ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
1.1. Понятие социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
1.2. Правовой статус и правовые основы социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТЯМ-СИРОТАМ И ДЕТЯМ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
2.1. Анализ нормативно-правового регулирования в сфере социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей
2.2. Анализ механизмов предоставления социальной защиты детям, оставшимся без попечения родителей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Согласно Конституции Российской Федерации, «Россия является социальным государством, и ее политика направлена на создание условий для обеспечения достойной жизни и свободного развития человека». Самая важная задача государства всеобщего благосостояния - защитить отцов, матерей и детство.
Дети в любом государстве находятся в особом привилегированном положении. Наша страна не исключение: забота о подрастающем поколении проявляется во всех сферах ее деятельности. Особую озабоченность вызывает социальное явление, когда дети становятся сиротами.
В последние годы проблема сирот в России стала самой актуальной. Это связано с увеличением числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, снижением социального престижа семьи, ее материальными и жилищными трудностями, увеличением нелегальной рождаемости и снижением стабильности брака. Изменения в социальном составе детей-сирот, увеличение числа детей со сложными и сложными типами отклонений, различными формами психического расстройства, СДВГ, трудностями в обучении и поведении, склонностями к блужданию и девиантным поведением.
В этих сферах защита прав и законных интересов несовершеннолетних является наиболее важной.
Актуальность выбранной темы заключается в стремительном росте детей — сирот и отсутствии эффективных моделей их социальной защиты. Социальная защита детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей — одна из важнейших задач государства и общества.
Объектом работы являются общественные отношения, возникающие в процессе социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей.
Предметом работы является социальная защита детей, оставшихся без попечения родителей.
Целью работы является всесторонний анализ института социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей.
Для достижения поставленной цели были разработаны следующие задачи:
- рассмотреть понятие социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей;
- определить правовой статус и правовые основы социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей;
- провести анализ нормативно-правового регулирования в сфере социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- проанализировать механизмы предоставления социальной защиты детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей;
Методологической основой служит общенаучный аналитический метод познания и вытекающие из него частно-научные методы: системно-структурный, конкретно-социологический, технико-юридический, сравнительного правоведения и др. Их применение позволило проанализировать рассматриваемый предмет во взаимосвязи и взаимозависимости составляющих его элементов, их целостности, всесторонности и объективности.
Нормативно-правовую базу составили законодательные и нормативные акты РФ, регулирующие вопросы обеспечения мер социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Практическая значимость: Выводы и разработанные пути совершенствования законодательства в сфере социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей могут быть использованы органами государственной власти с целью улучшения института социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Структура работы: введение, две главы, заключение и библиографический список.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
1.1. Понятие социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Социальная защита - системная совокупность гарантий законодательного, экономического и социального типа, которые обеспечивают способным трудиться гражданам страны равные права и условия труда.
Социальная защита находится во взаимосвязи с государственной политикой в социальном плане, а также с социальной поддержкой населения. Социальная защита представляет собой существенное направление государственной политики. Ее суть в том, что в стране устанавливается и поддерживается требуемое социальное и материальное положение населения. Социальная защита предполагает социальное обеспечение, страхование и социальную помощь. В современной науке определение социальной защиты раскрывается различным образом. Некоторые исследователи определяют социальную защиту как работу государства, которая направлена на то, чтобы были реализованы законодательно зафиксированные экономические, юридические и социальные гарантии населения[1]
Социальная защита представляет собой деятельность как государственных органов, так и негосударственных, которая преследует цель упредить, или же снизить неблагоприятные последствия для личности в том случае, если будут иметь место неблагоприятные социальные обстоятельства.
Всем известно, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, являются самым слабым слоем населения, то естественно, что им необходима дополнительная защита со стороны общества и государства.
Согласно ст. 39 Конституции в Российской Федерации каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Таким образом - социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - система мероприятий, осуществляемых государственными и общественными организациями по защите прав и обеспечению гарантированных условий жизни для жизни, здоровья, образования, труда, жилья и т.д.
В государстве действует система органов, которые обеспечивают безопасность детей, помогают тем, кто находится в трудной жизненной ситуации. Это органы опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних, органы социальной защиты, уполномоченный по правам ребенка. Прокуратурой систематически проводятся проверки, на основании которых должностные лица, не исполняющие обязанности, привлекаются к ответственности.
1.2. Правовой статус и правовые основы социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей
29 мая 2017 года Президентом России Владимиром Путиным был подписан указ, который провозгласил Десятилетие детства на 2018–2027 годы.
Цель этого десятилетия состоит в том, что необходимо улучшить политику нашей страны в области защиты детей. В основе этого решения лежат результаты, достигнутые Национальной стратегией действий в интересах детей, которая вступила в силу с 2012 по 2017 год.
В статьях 7, 38 и 39 Конституции Российской Федерации говорится, что важнейшим принципом государственной социальной политики является правовая защита детей[2].
Согласно статье 39 Конституции, можно сказать, что воспитание детей является полной правовой основой для обеспечения государством социального обеспечения, выраженного в виде пособий, пенсий, компенсаций, социальных услуг и т.д. В настоящее время в центре внимания национальной политики находится поддержка матерей и детей, что является одним из приоритетных направлений демографической политики.
20 ноября 1989 года ООН в рамках своего заседания приняла Конвенцию о правах ребенка[3], в которой установила в статье 1, что ребенком считается каждый, не достигший восемнадцатилетнего возраста, если в соответствии с законом, применимым к ребенку, он заранее не достиг совершеннолетия. Конвенция также предусматривает, что дети должны быть зарегистрированы сразу после рождения и что они имеют право на получение имени и гражданства с момента рождения (статья 7).
Дети, оставшиеся без попечения родителей, и сироты, являющиеся объектом защиты, - это класс граждан, которые особенно нуждаются в заботе государства. Определение термина «ребенок» в этом законодательстве содержится в статье 54 Семейного закона Российской Федерации: Лица в возрасте до восемнадцати лет (большинство) признаются детьми[4]. Подобное определение содержится также и в статье 1 Конвенции ООН «О правах ребенка»[5].
В статье 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»[6] содержаться такие понятия:
– Сироты - Лица в возрасте до 18 лет, чьи родители или единственный родитель умерли;
–Дети, оставшиеся без попечения родителей, в возрасте до 18 лет в связи с лишением родительских прав, ограничением родительских прав, признанием исчезновения родителей, недееспособностью (ограниченной дееспособностью), объявлением смерти, суд устанавливает факт потери лицом родительской опеки, родители отбывают наказание в учреждениях, которые применять наказание в виде лишения свободы, задержанных подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, родители уклоняются от воспитания своих детей или защиты прав и интересов своих детей, родители отказываются забирать своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций и организаций, предоставляющих социальные услуги, и если единственный родитель или оба родителя являются неопознанными, в других случаях, в соответствии с процедурами, установленными законом, дети считаются оставшимися без попечения родителей.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют различные гарантии в сфере образования, в частности (ст. 6 Закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ)[7]: