнений, которые не всегда являются обоснованными и доказанными. Однако, по мнению большинства специалистов - педиатров, иммунологов, аллергологов, прививки качественными вакцинами, проведенные квалифицированным медицинским персоналом в соответствии с установленными правилами, здоровому на момент вакцинации ребенку вполне целесообразны и безопасны. Особенно это касается дифференцированной вакцинации против «управляемых» инфекций (корь, краснуха, паротит, коклюш и др.). И, наоборот, полный отказ от прививки в результате родительской или врачебной некомпетентности в дальнейшем приводит к тяжелым последствиям: тяжелое течение инфекций во взрослом возрасте с развитием осложнений со стороны различных органов и систем, развитие бесплодия, слепоты, умственной отсталости, параличей и т.п.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование иммунопрофилактики детей в образовательных организациях.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ проблемы иммунопрофилактики.
2. Исследовать проведение иммунопрофилактики детей в образовательных организациях (на примере лицея-интерната Подмосковный).
Объект исследования - иммунопрофилактика детей в лицее-интернате Подмосковный.
Предмет исследования – состояние иммунопрофилактики детей в образовательных организациях.
Методы исследования:
- теоретический (анализ источников);
- практические (наблюдение, беседа, анкетирование).
1.1. ПРОБЛЕМА ИММУНОПРОФИЛАКТИКИ
Иммунопрофилактика - метод индивидуальной или массовой защиты населения от инфекционных болезней путем создания или усиления иммунитета. Она может быть специфической (вакцинация / иммунизация), направленной против конкретного возбудителя, и неспецифической (активация иммунной системы в целом медикаментозными или немедикаментозными средствами). Естественная активная иммунизация происходит в результате кон-такта с микроорганизмами во время инфекции, а естественная пассивная иммунизация - в случае попадания антител в плод через плаценту или в организм новорожденного с молозивом / молоком матери.
Обусловлены они во многом незнанием родителей и отсутствием выбора препаратов. Коммерческая медицина последнюю тоже не решает, а бюджетная - первую.
А педиатры, особенно, частнопрактикующие занимают антивакцинаторскую позицию в принципе, когда разговор встаёт об иммунизации детей с проблемами в здоровье.
Проблема номер 2-необоснованные медицинскиеотводы.
Часто заболевания трактуются противопоказанием к вакцинации в принципе, а не как основания иммунизации больных детей по индивидуальному календарю.
Участковые педиатры понимают серьёзность нависающей угрозы пока частично, а дети не знают о ней ничего.
Парадоксально, но столь очевидные достижения привели к тому, что проблема вакцинопрофилактики инфекционных болезней многим представляется как уже практически решенная. И в связи с этим необходимость проведения прививок конкретному ребенку воспринимается уже не так остро, а в ряде случаев с некоторым негативом, рассчитывая, что все равно болезни рядом нет.
Это ошибочная позиция. К сожалению, человечеству еще очень далеко до полной победы над большинством инфекций.
А нет таких болезней рядом только потому, что практически все вокруг привиты. Но эти инфекции есть в других регионах или в других странах и при существующей миграции населения завоз их к нам очень вероятен!
В Российской Федерации иммунизация населения проводиться в соответствии с национальным календарем прививок (утвержден приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.03.2014 года №125н) в котором установлены сроки и порядок проведения гражданам профилактических прививок.
Национальный календарь включает прививки против: вирусного гепатита В, туберкулеза, дифтерии, коклюша, столбняка, полиомиелита, кори, краснухи, эпидемического паротита, гемофильной инфекции, пневмококковой инфекции, гриппа.
Для иммунопрофилактики используются зарегистрированные в соответствии с законодательством РФ отечественные и зарубежные МИБП.
Все препараты, используемые для иммунопрофилактики, проходят обязательные многократные проверки и сертификацию.
На территории Московской области последний ряд лет благодаря высоким показателям охвата прививками не регистрируются такие инфекционные заболевания как дифтерия, краснуха, эпидемический паротит, столбняк, полиомиелит.
По итогам прошлого года охват прививками против гепатита В детей и подростки до 18 лет составил в среднем 99%, взрослых в возрасте 18-35 лет – 97,1%, в возрасте 36-59 лет – 88,4%. Активное проведение массовой иммунизации населения нашего региона против вирусного гепатита В с охватом от 90 до 97% позволило снизить заболеваемость этой тяжелой инфекцией почти в 11 раз, при этом с 2012 года полностью ликвидирована заболеваемость острым вирусным гепатитом В детей и подростков, а также заболеваемость этой инфекцией, связанная с медицинскими манипуляциями в лечебно-профилактических организациях.
Заболеваемость краснухой за последние 7 лет в результате массовой иммунизации населения в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» снизилась практически до нуля.
