ВВЕДЕНИЕ
1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О КОНСТИТУЦИИ РФ
1.1. История создания
1.2. Понятие и структура
2.ХАРАКТЕРИСТИКА КОМПОНЕНТОВ МЕХАНИЗМА РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИИ РФ
2.1. Функции Конституции РФ и ее вступление в юридическую силу
2.2. Иные элементы механизма реализации Конституции РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Актуальность исследования. Система права в условиях развития правового и демократического государства играет важнейшую роль. Без ее существования государство в принципе не могло бы называться таковым, а право бы не могло достигать тех функций, которые на него возложены. В свете сказанного, требуется качественное научное обоснование, законодательное закрепление всех элементов системы права, входящих в нее. Без наличия качественного в первую очередь конституционного закона сложно представить достижение единства элементов в системе права и полноценное функционирование каждого из ее элементов.
Конституция РФ – основной универсальный и комплексный документ, устанавливающий фундаментальные принципы, определяющий правовые основы развития абсолютно всех политических значимых сфер государственной и общественной жизни. Это также гарант законности и правопорядка, стимулирующий непрерывное развитие социума. Но и сказанным функционал Конституции РФ также не ограничивается.
Российская конституция действует в стране относительно небольшой промежуток времени. В этих условиях нет возможности сказать, что процесс развития конституционализма завершен. В то время как модель внесения изменений в Конституцию РФ, и количество изменений, которые были внесены в нее с 1993 г. показывают, что этот процесс идет медленными темпами. В условиях несовершенства в целом ряда положений Конституции РФ, что с момента ее принятия неоднократно отмечалось и в научной среде, и общественностью, отсутствуют возможности для развития системы правового регулирования, а это, в свою очередь, негативно сказывается на всех сферах государственной и общественной жизни. Как и не могут полноценным образом функционировать механизмы по защите и гарантированию прав и свобод человека и гражданина.
Совершенствование теории и о путях и средствах ее реализации, таким образом, характеризуется перманентностью. Современные научные представление о наиболее эффективных механизмах реализации Конституции РФ должны обеспечивать укрепление законности и правопорядка, а также создавать благоприятные условия для стабилизации реализации права, решения задач социально-экономического, культурного и развития общества. Приведенные и иные доводы в общей совокупности обусловливают актуальность избранной темы исследования.
Объект исследования – общественные отношения, возникающие в сфере реализации Конституции РФ.
Предмет исследования – нормы законодательства, положения научной и учебной литературы, материалы периодических изданий, научных статей и иных источников о механизме реализации Конституции РФ.
Методы исследования. В основу исследования положены общенаучные методы познания (анализ и синтез, логический, восхождение от абстрактного к конкретному в мышлении и др.), предполагающие изучение правовых явлений и понятий в их развитии и взаимообусловленности. В процессе исследования механизма реализации Конституции РФ также был применен широкий комплекс частно-научных методов, среди которых такие, как: правовой анализ законодательства, системно-структурный, технико-юридический, сравнительно-правовой и др.
1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О КОНСТИТУЦИИ РФ
1.1. История создания
Совершенствование механизма реализации Конституции РФ, как представляется, находится в непосредственной зависимости от обращения к оценке исторических аспектов ее создания[1]. История вопроса позволяет не просто выявить то, что предшествовало построению современного механизма реализации Конституции РФ, но и, собственно, определить актуальные проблемы этого процесса, явно сказавшиеся на современности, а значит и на перспективах дальнейшего совершенствования механизма реализации Конституции РФ. Таким образом, в пределах настоящего параграфа ставится задача раскрыть общие аспекты истории создания Конституции РФ.
Конституция РФ 1993 г. принималась в непростых политических, социально-экономических условиях. С учетом изменения социально-политического и экономического устройства страны принятие нового Основного закона не вызывало возражений. Более того, этот шаг было необходимо сделать с целью учета произошедших глобальных преобразований. Конституция РФ была принята также в условиях глубочайшего политического кризиса, что выразилось в противоборстве двух политических сил (президента РФ и Верховного Совета РФ, Съезда народных депутатов), обострении проблем взаимоотношений центра и регионов, РФ и бывших республик СССР.
К сентябрю 1993 г. было разработано два проекта конституции – проект Верховного Совета РФ, который был представлен Конституционной комиссией, и проект Президента РФ, который был представлен Конституционным совещанием. Принципиальные отличия заключались в том, что первый проект предусматривал создание парламентско-президентской республики, второй - «суперпрезидентской» республики, с широкими полномочиями президента[2].
