Введение
1. Актуальные проблемы транспортных правонарушений
1.1. Понятие и классификация транспортных преступлений
1.2. Понятие столкновения судов
1. Регулирование последствий чрезвычайных обстоятельств на воде
2.1. Правовые основы расследования аварий на море
2.2. Ответственность за ущерб при столкновении судов в открытом море
Заключение
Библиографический список
Актуальность темы. Динамичность и эффективность социально-экономического развития страны находится в прямой зависимости от транспорта и транспортной инфраструктуры. При этом, транспорт относится к числу отраслей повышенной опасности, подтверждением чему является официальные статистические данные о состоянии безопасности дорожного движения.
Проблема расхождения судов в море занимает одно из важнейших мест в управлении судном. Учитывая возрастающую плотность судопотоков на всех международных морских коммуникациях, сохранить и обеспечить приемлемый уровень безопасности движения в последние десятилетия удается благодаря внедрению современных радиотехнических средств в судовождении. По этой причине проблему расхождения судов в море необходимо рассматривать в комплексе использования интегрированных навигационных систем, обеспечивающих повышение навигационной безопасности мореплавания и эффективности морских перевозок.
Обеспечение безопасности мореплавания высокоавтоматизированных крупнотоннажных сухогрузных судов, танкеров, нефтерудовозов, лихтеровозов, пассажирских лайнеров, имеющих водоизмещение десятки и сотни тысяч тонн, развивающих скорость от 15 до 30 уз и более, находится в прямой зависимости от способностей и умения капитанов и их помощников выбрать эффективные формы управления судном.
При оценке степени тяжести столкновений судов, независимо от официальной классификации случаев, принимаются средние технические убытки, включая расходы на спасение по каждому анализируемому признаку.
Наиболее тяжелые столкновения происходят в открытом море, проливах или на фарватерах, что объясняется повышенными скоростями; наименее серьезное повреждение получаются при осторожном маневрировании, т.е. на акваториях портов и рейдах.
На реках и каналах, где движение очень интенсивно и многочисленные расхождения происходят зачастую на малых дистанциях, убытки от столкновений судов в большинстве случаев не столь велики, как в открытом море, в проливах и на фарватерах. Это объясняется еще и тем, что скорость движения судов в реках и каналах ограничена и различие в тяжести столкновений из-за времени суток не проявляется.
Объект – общественные отношения, складывающиеся в сфере обеспечения безопасности морского судоходства.
Предмет - совокупность закрепленных в российском уголовном законодательстве правовых норм, регламентирующих правоотношения в сфере безопасности движения и эксплуатации морских транспортных средств.
Цель – изучение преступлений в сфере безопасности движения и эксплуатации транспортных средств на водоёмах.
Для реализации поставленной цели потребуется решение следующих основных задач – рассмотреть и проанализировать:
- понятие и классификацию транспортных преступлений;
- понятие столкновения судов;
- правовые основы расследования аварий на море;
- ответственность за ущерб при столкновении судов в открытом море.
Для достижения цели применены научные методы: диалектический, сравнительно-правовой, исторический, системный, формально-логический.
Работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и библиографического списка.