ВВЕДЕНИЕ
1 Теоретические основы управления закупочной деятельностью промышленного предприятия
1.1 Классификация закупок и роль логистического менеджмента при управлении закупками материальных ресурсов
1.2 Факторы,
1.3 Основные этапы управления закупками материальных ресурсов на предприятии
2 Анализ,
2.1
2.2 Анализ управления закупками материальных ресурсов на предприятии
2.3 Тенденции и проблемы управления закупками материальных ресурсов на предприятии
3 Разработка рекомендаций по совершенствованию управления закупками материальных ресурсов в ЗАО «ОренПЛАСТИК»
3.1 Основные направления совершенствования управления закупками материальных ресурсов на предприятии
3.2 Обоснование рекомендаций по совершенствованию управления закупками материальных ресурсов на предприятии
3.3 Оценка экономической эффективности предлагаемых к внедрению рекомендаций
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью исследования особенности закупочной логистики.
По своему экономическому характеру закупки представляют собой оптовые продажи, осуществляемые коммерческими компаниями.
Грамотно организованные оптовые закупки позволяют сформировать необходимый ассортимент для производства товаров и услуг в соответствии с требованиями потребительского спроса и обеспечить эффективную работу предприятия.
Переход к рыночной экономике определяет роль и возрастающее значение управления логистикой в закупках в общественном производстве.
Конъюнктура рынка вызвала ряд существенных изменений в области материально-технического обеспечения производства. Среди них наиболее важными были:
- давление быстро растущего разнообразия товарных линий, востребованных рынком;
- сокращение сроков вывода на рынок новых продуктов, что ускоряет расширение ассортимента;
- сокращение продолжительности производственного цикла;
- усиление конкуренции между производителями на фоне накопления рынка необходимых товаров.
Все эти изменения привели к тому, что разные виды деятельности предприятия - производственная, экономическая и финансовая - все больше зависят от состояния материально-технического снабжения. Оказалось, что у коммунальной системы есть большие области неэффективности, рационализация которых может привести к значительной экономии. Возникла необходимость внедрения новых подходов к организации процессов материального обеспечения производства и управления им. Этот подход представляет собой логистический подход, характеристиками которого являются:
- сосредоточиться на управлении потоками ресурсов, начиная с их первоначального поставщика (генерирующего агрегата) и заканчивая конечными пользователями готовой продукции и услуг (поглощающие агрегаты);
- неразрывно связаны с маркетингом, который фокусируется на ценности продуктов и услуг для конечного пользователя;
- устранение или устранение так называемых межфункциональных барьеров, препятствующих движению потоков ресурсов, в том числе в транспортных и технологических системах;
- обработка ресурсов небольшими партиями с постоянным сокращением запасов, в том числе в транспортных и технологических системах, благодаря их ориентации на создание ценности для конечных пользователей продуктов и услуг;
- снижение упущенной выгоды, в том числе в транспортных и технологических системах, за счет минимизации потерь при управлении транспортировкой, запасами и ожиданиями;
- внедрение аутсорсинга с целью сокращения времени, необходимого для разработки, создания и предоставления ценности конечному пользователю.
Закупочная деятельность является одной из стратегически важных подсистем компании, так как обеспечивает бесперебойную и эффективную работу производственных подразделений. Управление закупками оказывает все большее влияние на чистую прибыль бизнеса. Точность функционирования этой подсистемы играет все более важную роль в улучшении производственного баланса. Исходя из этого понимания важности закупок, необходимо выявить проблемы и разработать механизмы их решения. Управление закупками должно быть сосредоточено на управлении логистикой, которое создает тесную связь с производством, хранением, транспортировкой и продажами.
Цель исследования – исследовать особенности закупочной логистики.
Для решения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- дать классификацию закупок и обосновать роль логистического менеджмента при управлении закупками материальных ресурсов;
- выявить факторы, влияющие на эффективность логистических операций при закупках материальных ресурсов на предприятии;
- описать основные этапы управления закупками материальных ресурсов на предприятии;
- дать организационно-экономическую характеристику предприятия;
- провести анализ управления закупками материальных ресурсов на предприятии;
- выявить тенденции и сформулировать проблемы управления закупками материальных ресурсов на предприятии;
- определить основные направления совершенствования управления закупками материальных ресурсов на предприятии;
- оценить экономическую эффективность предлагаемых к внедрению рекомендаций.
Объект исследования - ЗАО «ОренПЛАСТИК».
Предмет исследования – отношения между исполнителями и подразделениями предприятия по поводу управления закупками его материальных ресурсов.
Теоретико-методологической основой курсового исследования послужили фундаментальные выводы, положения, концепции и гипотезы, изложенные в трудах зарубежных и отечественных ученых в рамках теории управления социальными и экономическими системами по вопросам изучения особенностей закупочной логистики.
Информационно-эмпирическая база исследования. Информационной базой курсовой работы служат теоретические разработки и другие исследования в области изучения особенностей закупочной логистики.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Классификация закупок и роль логистического менеджмента при управлении закупками материальных ресурсов
На современном этапе управления экономикой бизнес должен ориентироваться не только на собственные интересы, но и на интересы потребителей. Это желание должно быть выражено в максимально возможном удовлетворении ваших запросов. [1, с. 24]
Крупные промышленные компании имеют эффективную систему хранения и разветвленную цепочку поставок ресурсов, что требует постоянного контроля за их функционированием. Новые потребности рынка способствовали созданию организаций по оказанию различных видов услуг: логистических центров, транспортно-экспедиционных услуг, консалтинговых и аудиторских компаний, информационных и экспедиторских центров, автоматизированных транспортно-складских комплексов, грузовых терминалов, контейнерных площадок и т. д.
