Введение
1. Теоретические аспекты развития теории организации
1.1. Понятие и сущность теории организации
1.2. Основные направления развития теории организации
1.3. Современные тенденции развития теории организации
2. Анализ современного состояния и развития образовательных организаций высшего образования Нижегородской области
2.1. Характеристика организаций Нижегородской области
2.2. Сравнительная характеристика образовательных организаций высшего образования Нижегородской области
Заключение
Список использованной литературы
Каждый человек в течение всей жизни, так или иначе, связан с организациями. Именно в организациях или при их содействии люди растут, учатся, работают, преодолевают недуги, вступают в многообразные отношения, развивают науку и культуру. В рамках организаций повсеместно осуществляется человеческая деятельность. Нет организаций без людей, равно как и нет людей, которым не приходится иметь дело с организациями.
Непосредственно способствовали созданию теории организации социологи, антропологи, специалисты по социальной психологии человека, политическим наукам и истории. Кроме того, способствовали ее развитию дисциплины, связанные с областью предпринимательской деятельности: общая теория делового руководства, теория человеческих отношений, исследование операций и наука управления, а также промышленная социология. Все возрастающий интерес, проявляемый специалистами по общественным наукам к исследованию предприятия, свидетельствует о значении социальных и культурных норм в развитии организации.
Во многих современных работах по проблемам организации в качестве основы для анализа используется подход к организации как к естественной системе.
Человеческие организации имеют многообразные формы: всем известны предельно четкие военные организации, предпринимательские и политические организации, добровольные ассоциации, вроде спортивных федераций, и другие формы организации общественной деятельности. Одна из характерных особенностей современного общества состоит в увеличении размеров и сложности организации. Все вышеизложенное и определяет актуальность темы работы.
Цель работы – рассмотреть современные тенденции и общие направления развития теории организации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты развития теории организации;
- представить характеристику организаций Нижегородской области;
- представить сравнительную характеристику образовательных организаций высшего образования Нижегородской области.
Объект исследования – ГБОУ ВО НГИЭУ, ИПТД – филиал ГБОУ ВО НГИЭУ, ННГУ им. Лобачевского и ФГБОУ ВО «НГПУ им. К. Минина».
Предмет исследования - современные тенденции и общие направления развития теории организации
Курсовая работа включает введение, теоретическую и практическую части, заключение и список использованной литературы.
В теоретической части курсовой работы рассмотрены следующие вопросы: понятие и сущность теории организации, основные направления развития теории организации, а также современные тенденции развития теории организации.
В практической части работы представлена общая характеристика организаций Нижегородской области, а также представлена сравнительная характеристика образовательных организаций высшего образования Нижегородской области.
-
Теоретические аспекты развития теории организации
1.1. Понятие и сущность теории организации
Формирование теории организации как самостоятельной науки происходило в течение всего двадцатого века. Развитие машинного производства привело к серьезным изменениям в управлении предприятиями. Возникли крупные индустриальные предприятия с высоким уровнем функционального разделения труда, специализацией, централизацией принятия решений. Управление окончательно отделилось от собственности и превратилось в самостоятельную профессию. Возникла потребность научного осмысления процесса управления, организации, организационного поведения.
Теорию организации можно определить как науку, которая формирует систему знаний об организациях как сложных изменяющихся системах, об общих закономерностях образования, функционирования и развития организаций.
Сущность теории организации – это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех его многообразных свойств и отношений. Сущность и содержание категории «организация» проявляются в её функциях, т. е. в составе работ, которые присущи этой категории.
В образующем организацию единстве двух сторон – процесса и структуры – содержание ее раскрывается в процессе. Отсюда функции организации – есть функции процесса организации, т.е. процесса упорядочения частей и элементов системы в пространстве и во времени под воздействием внешних факторов.
В качестве объекта исследования теории организации выступают социальные организации, во всех их проявлениях от первичных хозяйственных и общественных организаций до их объединений и общества в целом.
В целом, объект теории организации носит многоуровневый характер - от общества в целом, его основных подсистем до первичных предпринимательских, государственных и общественных организаций.
По поводу предмета теории организации в литературе существует несколько подходов, обобщая которые можно представить следующие точки зрения:
1 Предметом теории организации являются организационные отношения.
2 В качестве предмета данной науки рассматриваются закономерности и принципы построения, функционирования и развития организаций.
3 Предмет теории организации составляют организационные явления и процессы, происходящие в организационной действительности и определяющие направление развития организации.
4 Предметом теории организации является поведение организации, направленное на достижение ее целей в условиях существующих ограниченных ресурсов.
Основная задача теории организации – изучение влияния, которое оказывают индивидуумы и группы людей на функционирование организации, на происходящие в ней изменения, на обеспечение эффективной целенаправленной деятельности и получение необходимых результатов. Теория организации призвана использовать достижения и данные целого ряда смежных научных дисциплин (психологии, социологии, социальной психологии, антропологии) для решения этих задач.
Теория организации тесно связана с естественными и общественными науками, которые служат для нее источником организационного опыта.
Арутюнов В.В., Волковыский И.В., Кадария Ф.Д., Шепелев Е.М. Управление персоналом. Учебное пособие. - М.: Феникс, 2019. – 412с.
Бухалков, М.И. Управление персоналом: / М.И. Бухалков. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 400 c.
Валовой Д.В. История менеджмента: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2020. - 256 с.
Веснин В.Р. Менеджмент. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2019. – 512с.
Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – М.: Экономистъ, 2018. – 670с.
Гончаров, В. И. Менеджмент: учебное пособие. – Минск : Современная школа, 2021. – 635 с.
Глухов В.П. Менеджмент: Учебник для ВУЗов. 3-е изд. – Питер, 2020. – 608с.
Дафт, Ричард Л. Менеджмент: [перевод с английского] / Л. Дафт. – Санкт– Петербург: Питер; Питер Пресс, 2019. – 863 с.
История управленческой мысли: Учебник / В.И. Маршев; МГУ им. М.В. Ломоносова. - М.: ИНФРА-М, 2019. – 386с.
Зиновьев, В. Н. Менеджмент: учебное пособие / В. Н. Зиновьев, И. В. Зиновьева. – Москва: Дашков и Кº, 2021. – 477 с.
Всего 22 источника