ВВЕДЕНИЕ
1. Пищевые цепи и экологические пирамиды
1.1 Виды цепей питания
1.2. Экологическая пирамида
2. Типы экологических пирамид
2.1 Пирамиды чисел - на каждом уровне откладывается численность отдельных организмов
2.2 Пирамиды энергии - показывает величину потока энергии или продуктивности на последовательных уровнях
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Сложной воспитательной задачей на современном этапе является - воспитать социально и духовно развитую личность, экологически готовую верно определить свое место в обществе и природе, проявлять свое отношение на переменны в жизни, решать социальные и нравственные проблемы.
Экологическое воспитание – по мнению И.Д. Зверева, Л.А. Зятевой, А.Ф. Лиходиевского, сложная часть воспитания личности, так как отношения личности к природе является показателем нравственных устоев человека. А.Н. Захлебным, дается определение экологическое воспитание как «систематическое планомерное воздействие на сознание и поведение людей, в целях воспитания у них экологической культуры, выражающейся в бережном отношении к природе, как важнейшей социально-нравственной ценности в жизни общества» [2, c.33].
Раскрывая понятие «экологическое воспитание», А.Н. Захлебный, И.Т. Суравегина считают, что «целью экологического воспитания должно быть глубокое осознание людьми идеи оптимального взаимодействия общества и природы своей взаимосвязи с природной средой и ответственности за ее состояние, реализующейся в соответствующей деятельности, в образе поведения» [3, c.11].
Экологическое воспитание представляет собой целостную систему, характеризующуюся всеобщностью, интерактивность. Оно ориентировано на подготовку человека к разумному природопользованию, формированию экологического сознания в контексте гармоничного развития личности и обусловлено острой социально-экологической ситуацией в мире.
Ознакомление с современной педагогической литературой предоставляет возможность установить содержание экологического воспитания как целенаправленного процесса формирования ответственного отношения подрастающего поколения к окружающей среде во всех видах деятельности.
В исследованиях современных педагогов, посвященных экологическому воспитанию, данный процесс характеризуется употребляются терминами «экологическое воспитание», «экологическое образование», «экологическое образование и воспитание».
В данный период экологическое образование является одним из главных направлений в педагогической науке. Исследователи в настоящее время выделяют несколько компонентов экологического образования. Так, по мнению С.В. Алексеева, что экологическое образование состоит из трех уровней [1, c.15]:
1. Экологическое просвещение, предусматривающее ориентацию человека в экологических ситуациях;
2. Экологическое сознание, обеспечивающее формирование мышление личности;
3. Экологическая культура, одной из основных компонентов которой является экологическая воспитанность.
Экологическое образование интерпретируется не просто как обязательный элемент воспитания ребенка на всех ступенях обучения, но имеет установку к развитию абсолютной системы, когда изучение всех учебных дисциплин проходит через призму экологического.
Реализация принципов и функций формирования экологического образования необходимо осуществлять по нашему мнению, в следующих направлениях:
· развивать у школьников готовность к поиску знаний самостоятельно, в исследовательской и природоохранительной деятельности;
· компьютеризация –школьником необходимо уметь использовать средства накопления и формирования информационных систем;
· непрерывно и систематически работать по вовлечению учащихся в экологическую деятельность.
Необходимо отметить, что экологическое образование - это целенаправленное формирование у личности, любой возрастной группы, экологического мышления, необходимых экологических моральных, правовых взглядов на природу и места в ней человека, активной жизненной позиции в деле рационального использования и преобразования окружающей среды.
Г.А. Ягодиным определяется цель экологического образования, которая состоит в воспитании у каждого человека экологической культуры на основе знаний закономерностей функционирования экологических систем и путей их допустимого изменения, понимания самоценности природы, необходимости ее максимально возможного сохранения для будущих поколений [5, c.38].
В системе экологического образования развитие экологической культуры личности выделяется основной целью. «Экологическая культура» состоит из таких понятий как, «экологическое мышление», «экологическая этика», «экологическая воспитанность». Экологическая культура демонстрирует качество личности, которое под воздействием мотивационной, эмоциональной и интеллектуальной сфер деятельности рождается и развивается, воплощаясь во взаимоотношения с социальной и окружающей средой, то есть речь идет о том, чтобы эти взаимоотношения путем экологического образования и воспитания привести в соответствие с условиями и требованиями жизнедеятельности человека, сформировавшихся в процессе его воздействия на природу [5, c.40].
Алексеев, С.В. Экология: наука и область образования / С.В. Алексеев. - СПб.: СПГУПМ, 1994. - 55 с.
Андреева В.М. Почвенные и аэрофильные зеленые водоросли (Chlorophyta: Tetrasporales, Chlorococcales, Chlorosarcinales) / В.М. Андреева. – СПб.: Наука, 1998. – 352 с.
Бачура М.Ю. Влияние рекреационной нагрузки на почвенные водоросли и цианобактерии / М.Ю. Бачура, О.М. Храмченкова // Водоросли и цианобактерии в природных и сельскохозяйственных экосистемах. – Киров, 2010. – С. 4 Голубев Геннадий Николаевич. Г62. Геоэкология: Учебник для студентов вузов / Г.Н. Голубев. — 2 е изд. испр. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2006. — 288 c.
Горелов А.А. Экология: Учебное пособие. — М.: Центр, 2000. — 240 с.9–54.
Голубев Геннадий Николаевич. Г. 62. Геоэкология: Учебник для студентов вузов / Г.Н. Голубев. – 2 е изд. испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2006. – 288 c.
Горелов А.А. Экология: Учебное пособие. – М.: Центр, 2000. – 240 с.
Домрачева Л.И. Эволюция фототрофных микробных сообществ при антропогенных воздействиях на почву / Л.И. Домрачева, А.Н. Третьякова, Л.В. Трефилова // Экология и почвы. Т. 4. – Пущино, 2001. – С. 184–191.
Дубовик И.Е. Сообщества почвенных водорослей техногенных ландшафтов / И.Е. Дубовик, М.Ю. Шарипова // Итоги научных исследований биологического факультета Башкирского университета за 1994 г.: тезисы докладов / Гос. ком. РФ по высшему образованию. Баш. гос. ун-т; отв. ред. И.Ю. Усманов. – Уфа, 1995. – С. 16–18.
Захлебный А.Н. Содержание экологического образования в средней общеобразовательной школе: теоретическое обоснование и пути реализации: дис. ... д-ра пед. наук / А.Н. Захлебный. - М.: 1985. - 389 с.
Захлебный, А.Н. Научно-технический прогресс и экологическое образование [Текст] / А.Н. Захлебный, И.Т. Суравегина // Советская педагогика. – 1985. - №12. – С. 10-12.
Кабиров Р.Р. Альготестирование и альгоиндикация / Р.Р. Кабиров. – Уфа: БГПИ, 1995. – 125 с.
Кузнецова Е.В. Флористические особенности почвенных водорослей промышленных территорий / Е.В. Кузнецова // Современные аспекты экологии и экологического образования: материалы Всероссийской конференции, 19–23 сент. 2005 г. / Казан. гос. ун-т. – Казань, 2005. – С. 132–134.
Рахматуллина И.В. Использование почвенных водорослей в качестве биоиндикаторов состояния почвенного покрова / И.В. Рахматуллина, Е.В. Кузнецова // Инновации в медицине – решение проблем охраны здоровья нефтехимиков: Сборник материалов научно-практической конференции, посвященной 45-летию медицинской службы ОАО «Салаватнефтеоргсинтез». – Салават, 2010. – С. 220–225.
и другие источники