Реферат|Психология

Влияние физиологии на становлении психологии как науки

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2022 | Страниц: 18

Введение

Влияние физиологии на становлении психологии как науки

Заключение

Список литературы

 

 

Все началось из-за пятидесятисекундного отставания в наблюдениях двух астрономов. Англия, 1795 г. Невилл Масклайн, директор лаборатории в Гринвиче, заметил, что, согласно его расчетам, некая звезда двигалась из одной точки в другую немного медленнее, чем рассчитывал его помощник. Масклайн сообщил об ошибке помощнику и предупредил, чтобы они в будущем были осторожнее. Он вроде бы принял во внимание замечание, но разница только увеличилась - через пять месяцев она составила уже восемьдесят секунд. В результате помощник, имя которого неизвестно, был уволен.

В течение следующих двадцати лет об этом происшествии не вспоминали, пока о нем не позаботился немецкий астроном Фридрих Вильгельм Бессель, который интересовался всевозможными ошибками измерений. Он признал, что ошибки, допущенные помощником Масклайна, на самом деле не были неточностями, а могли быть связаны с индивидуальными различиями - теми различиями между людьми, которые полностью от него независимы. Если так, рассуждал Бессель, то у всех астрономов должны быть временные промежутки (это явление позже было названо «личным уравнением»). Бессель проверил свою гипотезу, и она подтвердилась. Различия в измерениях были обычным явлением даже среди самых известных астрономов.

Открытие Бесселя привело к двум выводам. Во-первых, это означало, что астрономы должны были учитывать так называемый фактор наблюдателя, поскольку личные характеристики и восприятие человека также влияют на результаты наблюдений. Во-вторых, если роль наблюдателя должна быть принята во внимание в астрономии, то нет сомнений в том, что она должна приниматься во внимание в любой другой науке, использующей метод наблюдения.

Обсуждая субъективную природу человеческого восприятия, философы-эмпирики Локк и Беркли утверждали, что не всегда - но очень редко - существует точное соответствие между природой объекта и тем, как мы воспринимаем его. Бессель на материале точной науки - астрономии - наглядно проиллюстрировал подтверждение правильности с той же точки зрения.

Этот инцидент побудил ученых, которые стремились объяснить результаты своих экспериментов, обратиться к изучению субъективного фактора - роли наблюдателя. Изучение психологических процессов ощущения и восприятия началось с изучения органов чувств человека - тех физиологических механизмов, через которые мы получаем информацию о внешнем мире. Что ж, раз физиологи начали изучать восприятие, значит, в ближайшем будущем должна появиться такая новая наука, как психология.

 

Влияние физиологии на становлении психологии как науки

Физиология стала экспериментальной дисциплиной в 1930-х годах, главным образом под влиянием немецкого физиолога Иоганна Мюллера (1801-1858), который выступал за использование экспериментальных методов в физиологии.  И для физиологии, и для психологии большое значение имел сформулированный Мюллером принцип «особой чувственной энергии».  Мюллер предположил, что возбуждение определенного нерва всегда вызывает характерное ощущение, потому что каждый рецепторный отдел нервной системы имеет свою собственную «определенную энергию».  Эта идея вдохновила многих исследователей, которые в своей работе стремились разграничить функции нервной системы и точно определить механизм действия всех периферических сенсорных рецепторов[1].

Знаменитым физиологом был швейцарский ученый Альбрехт Галлер (1708–1777).  Его книга «Основы физиологии» (1757) считается разделительной линией между современной физиологией и всем, что происходило раньше.  Под определяющим влиянием души А. Галлер выводил не только чисто нервные явления, но и существенную часть психических явлений.  Такие явления напрямую связаны со сложной моторикой ходьбы, моргания и т. Д.

А. Галлер назвал ментальные элементы этого сложного динамического восприятия «темным восприятием».  Несмотря на положения, доказывающие компромисс с теологией, физиологическая система А.  Галлер был главным звеном в формировании материалистических взглядов на нервно-психические явления.  Объясняя эти явления природой самого тела, а не чуждыми ему факторами, она дополнила декартову модель новыми элементами.  Эксперимент выявил характерные свойства организма, а также другие атрибуты материи.  Галлеровская «живая машина», в отличие от картезианской машины, обладала сильными сторонами и качествами, которых нет у машин.  Таким образом, сформировались естественные и научные предпосылки для существенного изменения в созревании психологической мысли - перехода к пониманию психики как свойства образованной материи.  Не механика, а биология стала стержнем детерминированного рассмотрения сознания.  Это определило формирование рефлекторных суждений на новой основе.  Если Р. Декарт и Д. Хартли создали эту концепцию на принципах физики, то с чешским физиологом Я. Прохазкой (1749-1820), продолжившим линию А. Галлера, она приобрела биологическую основу.  Рефлекс, по Ю. Прочазке, порождается не произвольным внешним раздражителем, а только тем, что превращается в чувство.  Чувство, независимо от того, трансформируется оно в соответствии с сознанием или нет, имеет общий смысл и называется «компасом жизни».  Развивая эти линии, Прочазка занимается не только сенсационными видами умственной деятельности, но и более сложными в зависимости от задачи адаптации организмов к жизненным обстоятельствам.

 

 

1. Батюта, М.Б. Возрастная психология: Учебное пособие / М.Б. Батюта, Т.Н. Князева. - М.: Логос, 2016. - 306 c.

2. Болотова, А.К. Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие / А.К. Болотова, О.Н. Молчанова. - М.: ИД ГУ ВШЭ, 2017. - 526 c.

3. Дарвиш, О.Б. Возрастная психология: Учебное пособие / О.Б. Дарвиш; Под ред. В.Е. Клочко. - М.: КДУ, Владос-Пр., 2016. - 264 c.

4. Мандель, Б.Р. Возрастная психология: Учебное пособие / Б.Р. Мандель. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 352 c.

5. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для бакалавров / Л.Ф. Обухова. - М.: Юрайт, 2017. - 460 c.

6. Самыгин, С.И. Психология развития, возрастная психология для студентов вузов / С.И. Самыгин; Под общ. ред. Л.И. Щербакова. - Рн/Д: Феникс, 2017. - 220 c.

7. Хилько, М.Е. Возрастная психология: Краткий курс лекций / М.Е. Хилько, М.С. Ткачева. - М.: Юрайт, 2016. - 200 c.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Реферат Психология
2014 год 22 стр.
Реферат Методы анализа психологии труда
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское