Внешняя торговля является важным инструментом интеграции государства в систему международной производственной кооперации и оказывает значительное влияние на формирование ключевых направлений международных экономических отношений страны. Товарная структура внешнеторговых потоков и их объем во многом обуславливают не только экономический, но и политический статус государства [20, с. 218].
В условиях усиления геополитического давления российская внешняя торговля вошла в период спада. В отношении России введено рекордное за последнее десятилетие количество экономических санкций, а также увеличилось количество стран, которые ввели ограничения в торговле с Россией. Сложившаяся ситуация стала причиной ввода Правительством РФ экстренных мер, направленных на недопущение товарного дефицита, которые обусловили введение запретов и ограничений на вывоз отдельных категорий товаров, а также мер, направленных на обеспечение внутригосударственных потребностей в товарах первой необходимости, которые отнесены к группе критического импорта. Указанные обстоятельства осложняются структурными проблемами, с учетом влияния которых российская внешняя торговля развивалась на протяжении значительного времени [14, с. 377].
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в текущих условиях функционирования российской экономики требуется выработка новых подходов к осуществлению внешнеторговой деятельности с целью поддержки и развития внешней торговли. Перед нашей страной стоит сложная задача обеспечения экономической безопасности и форсирования усилий, направленных на становление инновационной цифровой экономики. Решение указанной задачи требует комплексного подхода к её достижению, который предполагает применение тарифных, нетарифных, административных и финансовых мер поддержки отечественных производителей и участников внешнеэкономической деятельности [13, с. 32].
Цель исследования: изучить теоретические и практические аспекты статистического анализа и прогнозирования развития внешней торговли в Российской Федерации.
Задачи исследования:
- провести монографическое исследование понятия «внешняя торговля»;
- рассмотреть формы статистической документации по внешней торговле;
- оценить основные социально-экономические показатели;
- провести структурно-динамический анализ показателей развития внешней торговли;
- провести анализ ряда динамики;
- провести прогнозирование ряда динамики;
- провести корреляционно-регрессионный анализ.
Объект исследования: внешняя торговля в целом по Российской Федерации.
Предмет исследования: статистические показатели, отражающие развитие внешней торговли в Российской Федерации.
Методы исследования: монографическое исследование, анализ и синтез, индукция и дедукция, обобщение, абсолютные и относительные величины, табличный метод, графический метод, сравнение и т. д.
Информационную базу исследования составили нормативно-правовые акты, учебники и учебные пособия, научные статьи, данные Росстата о развитии внешней торговли в России и электронные ресурсы.