В школьной подростковой среде в настоящий период времени существует большое количество различных форм проявления агрессии и конфликтов. Практически в каждом классе есть ученики, которые становятся жертвами издевательств сверстников. Причиной может стать все что угодно и необычная внешность, резко бросающаяся в глаза худоба или, наоборот, полнота, а также стать и неблагозвучная фамилия или редкое имя.
Актуальность данной темы обусловливается тем, что в подростковом возрасте у многих возникают трудности и проблемы в общении со сверстниками, поскольку данный возраст сам по себе является достаточно конфликтным, но подростковый буллинг – это не обычная ссора, это травля, унижение и создание подростками долговременного статуса для выбранного человека; статус жертвы, изгоя.
Цель: Проблема буллинга в подростковом возрасте, и его влияние на эмоциональное состояние.
Задачи:
- Рассмотреть психологические особенности подростков.
- Изучить, что такое буллинг.
- Выявить, как воздействует буллинг на личность в подростковом возрасте.
- Общение сверстников и его влияние.
- Практические аспекты профилактики буллинга в подростковой среде школы.
Методы:
- Поиск и анализ литературы.
- Обобщение
- Вывод.
- Психологические особенности подросткового возраста
Период развития детей от 11 - 12 до 15 - 16 лет принято считать подростковым, который знаменуется бурным психофизиологическим развитием и перестройкой социальной активности ребенка. Из-за мощных сдвигов, которые происходят во всех областях жизнедеятельности ребенка, делают этот возраст «переходным» от детства к взрослости. Данный возраст богат драматическими переживаниями, трудностями и кризисами. В этот период складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера, способы эмоционального реагирования, это пора достижений, стремительного наращивания знаний, умений, становление «Я», обретение новой социальной позиции. Вместе с тем, это возраст потерь детского мироощущения, появление чувства тревожности и психологического дискомфорта.
Зачастую этот возраст называют периодом диспропорций в развитии. В этом возрасте увеличивается внимание к себе, к своим физическим особенностям, а также обостряется реакция на мнение окружающих, а также происходи увеличение чувства собственного достоинства и обидчивость. Физические недостатки часто преувеличиваются.
Одним из важнейших моментов психофизиологического развития подростка является половое созревание и половая идентификация, которые являются двумя линиями единого процесса психосексуального развития. При психофизиологическом уровне подростки могут испытывать дискомфорт от:
- неустойчивости эмоциональной сферы;
- особенностей высшей нервной деятельности;
- высокого уровня ситуативной тревожности.