Введение
1 Теоретические основы конкурентоспособности организации
- Понятие и сущность конкурентоспособности
- Методы оценки конкурентоспособности организации
- Пути повышения конкурентоспособности организации
2 Анализ конкурентоспособности гостиницы «Союз» (ООО «Союз»)
2.1 Организационно-экономическая характеристика гостиницы «Союз»
2.2 Оценка конкурентоспособности гостиницы «Союз»
2.3 Предложения по повышению конкурентоспособности
гостиницы «Союз»
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
В современных условиях вопрос конкурентоспособности и устойчивого развития организации занимает центральное место в теории управления национальной экономикой и экономической политике государства. Создание конкурентных преимуществ перед соперником становится стратегическим направлением деятельности государства и его органов в области обеспечения конкурентоспособности национальной экономики. При этом повышение конкурентоспособности касается всех уровней ее иерархии: продукции (товаров и услуг), организации, отрасли, региона и государства в целом, но особую важность приобретает конкурентоспособность организации как основного звена экономики. Несмотря на большое количество факторов, которые влияют на конкурентоспособность организации, все же основным и определяющим из них остается его способность производить конкурентоспособную продукцию и создавать условия для ее продвижения на рынок.
Конкурентоспособность является критерием, наиболее полно отражающим эффективность деятельности экономического субъекта. То есть конкурентоспособность – это инструмент, который автоматически решает важную стратегическую задачу по обеспечению устойчивого высокого уровня рентабельности, снижения издержек и способствует повышению эффективности деятельности организации в целом. Повышение конкурентоспособности организаций необходимо для их успешного функционирования в условиях рыночной экономики и предполагает постоянный анализ ряда влияющих факторов с целью поиска путей ее повышения в тактической и стратегической перспективе.
Целью курсовой работы является разработка предложений по повышению конкурентоспособности организации на примере гостиницы «Союз».
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие и сущность конкурентоспособности;
- проанализировать методы оценки конкурентоспособности организации;
- выявить пути повышения конкурентоспособности организации;
- дать организационно-экономическую характеристику гостиницы «Союз»;
- оценить конкурентоспособность гостиницы «Союз»;
- дать предложения по повышению конкурентоспособности гостиницы «Союз».
Объектом курсовой работы является ООО «Союз».
Предметом курсовой работы являются конкурентоспособность организации.
Цели и задачи исследования предопределили следующую структуру курсовой работы: введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложения. В первой главе рассмотрены основы конкурентоспособности организации. Во второй главе выполнен анализ конкурентоспособности гостиницы «Союз», а также предложены пути повышения конкурентоспособности организации. В заключении представлены выводы.
1 Теоретические основы конкурентоспособности организации
1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности
Конкуренция является основным рычагом рыночной экономики, поэтому ученые-экономисты уделяют очень много времени на определение понятия «конкуренция». Самое общее определение конкуренции – это соперничество между участниками рынка, так как в переводе с латинского «конкуренция» означает «сталкиваться» [28, с. 160]. На современном рынке – это столкновение интересов нескольких производителей тождественных товаров, в результате которого происходит борьба за рынки сбыта, получение больших доходов и других благ [8, с. 138].
В ст. 4 Федерального Закона «О защите конкуренции» конкуренция определена следующим образом: конкуренция – это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать [1].
Наличие конкуренции между производителями на рынке товаров и услуг является обязательным условием современной экономики. Поэтому характер конкуренции определяет степень конкурентоспособности организации [16, с. 33].
Понятие «конкурентоспособность организации» рассматривается как способность организации конкурировать на рынках, бороться, противостоять чему-либо, стремление каждого из участников рынка получить преимущества над своими соперниками, обойти других в достижении поставленной цели, получить более высокий экономический результат [6, с. 27]. Несмотря на большое количество научных работ, в которых рассматривается проблема конкурентоспособности организаций, на сегодняшний день отсутствует единый подход к определению понятия «конкурентоспособность организации» и его сущности.
Анализ научной литературы показал, что ученые изучают конкурентоспособность организации с различных позиций, делая при этом акцент на разнообразные аспекты конкурентоспособности. Наиболее распространено понятие «конкурентоспособность организации» в связке с конкурентоспособностью продукции, т.е. они являются взаимосвязанными понятиями. Организация обладает конкурентоспособностью, потому что выпускаемая ею продукция является носителем конкурентоспособности [35, с. 25].
Другой подход рассматривает понятие конкурентоспособности организации в связке с качественными характеристиками ее внешней деятельности. Так, И.У. Зулькарнаев, Л.Р. Ильясова, О.И. Штейн [40], Н. П. Абаева [2] считают, что основным параметром при оценке конкурентоспособности организации является «доля рынка», которая характеризует положение организации на рынке относительно ее конкурентов.
Ряд ученых считают, что конкурентоспособная организация – это организация, способная обеспечивать прибыль [3, с. 127]. Высокая конкурентоспособность организации является гарантом получения прибыли, а не способность получения прибыли характеризует конкурентоспособность организации.
Еще одна группа авторов рассматривает конкурентный потенциал как основу для формирования конкурентоспособности организации. Эту точку зрения разделяют В.В. Черныш [37], Ю.Б. Рубин [25], а также И. К Беляевский [5], который считает, что конкурентоспособность организации определяется ее потенциалом, достаточным, чтобы удержать или расширить занимаемую ею долю рынка в условиях конкурентной борьбы.
Таким образом, конкурентоспособность организации имеет различные толкования понятия, а также множество подходов к раскрытию ее сущности.