ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕМЫ
1.1 Методика и методология
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ
2.1 Метод наблюдения
2.2 Метод опроса
2.3 Физиологический метод
2.4 Тесты
2.5 Экспериментальный метод
2.6 Математический метод
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Методы научных исследований-методы и средства, с помощью которых ученые получают достоверную информацию, используемую для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Метод-это путь познания, с помощью которого изучается предмет науки. С. Л. Рубинштейн). В переводе с греческого «methodos» означает «путь».
Наука-это прежде всего исследование, поэтому характеристика науки не ограничивается определением ее предмета, она включает в себя определение ее метода. Психология, как и любая наука, использует не один, а целую систему индивидуальных методов или методик. Каждый из этих общих методов научного исследования выступает в психологии в различных и более или менее специфических формах. Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того, насколько они валидны и надежны, насколько быстро и эффективно эта отрасль знаний способна принимать и применять новейший, передовой опыт, полученный в методах других наук. Там, где это возможно, обычно наблюдается заметный прогресс в познании мира. Явления психологии настолько сложны и своеобразны, настолько трудны для изучения, что на протяжении всей истории науки ее успехи напрямую зависели от совершенства используемых методов исследования. Со временем в ней оказались интегрированные методы различных наук. Это философия и социология, математика и физика, информатика и кибернетика, физиология и медицина, биология и история, методы других наук. В результате применения методов естественных и точных наук психология выделилась в самостоятельную науку и начала активно развиваться. До этого психологические знания получали в основном путем наблюдения (интроспекции), мышления, наблюдения за поведением других людей. Анализ и разумное обобщение фактов жизни такого рода сыграли положительную роль в истории психологии. Они послужили основой для построения первых научных теорий, объясняющих сущность психологических феноменов и человеческого поведения. Однако субъективность этих методов, их недостаточная надежность и сложность стали причиной того, что психология долгое время оставалась философской, не экспериментальной наукой, способной прогнозировать причинно-следственные связи между психологическими и другими явлениями.
Актуальность темы обусловлена также необходимостью использования методов психологического исследования в педагогической практике. Для педагога методы изучения психики важны прежде всего как методы изучения личности учащегося, его личностно-психологических особенностей.
В ходе рассмотрения методов описания и классификации психологических исследований были проанализированы работы известных теоретиков в области психологических исследований - Б. Г. Ананьева, С. Л. Рубинштейна, М. С. Роговина и Г. В. Залевского.
Целью данного исследования является анализ существующих методов психологических исследований, анализ различных методов их классификации.
В качестве объекта исследования рассматривается классификация методов психологического исследования. Предметом исследования являются методы описания и классификации методов психологических исследований.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕМЫ
1.1 Методика и методология
"Наука-это прежде всего исследование. Поэтому характеристика предмета не ограничивается определением его предмета; она включает в себя и определение его метода. Методы, то есть пути познания - методы, изучающие предмет науки. Психология, как и любая наука, использует не одну, а целую систему индивидуальных методов, или методик. Методом науки-в том числе и потому, что в их единстве можно познать систему ее методов. Основные методы науки-формальные методы, вводимые извне, а не извне по отношению к ее содержанию. Служа раскрытию закономерностей, они сами опирались на основные закономерности предметной психологии; поэтому психология как наука о душе была иной: обычно первую называют эмпирической психологией, а вторую - рациональной, и метод поведения часто называют по его методу интроспективной психологией. Данное здесь понимание предмета психологии определяет решение основных вопросов о его методе [1].
Независимо от того, понимает этот исследователь или нет, его научная работа в своей методике всегда реализует ту или иную методологию. Для последовательной и эффективной реализации нашей методологии важно, чтобы она понималась и, сознательно, не превращалась в механически обоснованную форму конкретного содержания науки, а раскрывалась внутри содержания науки в ее собственных законах."
1.Немов Р.С. Психология: учебник / Р.С. Немов - М.: Издательство Райт, ИД Райт, 2011. - 639 с. - Серия: Основы наук.
2.Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003кн.1: Общие основы психологии. - 688 с.
3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 713 с.: ил. - (Серия "Мастера психологии")
4. Штерн А.С. Введение в психологию: Курс лекций / А.С. Штерн; Под ред. Л.В. Сахарного, Т.И. Ерофеевой, Е.В. Глазановой. - М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2003 - 312 с.