Введение
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы социальных установок личности
Глава 2. Представления гендерных установок у молодежи
Заключение
Список использованной литературы
Реферат|Психология
Авторство: gotovoe
Год: 2022 | Страниц: 19
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы социальных установок личности
Глава 2. Представления гендерных установок у молодежи
Заключение
Список использованной литературы
Общество на данный период времени претерпело значительные изменения в плане социально-психологических ценностей. И стоит сказать, что представление о мужественности и женственности вышли за рамки биологического пола. Во всем мире данная тенденция постепенно проникает во все сферы жизнедеятельности общества, качественно изменяя и преобразуя мировоззренческую модель.
Во многом расширение спектра гендерных возможностей личности не только благоприятно влияет на развитие социума, но также позволяет человеку обрести уверенность, дает возможность принять себя, что способствует раскрытию потенциала целостной личности. В большей степени это сказалось на молодежи, так как именно эта социальная группа, ввиду своих возрастных особенностей, подвержена различным факторам, воздействующим на формирование смысловой системы представлений об окружающем мире и о себе.
Актуальность темы работы обусловлена тем, что исследование социальных установок приобретает особое значение в условиях глобальных социальных перемен, когда трансформации в различных сферах общественной жизни влияют не только на макросоциальные процессы, но и сказываются на индивидуальной жизни людей, изменяют ценности, нормы, культуру.
Студенчество, годы обучения - важный этап, в ходе которого, по мнению многих авторов, происходит как профессиональное, так и личностное становление молодых людей. В это время формируется нравственная основа, состоящая из мировоззрения, ценностных ориентаций, направленности личности.
Ценностные ориентации современной молодежи определяют их жизненные цели, задают определенный вектор действий и поступков современного молодого человека. От развития ценностных ориентаций студенческой молодежи будет зависеть их профессиональное развитие, формирование стратегий достижения целей, соблюдение социальных норм.
Целью работы стало определение особенностей развития ценностных установок студентов в зависимости от принадлежности к полу.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач, основные из которых следующие:
изучение теоретических аспектов проблемы социальных установок личности
рассмотреть гендерные представления у молодежи
анализ гендерного самоопределения молодежи.
На современном этапе развития науки выделяют различные определения понятия «установка». По мнению Г.М. Андреевой, понятие установка было использовано в науке в 1862г. Г. Спенсером. В своей книге «Первые принципы», Спенсер писал, что правильное суждение по определенному вопросу главным образом зависит от той душевной установки, которой мы придерживаемся при выслушивании противоположного мнения. От сохранности этой правильной установки зависит направление нашего рассуждения, с ее помощью мы различаем лож и истину. По мнению Г. Спенсера установка выражает ту позицию человека, которую он занимает при рассмотрении определенного вопроса и на основе которой непосредственно чувствует и переживает приемлемость или неприемлемость данного положения.
Д. Майерс отмечал, что первая научная теория об установках была сформулирована в 1888г. К. Ланге, в виде теории моторной установки. Он рассматривал восприятие, как процесс, обусловленный мускульной подготовкой, мышечной установкой, особенностью которой наиболее ярко проявляется в изменчивости времени реакции. На основе экспериментальных исследований К. Ланге показал, что человек проявляет меньше времени реакции тогда, когда его внимание в основном обращено не на стимул, после проявления которого, он должен дать реакцию, а на саму реакцию. В это время у человека вырабатывается определенная моторная реакция, благодаря которой, при проявлении стимула, человек дает реакцию, соответствующую моторной установке.
Г. Мюнстерберг сформулировал теорию действия внимания, согласно которой действие внимания определяется установкой, помогающей индивиду в процессе активности. Тогда же была создана теория моторной активности К. Фере, в которой установкой считалось состояние сознания, обладающее селективной функцией.
В конце 19 века Г. Мюллер и Ф. Шуман для объяснения природы иллюзий объема-веса использовали понятие моторной установки. Позднее Г. Мюллер вместе с Л. Мартином сформулировали новую, более широкую и общую теорию, под названием «обманутых ожиданий». Указанные работы были критически освещены сначала Д.Н. Узнадзе, а затем П. Козелевым.
Гаврилюк В. В., Трикоз Н. А. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный подход) // Социологические исследования. 2000. № 1. С.96-105.
Донцов А.И., Стефаненко Т.Г. Социальные стереотипы: вчера, сегодня, завтра // Социальная психология в современном мире / Под ред. Г.М. Андреевой и А.И. Донцова. – М.: Аспект-Пресс, 2002, с. 76-95.
Змановская Е. В. Руководство по управлению личным имиджем / Е.В. Змановская. – СПб.: «Речь», 2005, - 144 с.
Клецина И.С. Гендерная проблематика в работах российских психологов // Гендерные проблемы в общественных науках / Отв. Ред. Н.М. Семашко. — М., 2001. — С. 72-84.
Клёцина И.С. Развитие гендерной компетентности государственных и муниципальных служащих в процессе гендерного образования // «Женщина в российском обществе». Российский научный журнал. № 3 (44) - 2007. с. 60-65.
Лунин И.И. Влияние семьи на формирование отклоняющегося полоролевого поведения ребенка: Дис. канд. псих. наук, Ленинград,1987. -231 с.
Малкина-Пых И.Г. Гендерная терапия - / И.Г. Малкина-Пых. - М., Эксмо, 2007 – 928 с.
Малова Т.В. Эстетизация полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительного искусства. Киров: Изд-во ВятГГУ,2006. -139 с.
Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. М: МЕД пресс,2001. -432 с.
Надирашвилли Ш. А. Понятие установки в общей и социальной психологии / Ш. А. Надирашвилли. – Тбилиси : Мецниереба, 1974. – 171 с..
Омельченко Е. Молодежные культуры и субкультуры. М: Ин-т социологии РАН,2000. -262 с.
Петрова Р.Г. Гендерология и феминология. М: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. -272 с.
Социальная психология: учебник [для высших учебных заведений] / Г.М. Андреева. – Москва: Аспект Пресс, 2010. – 376 с.
Телепов М. Телепова Н. 1+1=? Арифметика отношений до брака. Нижний Новгород: Книги о главном,2006. - 128 с.
Узнадзе Д. Н. Психологические исследования / Д. Н. Узнадзе. – М. : Наука, 2001. – 452 с.
Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. -204 с.
Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших
экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!
Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!