Актуальность темы курсовой работы связана с тем, что в 2012 году принят закон, меняющий наполнение понятий «государственная измена» и «шпионаж».
Государство, согласно действующего законодательства обеспечивает безопасность любого гражданина на территории России. При этом гражданам России, которые находятся за пределами страны, государство гарантирует защиту и покровительство.
В целях создания и поддержания нужного уровня защиты объектов безопасности в России существует целая система правовых норм, которые регулируют отношения в сфере безопасности.
Данные нормативные акты определяют главные направления деятельности органов государственной безопасности, координируют их деятельность и формируют механизм контроля и надзора за деятельностью органов государственной безопасности.
Систему безопасности России образуют органы власти, к которым относятся Федеральная служба безопасности РФ, Служба внешней разведки, Федеральная служба охраны и Государственная фельдъегерская служба.
В Российской Федерации уже вступили в силу нововведенные поправки к статьям о государственной измене в Уголовно-процессуальном и Уголовном кодексах, по которым обвинения в шпионаже могут быть предъявлены очень широкому кругу граждан, которые контактировали с иностранными организациями.
Под «новое» понятие «государственная измена» теперь будет попадать не только разглашение государственной тайны, а и оказание финансовой, консультативной, материально-технической либо другой помощи иностранным организациям.
Как стало известно из текста новых поправок, по нововведенным правилам обвинение в государственной измене могут предъявить не только тем, кто работает на разведки иностранных государств.
В число таких изменников попадет гражданин, который был завербован, к примеру, международными организациями, деятельность которых направлена против безопасности Российской Федерации. Под суд попадут консультации, материально-техническая и финансовая, а также другая помощь таким иностранным организациям.
Теперь нарушением российского законодательства станет помощь не только иностранным, но и международным организациям, чья юрисдикция не ограничивается территорией лишь одного государства.
Кроме поправок к уже существующим статьям, в Уголовном Кодексе Российской Федерации введена и новая статья – «незаконное получение сведений, которые составляют государственную тайну». По ней предусматривается уголовная ответственность даже в том случае, если получение каких-либо засекреченных сведений не будет признано государственной изменой или шпионажем.
Также, по новым поправкам, использование любой специальной аппаратуры для наблюдения может караться сроком от 3-х до 8-ми лет лишения свободы.
Как отметили эксперты, теперь, если человек специально проникнет в государственную тайну путем обмана, похищения, шантажа или же другим незаконным способом, то ему грозит до 4-х лет лишения свободы.
Одним из направлений деятельности органов государственной безопасности является расследование преступлений, направленных против общественного строя и безопасности государства.
Органы государственной безопасности выполняют функции, связанные с защитой личности и государства от внутренних и внешних угроз. Организация их деятельности по предотвращению данных угроз и определяет актуальность темы курсовой работы.
Целью курсовой работы является изучение правонарушений, борьба с которыми осуществляется органами государственной безопасности России, а именно государственной измены и шпионажа.
Данная цель предопределила необходимость решения следующих задач:
- история становления и современное функционирование института государственной измены и шпионажа в России;
- уголовно-правовая характеристика государственной измены и шпионажа и ответственности за их совершение.
Предметом изучения курсовой работы являются нормативные акты, регулирующие вопросы государственной измены, а объектом курсовой работы являются преступления против государства.
Нормативной базой курсовой работы является Конституция России и федеральное законодательство в сфере уголовного и административного права.
Глава 1. Общая характеристика государственной измены и шпионаж
1.1 Исторический аспект развития уголовной ответственности за государственную измену и шпионаж в России
По своему происхождению понятие «государственная измена» религиозное, заимствованное во многих правовых культурах из конфессиональных лексиконов и применяемое в тех областях, где власть претендует на сакральную миссию.
Преступник неизбежно подвергается религиозному запрету – проклятию, остракизму, баниции. Эти лица становились «неприкасаемыми», вычеркивались из истории и коллективной памяти (damnatio memoriae), подлежали забвению, как существа демонического мира. Причем нарушение сакральных границ обычно понимается в категориях магического или церковного права. В светских обществах это понятие нуждается в сакрализации секулярной сферы. Чтобы категория «государственной измены» функционировала, необходим социальный «завет», обычно мыслимый как моральный императив. И обвинение обычно затрагивает психологические и моральные склонности преступника. Во внимание принимается прежде всего не то, какой ущерб наносит противоправное действие «государственного изменника», а то, какое безразличие проявляет преступник к моральным нормам. Изменников казнят не за то, что они подвергли общество опасности, а за то, что они посмели нарушить сакральный запрет.
