Можно без преувеличения сказать, что жизнь любого человека невозможна без стресса. Часто стресс преобладает у учащихся и студентов высших учебных заведений. Выбор будущей профессии, вступительные испытания, недосыпание, подготовка к экзаменационной сессии и другие обстоятельства жизни студентов приводят к возникновению различных стрессовых ситуаций.
Стресс - это неспецифическая реакция организма, возникающая при
действии различных экстремальных факторов, угрожающих нарушением гомеостаза, и характеризующаяся стереотипными изменениями функции нервной и эндокринной системы.
Особенно актуальна проблема стресса в сфере высшего профессионального образования. Учебная деятельность студентов всегда была связана с высоким уровнем стрессорных нагрузок, а воздействие стресс-факторов современной окружающей среды дополнительно увеличивает данную нагрузку. Довольно часто неудовлетворительный уровень психофизиологической адаптации к учебному процессу наблюдается у студентов.
Объектом исследования является стресс.
Цель исследования: рассмотреть виды, причины и механизмы стресса и пути его решения.
В ходе работы можно выделить следующие задачи:
- рассмотреть виды, причины, стадии и механизмы стресса;
- изучить приспособительное и патогенное значение стресс реакции;
- выявить способы решения для уменьшения стресса.
Работа состоит из введения, глав, заключения, списка использованных источников. В ходе написания работы использовалась современная литература.
ГЛАВА 1. ВИДЫ, ПРИЧИНЫ И МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ СТРЕССА
Термин «стресс» произошло от английского слова stress, то есть напряжение, давление.
Данное определение было использовано в 1936 году канадским физиологом Гансом Селье. Когда еще он был студентом Пражского университета он обратил внимание на то, что многие студенты, которые учатся в учебном заведении имеют одинаковые показатели здоровья, имеют одинаковые симптомы.
Он выделил такие симптомы как мышечная слабость, потеря аппетита, сонливость и т.д.
В настоящее время под стрессом понимают реакцию организма на неспецифические раздражители. Раздражители называют стрессорами.
Если организм будет часто испытывать стресс, то это приведет к различным заболеваниям: психическим, эндокринным, сердечнососудистым и так далее, которые зачастую переходят в хроническую форму и трудно излечимы. Поэтому исследователь большое внимание уделяют стрессу как патогенетической основе болезни.
Стресс в биологической природе понимается как адаптивная реакция, которая возникает под влиянием различных факторов, раздражителей на организм человека, способствующая приспособлению организма к новым условиям. [3, c.21]
Адаптационным синдромом называется совокупность неспецифических защитных приспособительных реакций, которые возникают на фоне действия стрессорных раздражителей и характерны фазными изменениями гормонального баланса, которые соответствуют метаболическим и функциональным сдвигам, которые направлены на адаптацию организма к действию раздражителя.