Введение
1. Правовое регулирование религиозных объединений в светском государстве
1.1. Понятие и правовое регулирование деятельности религиозных объединений
1.2. Положение религиозных организаций в светском государстве
2. Взаимодействие государства и религиозных организаций
2.1. Взаимосвязь и влияние религиозных и правовых норм
2.2. Взаимоотношения Церкви и государства в современной России
2.3. Государственный контроль за деятельностью религиозных организаций
Заключение
Список использованных источников
Актуальность исследования обусловлена следующим.
Проблемы, связанные с мировоззренческими правами и свободами человека и гражданина, с деятельностью религиозно-церковных организаций, стали заметными факторами политической и общественной жизни, а также и международных отношений.
На современном этапе развития России произошли значительные перемены на институциональном уровне, которые привели к увеличению сферы деятельности религиозных объединений, росту конфессионального многообразия и числа зарегистрированных религиозных объединений.
Изменения, которые происходили в конце XX века породили много проблем, среди которых стала потребность конструктивной переоценки правового положения традиционных вероисповеданий в новом светском государстве. С отказом от коммунистической идеологии, идеологическое направление сместилось в направление перенятия традиционных религиозных обрядов и доктрин (фундамент нравственно-духовного спасения и т.д.). Отказ от советской идеологии, которая достаточно успешно справлялась с нравствено-духовным формированием личности , заставил новое руководство и другие слои населения задуматься о возрождении религиозных устоев с целью поиска предпочтительных путей формирования политической системы общества.
В России после распада СССР и смены политического курса начался процесс восстановления Русской православной церковью утраченных в советский период позиций. В настоящее время Церковь вновь приобрела значительное общественное влияние, выступая важным структурным элементом гражданского общества. В связи с этим достаточно остро возникают вопросы правового регулирования свободы совести, свободы вероисповедания, хозяйственно-экономической деятельности религиозных объединений, в сочетании с провозглашенным светским характером российского государства.
Вопросам взаимодействия права и религии посвящено немало работ российских и зарубежных правоведов. Несмотря на это, в современных условиях актуальность данной проблематики только возрастает. Остается нерешенной научно-практическая задача, связанная с поиском оптимальных моделей государственно-церковного взаимодействия и, как важной стороны данного вопроса, соотношения канонического и государственного права.
Современная ситуация, когда развитие цивилизации потребления с присущими ей либеральными правовыми принципами зашло в тупик, когда в мире при молчаливом одобрении западных демократий наблюдается ренессанс нацизма, когда стремительно нарастает террористическая угроза, свидетельствует о том, что право не справляется с ролью универсального регулятора общественных отношений. Возникает вопрос о необходимости дополнения правовых норм иными, неправовыми, регуляторами, одними из которых могли бы выступать религиозные нормы.
Ситуация для исследования особенностей взаимодействия правовых и религиозных норм складывается сейчас достаточно благоприятно. Вместе с постклассической наукой, которая все шире проникает и в область юриспруденции, на смену прежнему принципу противопоставления научного знания и религии приходит иное понимание. Сегодня становится очевидным, что наука и религия больше не являются взаимоисключающими понятиями, что они не столько противоречат, сколько дополняют друг друга.
Цель курсовой работы – проанализировать и выявить взаимодействие государства и религиозных организаций. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
-проанализировать понятие и правовое регулирование деятельности религиозных организаций;
- рассмотреть деятельность религиозных организаций в светском государстве;
- выявить взаимосвязь и влияние религиозных и правовых норм;
- охарактеризовать взаимоотношения Церкви и государства в современной России;
- изучить государственный контроль за деятельностью религиозных организаций.
Объект исследования – общественные отношения в сфере правового регулирования деятельности религиозных организаций.
Предмет исследования – правовое регулирование деятельности религиозных организаций в Российской Федерации.
Нормативной основой исследования является Конституция РФ и Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».
Теоретическая основа включает труды следующих авторов: С.В. Алексеев, Д.Д. Боровой, А.А. Гайдеров, С.П. Гришаев, А.Л. Дворкин, А.А. Дорская, А.А. Исаева, Ф.А. Куприянов, И.Н. Лебединец, А.В. Малько, А.Е. Москалев, Д.А. Пашенцев, Е.А. Полякова, В.В. Рубашкин, А.К. Сковиков, Н.В. Трофимчук, Р.В. Чернышов, А.В. Шумилов и др.
В работе применялись следующие методы исследования: всеобщий диалектический метод; общенаучные – анализа, синтеза, перехода от абстрактного к конкретному и от конкретного к абстрактному; частнонаучные – исторический, формально-юридический.
Структура работы обусловлена ее целью и задачами и включает в себя введение, две главы, включающие пять параграфов, заключение, подводящее итоги исследования, и список использованных источников.
1. Правовое регулирование религиозных объединений в светском государстве
1.1. Понятие и правовое регулирование деятельности религиозных объединений
Статья 14 Конституции РФ определяет Российская Федерация является светским государством. Это значит, что ни одна религия не может определятся как государственная или обязательная, а религиозные организации дифференцированы от государства и равноправны перед законом.
Е.А. Полякова отмечает ряд изменений, произошедших за длительное время церковно-государственных отношений в России. Антирелигиозная политика довоенного периода, восстановление патриаршества и церковной жизни в переломный период Великой Отечественной войны сменились политикой волюнтаризма 1950-х годов. Деструктивные процессы в социальной и духовной сферах начала постсоветского этапа отечественной истории обусловили потребность социума в смене мировоззренческой парадигмы. Объединение усилий церковной и государственной власти в деле духовного возрождения нации способствовало не только возрождению религиозного сознания и традиционных ценностей, но и развитию образования и культуры[1].
Во-первых, расширилась сфера деятельности религиозных объединений. Так, в настоящее время религиозные объединения активно занимаются образовательной, благотворительной, предпринимательской и иной деятельностью. Во-вторых, возросло число религиозных направлений. В начале 90-х годов в России действовали представители 15-20 вероучений. В настоящее время на территории РФ осуществляют деятельность более 60 конфессий и религиозных направлений[2]. Примерами религиозных групп, действующих на территории России, могут послужить «Караимы», «Учение истины АУМ», «Церковь последнего завета», различные неохристианские («Церковь Христа», «Новоапостольская церковь» и др.) и сатанинские («Церковь сатаны», «Южный крест» и др.) группы и пр.; а религиозных организаций - Русская православная церковь (Московского Патриархата), Русская православная старообрядческая церковь, Римско-католическая церковь, Армянская апостольская церковь, Христиане веры евангельской - пятидесятники, Адвентисты седьмого дня, Пресвитерианская церковь, Новоапостольская церковь и пр. Отметим, что сегодня ситуация в плане конфессионального многообразия стабилизировалась[3].