В конечном счете достаточно посметь даже помыслить. Как и во многих религиозных традициях, в применении этой категории граница между помыслами и действиями ничтожна. Нарушитель табу – преступник, каким бы нематериальным ни был объект запрета. А объект «государственной измены», как правило, окружен нематериальным ореолом.
Государственная измена не является вечным или внеисторичным видом преступления. Это понятие в России сформировалось в очень локальный исторический момент и по очень определенным причинам, и менялось оно вместе с обществом, воплощая различные чаяния его преобразователей, и наполнялось смыслами в границах действующей политической культуры, отражая доминирующие представления о высших ценностях.
До первой половины XVI века государственной измены не было ни в Российском господарстве, ни в сопредельных русских землях. Появившись, понятие «изменник господаря» отнюдь не сразу стало предметом права, вплоть до Соборного уложения 1649 года прожив в недрах ведомств государственной расправы.
Позднее оно само подверглось ряду преобразований, в которых шлейф первоначального смысла тянулся за идеологией национальной империи. Именно в имперской России выкристаллизовалось понятие «государственная измена».
В Советской России и предвоенном СССР на его месте появилось громоздкое и хорошо знакомое еще живому ныне поколению понятие «измена Родине». Сегодня мы являемся свидетелями воскрешения призраков.
Наконец, государственная измена не пристает к высшей власти: суверен никогда никому не изменяет. Периоды, когда это правило не действует, обычно считают «смутным» временем и кризисом легитимности.
А в российской историографии XVIII – начала XXI веков такие периоды вызывают резко негативные оценки и успехом считается их скорейшее преодоление. Власть за границами этих «смут» неприкосновенна. Для обывательского правового сознания выражение «власть совершила государственную измену» является оксюмороном или покушением. Высшая власть блюдет общество от изменников, как глава ведомства – чиновников от разглашения тайны, как войсковой командир – низших по званию от дезертирства и пособничества врагу и т. д. Общества не только структурируются страхом совершения «измены», но и консолидируются благодаря показательным процессам над гнусными преступниками. По крайней мере суды над изменниками часто служат показательным устрашением, исходящим не от всего общества и не от судебной системы, а в первую очередь от высших инстанций политического суверенитета. Эта функция обычно не закреплена в руках таких инстанций, право упрямо держит их на дистанции и только в наиболее авторитарных обществах уступает им защиту высших ценностей.
Однако, как правило, именно по тому, кто фактически распоряжается «государственной изменой» и против кого ее направляет, ясно, как распределяется социальная энергия, кто ее хозяин, а кто жертва.
Насколько при этом понятие государственной измены функционально в современной России, с ее Конституцией и специфической политической культурой, с ее историческими традициями и тенденциями развития? «Измена» не была ни перманентным явлением в нашей истории, ни органичной частью российского законодательства, ни общепринятым «языком» власти. Привычка видеть за «изменой» простую правду и элементарную потребность самосохранения государства и общества, вроде максимы Ивана Грозного «изменников во всех государствах казнят», наталкивается на парадоксы, которые могут быть раскрыты даже при незначительной детализации анализа.
Достаточно обратиться к тем же сочинениям Ивана Грозного, чтобы понять, что его доказательства борьбы государей против изменников построены на примерах из истории тех земель, в которых он правил или на которые он претендовал.
Его «изменники всех государств» – это подданные шведского короля Эрика XIV, ливонские немцы, великий князь литовский Свидригайло Ольгердович. А вот когда царь попросил политического убежища у Елизаветы I Тюдор, случился конфуз – английская королева не отказала, но дала понять, что поступи сама она так, подданные восприняли бы ее поступок как государственную измену.
В наиболее общем виде можно представить развитие представлений об измене «своим» в шесть основных этапов. Впрочем в каждый период действуют, как правило, смешанные представления об измене и изменниках, и можно лишь выявить и проследить развитие доминантных культурных форм, в которых наиболее ярко проявляются самые насущные и актуальные правовые доктрины и формы их применения.
В древних славянских обществах господствовали магические представления о высших преступлениях против общества. Преступников демонизировали, проклинали. Германцы в эпоху Тацита топили своих предателей в болоте и вешали на деревьях. Если даже принять слова Тацита за чистую монету, мы не знаем, как именно происходило выявление предателей у германцев. У римлян граница и верность были частью одного религиозного культа, в котором долгое время приносились человеческие жертвы богу границы (Sanctus).
Существовали в Риме также особые виды преступлений – «покушение на его величество» (crimen laesae maiestatis), дезертирство и сотрудничество с врагом (perduellio). Вряд ли эти понятия были широко известны в русских землях до XVI в. И ни один из славянских богов не отвечал особо за верность сообществу — возможно, единого подобного культа у праславянских общностей никогда не существовало. В Правде Русской нет статей, квалифицирующих преступления против государства и государственных институтов. А имеют ли отношение наши представления о «государстве» к домонгольской Руси?
1. Конституция РФ. Принята на всенародном голосовании 12.12.1993г. (с поправками по состоянию на 01.1.2009г.)
2. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (с изм. и доп. от от 30 декабря 2012 г. № 312-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июня 1996 г. № 25 ст. 2954
3. Буланова Н. Дмитриев А. Снова «враги народа» // Газета «Новые известия» от 24 сентября 2020г. № 251
4. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / А.В. Бриллиантов, Г.Д. Долженкова, Я.Е. Иванова и др.; под ред. А.В. Бриллиантова, 2021.
5. Вахрамеев А.В. К вопросу об обеспечении национальной безопасности Российской Федерации (декларации и реальность) // Социально-гуманитарные знания. –2021. - № 1. –С.12-22.
6. Воронцов С.А. Правоохранительные органы и спецслужбы РФ. История и современность. Учебное пособие. Ростов на Дону, Феникс, 2018г.
7. Гармаев Ю. Оперативно - розыскная деятельность по делам о таможенных преступлениях //3аконность - 2019г - №5. 29с.
8. Горбунов Ю.С., Остроухов В.В. и др. Уголовно-правовая охрана безопасности государства: новые подходы // Государство и право. 2018. № 10. С.14-21.
9. Грачева Ю.В., Есаков Г.А., Князькина А.К. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. Г. А. Есакова. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: «Проспект», 2021 г. – 233 с.
10. Гуськов А.Я., Колбая Г.К. Составляющие национальной безопасности России// Журнал российского права. – 2019. - № 3. – С. 82-87.
11. Ерусалимский К. Возрожденная измена // Культурная эволюция. № 1 от 15.01.2019г.
12. Есиков С.А., Попов В.И. История отечественного государства и права. Методические рекомендации к изучению курса. - Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2018. - С. 307.
13. Игнатьев А.А. Статьи 275 и 276 УК РФ нуждаются в совершенствовании // Уголовное право. 2019. № 1. С. 26-32.
14. Комментарий к уголовному кодексу РФ: постатейный, изд-7-е, перераб., доп. отв. ред. В.М. Лебедев. – М.: Юрайт - Издат, 2019. – С. 256.
15. Манилов В.Л. Национальная безопасность: ценности, интересы и цели //Военная мысль – 2019г - №6. 29с.
16. Махинин В.И. Основы управления в органах безопасности, М.: Издатель Шумилова И.И., 2019г.
17. Орлов П. К Брнду не ходи. Закон расширил понятие государственной измены и шпионажа // «Российская газета» - Федеральный выпуск №5935 (262) от 14.11.2019г.
18. Поряткова Н. США пустили в ход измену родине // Газета «Коммерсантъ», №192 от 13.10.2020
19. Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник/ Под ред. В.П. Божьева. – м.: Спарк, 2020.
20. Прохожев А.А. Национальная безопасность: основные теории, сущность, структура. – М.: РАГС, 2019.
21. Российское уголовное право: учеб.: в 2 т. Т.2. Особенная часть / Г.Н. Борзенков, Л.В. Иногамова-Хегай, В.С. Комиссаров [и др.]; под ред. Л.В. Иногамовой-Хегай, В.С. Комиссарова, А.И. Рарога. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2018. - С. 471.
22. Рыжаков А.П. Правоохранительные органы. М.: Контракт - Инфра-М, 2020г.
23. Рябчук В.Н. Государственная измена и шпионаж: уголовно-правовое и криминологическое исследование. – Спб.: Велби, 2021. – С. 607.
24. Стрелец С. Использование данных оперативно – розыскных мероприятий //3аконность - 2020г - №11. 26с.
25. Уголовное право России. Особенная часть / Под. ред. А.И.Рарога. – 2-е изд., с изм. и доп.- М.: Эксмо, 2018.- С. 543.
26. Уголовное право. Общая и Особенная части: Учебник для вузов / Под общ. ред. д. ю. н. М.П. Журавлева и к. ю. н. С.И. Никулина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2017. – С. 657.
27. Фокин В.М. Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник. – М.: «Былина», 2018.
28. Чучаева А.И. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) // 3-е изд., испр., доп. и перераб. М: "Юридическая фирма «КОНТРАКТ», 2019.
29. Шилов М.Д., Захарченко Ю.В. Курс современного уголовного права. – Ростов: Изд-во РГУ, 2018. – С. 156-157.
30. Шумилов А.Ю. Спецслужбы России: законы и комментарий. – М.: Юристъ, 2019.