Работа промышленного предприятия зависит от наличия сырья, материалов, товаров (продукции и услуг), поставляемых другими компаниями. Деятельность по организации и управлению закупками нацелена на то, чтобы предприятие получало необходимое сырье, материалы, товары (продукты и услуги) вовремя, в нужном месте, от надежного поставщика, с хорошим обслуживанием и по разумной цене, в кратчайшие сроки.
Закупки - важная функция в каждой организации. Закупка рассматривается в двух аспектах - тактическом и стратегическом. Если говорить о тактическом, оперативном плане, то это ежедневные операции по закупке всего необходимого для избавления компании от дефицита необходимого продукта (материальных ресурсов или готовой продукции).
Основные задачи компании в области организации и управления закупками на основе логистического подхода представлены на рисунке (рис. 1.1).
В основные функции отдела закупок входят:
1) Определение потребности в материальных ресурсах (МР) и расчет средств на их приобретение;
1. Баев, И.А. Совершенствование управления процессом реализации продукции промышленного предприятия на базе логистической концепции / И.А. Баев, А.Г., Л.Ш. Морозова // Вестник УГТУ-УПИ. Серия «Экономика и управление». – 2019. – Вып. 8. – № 1(72). – С. 130–136.
2. Бутрин, А.Г. Моделирование цепи поставок промышленного предприятия: учебное пособие. / А.Г. Батурин / Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2010. - 184 с.
3. Башкатова, Е.И. Оценка основного и оборотного капитала предприятия. [Текст] / Е.И. Башкатова- К.: Высшая школа, 2020 г. - 288 с.
4. Бланк, И.А. Финансовый менеджмент: Учебный курс. [Текст] /И.А. Бланк - К.: Ника-Центр, 2017 г. – 326 с.
5. Дыбская, В.В. Логистика, курс MBA / В.В. Дыбская. – М.: Эксмо, 2020. – 178 с.
6. Дыбская, В.В. Логистика распределения. Учебное пособие / В.В. Дыбская. - Москва. МЦЛ ГУ-ВШЭ, 2020. – 390 с.
7. Козлов, А.С. Проектирование и исследование бизнес-процессов: учеб. пособие - 2-е изд [Текст] / Козлов А.С. -М.: Флинта: МПСИ, 2017. - 272 с
8. Крейнина, М.Н. Финансовый менеджмент: Учебное пособие. [Текст]/ М.Н. Крейнина - М.: Издательство «Дело и Сервис», 2017 г. – 456с.
9. Крылов, Э.И. Анализ финансовых результатов, рентабельности и себестоимости продукции. [Текст] / Э.И. Крылов, В.М. Власова - М.: Финансы и статистика, 2020 г.– 720с.
10. Малеева, А.В. Анализ производственно-финансовой деятельности предприятий. [Текст] / А.В. Малеева, О.Г. Томаревская. - М.: Финансы, 2018 г. -319 с.
11. Маркарьян, Э.А. Финансовый анализ: Учеб. пособие. Изд.3, переработанное и дополненное. [Текст] / Э.А. Маркарьян, Г.П. Герасименко - М.: ИД ФБК- Пресс, 2018 г. – 224с.
12. Мельник, М.В. Финансовый анализ: система показателей и методика проведения. [Текст] / М.В. Мельник, В.В. Бердников - Учеб. пособие / Под ред. М.В. Мельник. М.: Экономист, 2017 г.– 159с.
13. Нестеров, А.К. Логистика: сущность, задачи, функции // Образовательная энциклопедия. – Режим доступа: ODiplom.ru - http://odiplom.ru/lab/logistika-susznost-zadachi-funkcii.html (дата обращения 12.04.2018)
14. Проценко, О.Д. Логистика и управление цепями поставок – взгляд в будущее / О.Д. Проценко. – М.: изд-во РАНХиГС, 2019. – 198 с.
15. Селезнева, Н.Н. Финансовый анализ: Учебное пособие. [Текст] / Н.Н. Селезнева - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017 г.– 479с.
16. Тюренков, И.Н. Использование оборотных средств при формировании товарных запасов / И.Н. Тюренков // Новая Аптека. - 2018. - № 9. - С. 35-39
17. Уваров, С.А. Логистика / С.А. Уваров. – М.: Юрайт, 2012. – 456 с.
18. Финансовый менеджмент: Учебник /Под ред. д.э.н., проф. А.М. Ковалевой. [Текст] – М.:ИНФРА-М, 2018 г. – 315с.
19. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник. Под ред.д.э.н., проф. Н.Ф. Самсонова. [Текст] – М.: ИНФРА-М, 2019 г. – 385с.
20. Шеремет, А.Д. Комплексный экономический анализ деятельности предприятия (вопросы логистики). [Текст] / А.Д. Шеремет - М.: «Экономика», 2017 г.– 207с.
21. Шеремет, А.Д. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций. [Текст] / А.Д. Шеремет, Е.В. Негашев - М.: Инфра-М, 2017 г.– 237с.
22. Шеремет, А.Д. Методика организационного анализа управления предприятием. [Текст] / А.Д. Шеремет, Р.С. Сайфулин– М.: Инфра – М, 2017. – 111 с.
23. Шим, Дж. К. Финансовый менеджмент. Экономика для практиков[Текст] / Дж. К. Шим, Дж. Г. Сигел Перевод с англ. М., Филин, 2019 г.– 395с.
24. Экономический анализ. Учебник для вузов. Изд.8-е [Текст] / Савицкая Г.В., М.: Новое знание, 2018 г.– 640с.