Социальная защита дает возможность создавать благоприятные условия для жизни и развития человека, благодаря чему является одной из важнейших областей развития общества.
Социальная защита – это комплекс мер, предпринимаемых государством, который направлен на достижение социальных целей, связанных с улучшением качества жизни народа, повышением общественного благосостояния и обеспечением социально-политической стабильности.
Социальная защита государства основана на системе принципов таких, как гуманизм, социальная справедливость, системность, открытость, демократизм.
Социальная защита в современных условиях требует новых механизмов, форм и методов ее реализации, основанных на оказании населению необходимого комплекса социальных услуг.
Систему государственной социальной защиты необходимо непрерывно совершенствовать, так как на нее возложена жизненно важная цель – оказание необходимой помощи конкретному человеку в сложной жизненной ситуации. Каждый гражданин имеет право на социальную защиту. Конституция возлагает обязанность на государство создавать все необходимые условия для осуществления этого права.
Актуальность темы обусловлена тем, что Российская Федерация как государство должна проводить развернутую политику реализации социальной защиты населения страны. На сегодняшний день наша страна придает большее значение реализации социальной защиты, которая основывается на юридической деятельности всех органов государственной власти Российской Федерации.
Все органы государственной власти обязаны соблюдать основные социальные права человека, такие, как материнство, детство, право на отдых, продолжительность рабочего дня, защита от безработицы и другие.
К государственной социальной защите также относятся пенсии, пособия для отдельных категорий граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, приемлемое качество образования и здравоохранения.
С 1992 г. основной частью социальной защиты стало предоставление всем гражданам Российской Федерации равных возможностей обеспечения собственного благосостояния.
Объектом данной работы являются сфера социальной защиты населения Российской Федерации на государственном и муниципальном уровне.
Предметом работы будут отношения, направленные на развитие социальной защиты как фактора повышения качества жизни населения, совершенствование системы социальной защиты населения муниципального образования на примере г. Чебоксары.
Целью данной работы является выявление путей совершенствования социальной защиты населения на примере муниципального образования на примере г. Чебоксары.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- изучить понятие и характеристику системы социальной защиты населения муниципального образования;
- рассмотреть принципы, функции, виды и формы социальной защиты населения муниципального образования;
- определить роль органов государственной власти и управления в социальной защите населения;
- охарактеризовать центр социальной защиты населения г. Чебоксары: цели, задачи, структура, направления работы;
- провести анализ и классификацию основных факторов, влияющих на формирование и функционирование системы социальной защиты населения на примере г. Чебоксары;
- рассмотреть совершенствование и предложения по развитию системы социальной защиты населения на муниципальном уровне.
Теоретической и методологической основой исследования послужили положения действующей Конституции РФ и нормативно - правовые акты, а так же использовалась научная и учебная литература, посвященная вопросам развития государственной социальной защиты, процессов ее формирования в поле стратегических решений, монографии, материалы научных конференций, справочно-информационные и энциклопедические материалы, ресурсы сети Интернет. Для решения поставленных задач в работе применены метод системного анализа, методы сравнений и аналогий, сбора и систематизации информации.
Структурно данная работа состоит из введения, двух глав, последовательно раскрывающих тему работы, заключения, списка используемой литературы.
- ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- Понятие и характеристика системы социальной защиты населения муниципального образования
Социальная политика муниципального образования включает в себя структурообразующие элементы: социальное обеспечение, социальную помощь, социальную поддержку, социальное обслуживание и социальную работу.
Безусловно, центральное место в современных условиях занимает политика социальной защиты населения муниципального образования.
Это обусловлено затяжным социально-экономическим кризисом, вызвавшим рост численности малообеспеченных и бедных индивидов, социально-демографическими изменениями, вызвавшими постарение общества, увеличение количества инвалидов в нем и т.д. Кроме того, изменение менталитета населения, постепенное укрепление гуманистических, демократических установок, вызывает усиление интереса к каждой личности, выдвигает высокие требования к ее социальному благополучию.
Современные социологические теории рассматривают бедность как абсолютное и относительное понятие. Абсолютная бедность определяется минимальным уровнем доходов, необходимых для поддержания жизни; относительная - при сравнении различных групп населения. Следовательно, даже если индивид имеет доход, превышающий необходимый для поддержания жизни, но более низкий, чем доходы остальных членов общества, то он может рассматриваться как бедный. В этом случае при росте богатства общества растет и уровень, определяющий границу бедности.
Социальная защита муниципального образования, как и социальная политика, распространяется на все категории населения, в том числе и на ее трудоспособную часть.
Более широким понятием социальная защита является по той причине, что она носит (точнее, должна носить) преимущественно превентивный, профилактический характер, с целью оградить людей от трудных жизненных ситуаций, не допуская их возникновения.
При этом по отношению к трудоспособным под социальной защитой муниципального образования понимается система законодательных, экономических, социально-психологических гарантий, предоставляющая им равные условия для повышения своего благополучия за счет личного трудового вклада, экономической самостоятельности и предпринимательства; вместе с тем по отношению к таким социально-демографическим группам, как дети, молодежь и женщины, государство обязано выработать и закрепить законодательную систему гарантий, обеспечивающих социальную справедливость к данной категории населения с учетом их социального положения и социально-психологических свойств.
Социальная защита муниципального образования, как социальный институт, представляющий собой совокупность правовых норм, призванных решать определенные социальные и экономические проблемы на муниципальном уровне, в международном контексте обычно имеет дело с установленными законодательством категориями граждан, которые в силу утраты трудоспособности, отсутствия работы либо по другим причинам не имеют достаточных средств для удовлетворения своих жизненно важных потребностей и потребностей нетрудоспособных членов семьи. В рамках систем социальной защиты населения муниципального образования таким гражданам при наступлении установленных законодательством неблагоприятных событий предоставляется помощь компенсационного характера в денежной и натуральной форме, а также в форме различного рода услуг [29].
Кроме того, системы социальной защиты населения муниципального образования осуществляют меры профилактического характера, направленные на предотвращение неблагоприятных событий. Социальная защита населения муниципального образования осуществляется в различных организационно-правовых формах, включая такие ее формы, как индивидуальная ответственность работодателей, страхование, социальное страхование, адресная социальная помощь, государственное социальное обеспечение и др. использование тех или иных организационно-правовых форм социальной защиты может иметь различные социальные и экономические последствия, которые необходимо учитывать при осуществлении управления данной отраслью [2].
Вместе с тем социальная защита населения муниципального образования, являясь по своему функциональному характеру достаточно целостной системой, имеет свои специфические особенности, связанные с технологиями оказываемых ею услуг.
Технология предоставления пенсий существенно отличается от технологии оказания медицинской помощи, социально-реабилитационных технологий или технологий обеспечения безработных граждан.
Для осмысления состояния развития института социальной защиты в России представляется необходимым прежде всего отметить, что хотя такой институт в России имеется и играет исключительно важную роль в жизни российских граждан, его развитие в определенной степени осуществляется стихийно, без должного представления о том, какие задачи и каким образом он должен решать и какова должна быть его организационная структура, как с точки зрения организации системы правовых норм, так и с точки зрения административной структуры данного института, призванной разрабатывать и осуществлять на практике правовые нормы данного института.
В настоящее время институт социальной защиты каждого муниципального образования характеризуется совокупностью охватываемых им видов социальной защиты и используемых организационно-правовых форм [1].
Социальная защита населения муниципального образования также предусматривается в отношении семей с низкими душевыми доходами, не обеспечивающими общественно-необходимого прожиточного минимума, результатом которых обычно является отсутствие средств существования или средств на оплату жизненно значимых товаров и услуг.
Объектом социальной защиты населения муниципального образования выступают: