Особенности социальной защиты муниципальных служащих определяется тем, что становление и развитие муниципальной службы Российской Федерации невозможно без создания эффективной системы социальной защиты муниципальных служащих. В настоящее время эта система еще только складывается.
Проблема социальной защиты муниципальных служащих в условиях общественных преобразований в современной России представляется теоретически и практически значимой.
Однако, ее непосредственное решение позволяет оптимизировать происходящие социальные процессы, способствует более глубокому изучению социальной структуры современного российского общества, формированию в органах государственной власти и местного самоуправления кадровой политики, адекватной социальным изменениям в России.
Актуальность темы заключается в том, что наличие сильной социальной защищенности муниципальных служащих создает условия для притока и закрепления на муниципальной службе наиболее компетентных и добросовестных граждан, способных стать связующим звеном между органами местного самоуправления и населением субъектов Российской Федерации.
Также, особую актуальность работе придает то обстоятельство, что в настоящее время муниципальная служба находится в процессе реформирования. Вместе с тем это отчасти усложняет написание работы, так как законодательство в данной области становится все более объемным и при этом увеличивается число пробелов и коллизий: нормативные правовые акты, принятые до начала реформы и в процессе ее проведения, зачастую не согласуются друг с другом.
Муниципальная служба в Российской Федерации регулируется федеральным законом "О муниципальной службе в Российской Федерации" от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ, где также как в федеральном законе "О системе государственной службы в Российской Федерации" 27 июля 2004 года № 79-ФЗ существует много ограничений и запретов. Но наряду с этим не нарушается целостность закона в части социальной защищенности.
Государственная служба является одной из сторон организационной деятельности государства, и содержание ее составляет практическая реализация функций и задач государства. Исходя из вышеизложенного, под государственной службой следует понимать профессиональную, возмездную деятельность специально подготовленных работников (государственных служащих) по обеспечению реализации функций и задач государства (в лице государственных органов).
Государственная служба осуществляется на государственных должностях. Поэтому должность необходимый элемент государственной службы.
Итак, государственная должность это часть организационной структуры государственного органа, обособленная и закрепленная в официальных документах (штаты, схема должностных окладов и так далее) с соответствующей частью компенсации государственного органа, предоставляемой лицу - государственному служащему в целях ее практического осуществления.
Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с муниципальными служащими в Российской Федерации.
Предметом исследования является законодательные акты Российской Федерации, юридическая литература, судебная практика.
Цель исследования является изучение социальной защиты муниципальных служащих по российскому законодательству.
Задачи исследования:
Рассмотреть понятие, классификацию, права и обязанности муниципальных служащих.
Выделить особенности правового статуса муниципальных служащих по законодательству РФ.
Охарактеризовать виды и особенности социальной защиты муниципальных служащих
Рассмотреть проблемы социальной защиты муниципальных служащих по российскому законодательству
Методы исследования: общенаучный, частно-научный, формально-юридический, сравнительно-правовой.
Теоретической основой исследования послужил анализ нормативно-правовых актов, а также научной и учебной литературы в соответствии с темой исследования.
Структура работы: введение, две главы, разделенные на параграфы, заключение и список использованных источников.
Глава 1 Теоретические особенности муниципальных служащих по законодательству РФ
1.1 Муниципальные служащие: понятие, классификация, права и обязанности
Муниципальным служащим является гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, исполняющий в порядке, определенном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными и региональными законами, обязанности по муниципальной должности муниципальной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств местного бюджета. Лица, не замещающие муниципальные должности муниципальной службы и исполняющие обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления, не являются муниципальными служащими.
Ст. 7 Закона «Об основах муниципальной службы»: муниципальным служащим является гражданин РФ, достигший 18 лет, исполняющий обязанности по муниципальной должности муниципальной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств в местном бюджете[1].
Квалификационные разряды присваиваются муниципальным служащим по результатам квалификационного экзамена или аттестации и указывают на соответствие уровня профессиональной подготовки муниципальных служащих квалификационным требованиям, предъявляемым к муниципальным должностям муниципальной службы в соответствии с классификацией муниципальных должностей муниципальной службы.
Квалификационные разряды, порядок их присвоения и сохранения при переводе или поступлении муниципальных служащих на иные муниципальные должности муниципальной службы либо государственные должности государственной службы субъектов Федерации, а также при увольнении муниципальных служащих с муниципальной службы устанавливаются региональными законами в соответствии с федеральными законами.
Права и обязанности муниципального служащего устанавливаются уставом муниципального образования или нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными и региональными законами.
Как правило, муниципальный служащий имеет право на:
- ознакомление с должностными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности;
- обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;
- оплату труда и другие выплаты в соответствии с законодательством;
- отдых, характеризуемый нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков- получение информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности органа местного самоуправления;
- доступ в установленном порядке в связи с исполнением должностных обязанностей в органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации;
- ознакомление со служебными документами о нем до внесения их в его личное дело, материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов;
- защиту сведений о нем;
- членство в профессиональном союзе;
- проведение по его заявлению служебной проверки;
- государственное пенсионное обеспечение в соответствии с федеральным законом;
- защиту своих прав и законных интересов на муниципальной службе, включая обжалование в суд их нарушения;
- медицинское страхование;
- государственную защиту своих жизни и здоровья, жизни и здоровья членов своей семьи, а также принадлежащего ему имущества и др.
Обязанности муниципальных служащих:
1) осуществлять полномочия в пределах предоставленных прав в соответствии со своими должностными обязанностями.
2) исполнять распоряжения и указания вышестоящего в порядке подчиненности руководителя.
3) поддерживать уровень квалификации, необходимой для исполнения обязанностей.
4) соблюдать правила служебной этики (не разглашать известные ему в связи с исполнением служебных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь граждан).
5) соблюдать правила внутреннего трудового распорядка.
6) обязанность хранить государственную и иную охраняемую законом тайну.
На сегодняшний день существует некоторые ограничения для муниципальных служащих, например:
1) запрещено заниматься оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой.
2) запрещено заниматься предпринимательской деятельностью. Целью этих ограничений является независимость муниципальных служащих от влияния органов государственной власти.
3) не может использовать свое служебное положение для пропаганды какой-либо организации[2].
4) ст. 575 ГК РФ (п.3) служащие не могут принимать подарки. Если муниципальный служащий после получения предписания о неисполнении норм ст.11 (предупреждения) не прекращает заниматься запрещенной деятельностью, он лишается должности и может быть привлечен к ответственности.
Муниципальные служащие за добросовестное исполнение своих обязанностей предусмотрена система поощрений законами субъектов РФ, уставами и регламентами: благодарность, единовременное денежное поощрение (премия), почетная грамота, государственная награда, повышение в должности и т.д.
Ответственность закрепляется в ст. 57 «О государственной гражданской службе» за неисполнение / ненадлежащее исполнение муниципальным служащим своих обязанностей (должностной проступок) на муниципального служащего могут быть наложены дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, увольнение. Уставами могут быть установлены другие виды: постановка на вид, ограничение возможности повышения, лишение премии.
Признаки муниципальных служащих:
- гражданин, владеющий государственным языком;
- занимает должность муниципальной службы.
- Не относятся: замещающие выборные должности, руководители учреждений и организаций, лица, исполняющие обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления;
- Осуществляют должность по исполнению и обеспечению полномочий органов местного самоуправления. Деятельность должна быть профессиональной и осуществляться на постоянной основе;
- Получает денежное вознаграждение из средств местного бюджета. Необходимые для этого средства предусматриваются отдельной строкой в местном бюджете.
Классификация:
- по объему полномочий:
(1) должностные лица – выборные или заключившие контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения или по организации деятельности органов местного самоуправления. Выборные должностные лица: - представители власти, контрактники – это руководители. Наделяются функциональной властью в отношении лиц, круг которых не определен; наделяются линейной властью, круг которых определяются.
(2) Функциональные работники – специалисты, обеспечивают полномочия органов местного самоуправления (советники, консультанты, различные специалисты – категории Б, В).
Разграничение этих групп обусловлено их ответственностью за исполнение обязанностей. Глава 30 УК РФ посвящена должностным преступлениям.