Последняя регистрация краснухи отмечена в 2015 году, когда было зарегистрировано 11 случаев заболевания, 10 из которых у иностранных студентов.
Вакцинопрофилактика кори оказала в Московской области существенное влияние на уровень заболеваемости. Благодаря проведенным мероприятиям по иммунизации детей и взрослых с сентября 2009 года по январь 2015 года случаи заболевания этой инфекцией в области не регистрировались. В 2015 г. было зарегистрировано 13 случаев, возникших в результате трех заносов на территорию области. В 2016 г. - 1 завозной случай.
В 2008-2016 годах было дополнительно привито против кори более 200 тыс. детей и взрослых.
В тоже время с 2013 года в результате осложнения эпидситуации на территории Европейского региона в России регистрируется неблагополучие по кори, связанное с завозом инфекции из-за рубежа и дальнейшим распространением заболеваний на территориях РФ.
Наряду с этим регистрация кори в единичных случаях или полное отсутствие заболеваний приводят к некоторой «самоуспокоенности» населения, провоцируя тем самым отказы от прививок, особенно в отдельных трудно прививаемых группах.
1. Балаболкин И. И., Сюракшина М. В., Тюменцева Е. С. Иммунопрофилактика детей // Лечащий врач.- 2015.- № 7.- С. 40−43.
2. Балаболкин И. И. Проблемы иммунопрофилактики детей. // Педиатрия.- 2013.- № 6.- С. 4−7.
3. Булатова Е. М., Богданова Н. М., Габрусская Т. В. Иммунитет: традиционные представления и новые данные о формировании иммунного ответа в онтогенезе. // Педиатрическая фармакология.-2016,-том 5.-№5.-С.79-87.
4. Булатова Е. М., Богданова Н. М., Габрусская Т. В. Иммунитет: традиционные представления и новые данные о формировании иммунного ответа в онтогенезе. // Педиатрическая фармакология. -2014,-том 5. -№ 5. -С. 79−87
5. Булгакова В. А., Сенцова Т. Б., Балаболкин И. И. Иммунные нарушения у детей //Медицинская иммунология.- 2015.- т. 9, № 2−3.- С. 176−177
6. Воробьева М. С., Расщепкина М. Н., Ладыжская И. П. Вакцины и иммунопрофилактика //Вопросы вирусологии 2016 — № 6 — С. 30−36.
7. Воробьева М. С., Эльберт Л. Б., Грачев В. П. и др. Иммунологическая профилактика // Вопросы вирусологии. 2013 -№ 5 — С. 622 — 626.
8. Громов И. А., Намазова Л. С., Семикина Е. Л. Особенности иммунного ответа и принципы проведения иммунотерапии // Справочник педиатра, — 2014, — № 1.- С. 421).
9. Дранник Г. Н. Клиническая иммунология и аллергология. //Москва: Медицинское информационное агентство.- 2013.-603 С.
10. Коровина Н. А., Заплатников А. Л. Первичная иммунопрофилактика // Вопросы практической педиатрии.- 2017. -том 2, № 6.- С. 3−6
11. Мешкова Р. Я. Руководство по иммунопрофилактике для врачей / Р. Я. Мешкова. М., 2014. - 80с.
12. Ройт А. Иммунология: Пер. с англ. / А. Ройт, Дж. Бростофф, Д. Мейл. М.: Мир, 2015. - 592с.
13. Сорока Н. Д. Особенности иммунотерапии // Педиатрическая фармакология. -2016. -том 5. -№ 5. -С. 88−92
14. Таточенко В. К. Проблемы и перспективы иммунопрофилактики в России.// Вопросы современной педиатрии.-2015.-том 8.-№1.-С.114-120.
15. Таточенко В. К., Озерецковский Н. А. Иммунопрофилактика. Справочник.//Москва.- 2017.- С. 106.
16. Учайкин В.Ф. Иммунопрофилактика у детей с нарушенным здоровьем {Электронный ресурс} / В.Ф. Учайкин, О.В. Шамшева // Вакцинация, 2016. №6. - Режим доступа: http://medi.ni/doc/l 5b.htm.
17. Учайкин В.Ф. Иммунопрофилактика. Настоящее и будущее / В.Ф. Учайкин, О.В. Шамшева. М.: ГЭОТАР-МЕДИЦИНА, 2016. -400 с.
18. Фримель Г. Иммунологические методы: Пер. с нем. / Г. Фримель. М.: Медицина, 2017.- 472с.
19. Хаитов Р. М., Пинегин Б. В. Основные принципы иммуномодулирующей терапии.// Рибосомальная иммунокоррекция в практике педиатра.- Москва.- 2016.- С.7-15
20. Хаитов Р. М., Пинегин Б. В. Иммунопрофилактика детей // Рибосомальная иммунокоррекция в практике педиатра.- Москва.- 2016.- С. 7−15