21 сентября 1993 г. был издан Указ Президента РФ «О поэтапной конституционной реформе в РФ», в соответствии с которым в целях сохранения единства и целостности страны, вывода ее из кризиса, обеспечения безопасности Президент РФ Б.Н. Ельцин постановил: «1. Прервать осуществление законодательной, распорядительной и контрольной функций Съездом народных депутатов РФ и Верховным Советом РФ. До начала работы нового двухпалатного парламента РФ – Федерального Собрания РФ и принятия им на себя соответствующих полномочий руководствоваться указами Президента и постановлениями Правительства РФ. Конституция РФ, законодательство РФ и субъектов РФ продолжают действовать в части, не противоречащей настоящему Указу»[3]. В этот же день Конституционный Суд РФ дал заключение, по которому Указ Президента РФ Б.Н. Ельцина и его Обращение к гражданам России 21 сентября 1993 г. не соответствуют части второй ст. 1, части второй ст. 2, ст. 3, части второй ст. 4, частям первой и третьей ст. 104, абзацу третьему п. 11 ст. 121.5, ст. 121.6, части второй ст. 121.8, ст. 165.1, 177 Конституции РФ[4].
Разработкой рекомендаций для проекта Конституции РФ занялись специально уполномоченные структуры. По этому поводу С.А. Авакьян пишет, что особой результативности в работе этих формирований не было. По существу, доработка проекта Конституции РФ велась узким кругом лиц из президентского окружения и отдельными учеными-экспертами[5]. По спорным вопросам решения принимал сам президент, некоторые окончательные положения вошли в текст в его формулировках.
В октябре 1993 г. было принято решение проводить голосование по проекту Конституции одновременно с выборами. В связи с этим Б.Н. Ельцин издает Указ от 15.10.1993 № 1633 «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции РФ», утверждает Положение о всенародном голосовании по проекту Конституции РФ 12 декабря 1993 г.[6] В результате, в 1993 г. была принята Конституция РФ, основанная на идеологии естественных, неотчуждаемых прав человека, провозгласившая Россию правовым, демократическим и социальным государством. Те основы, которые заложены на конституционном уровне, воспринимаются и развиваются в федеральных законах и иных актах, формируя развернутую систему нормативного правового регулирования.
1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О КОНСТИТУЦИИ РФ
1.1. История создания
Совершенствование механизма реализации Конституции РФ, как представляется, находится в непосредственной зависимости от обращения к оценке исторических аспектов ее создания[1]. История вопроса позволяет не просто выявить то, что предшествовало построению современного механизма реализации Конституции РФ, но и, собственно, определить актуальные проблемы этого процесса, явно сказавшиеся на современности, а значит и на перспективах дальнейшего совершенствования механизма реализации Конституции РФ. Таким образом, в пределах настоящего параграфа ставится задача раскрыть общие аспекты истории создания Конституции РФ.
Конституция РФ 1993 г. принималась в непростых политических, социально-экономических условиях. С учетом изменения социально-политического и экономического устройства страны принятие нового Основного закона не вызывало возражений. Более того, этот шаг было необходимо сделать с целью учета произошедших глобальных преобразований. Конституция РФ была принята также в условиях глубочайшего политического кризиса, что выразилось в противоборстве двух политических сил (президента РФ и Верховного Совета РФ, Съезда народных депутатов), обострении проблем взаимоотношений центра и регионов, РФ и бывших республик СССР.
К сентябрю 1993 г. было разработано два проекта конституции – проект Верховного Совета РФ, который был представлен Конституционной комиссией, и проект Президента РФ, который был представлен Конституционным совещанием. Принципиальные отличия заключались в том, что первый проект предусматривал создание парламентско-президентской республики, второй - «суперпрезидентской» республики, с широкими полномочиями президента[2].
21 сентября 1993 г. был издан Указ Президента РФ «О поэтапной конституционной реформе в РФ», в соответствии с которым в целях сохранения единства и целостности страны, вывода ее из кризиса, обеспечения безопасности Президент РФ Б.Н. Ельцин постановил: «1. Прервать осуществление законодательной, распорядительной и контрольной функций Съездом народных депутатов РФ и Верховным Советом РФ. До начала работы нового двухпалатного парламента РФ – Федерального Собрания РФ и принятия им на себя соответствующих полномочий руководствоваться указами Президента и постановлениями Правительства РФ. Конституция РФ, законодательство РФ и субъектов РФ продолжают действовать в части, не противоречащей настоящему Указу»[3]. В этот же день Конституционный Суд РФ дал заключение, по которому Указ Президента РФ Б.Н. Ельцина и его Обращение к гражданам России 21 сентября 1993 г. не соответствуют части второй ст. 1, части второй ст. 2, ст. 3, части второй ст. 4, частям первой и третьей ст. 104, абзацу третьему п. 11 ст. 121.5, ст. 121.6, части второй ст. 121.8, ст. 165.1, 177 Конституции РФ[4].
Авакьян, С.А. Конституционное право России. Учебный курс. Учебное пособие. В 2 томах. Том 1 [Текст] / С.А. Акакьян. – М.: Норма, Инфра-М, 2014. – 864 с.
Афанасьев, В.С. Конституция Российской Федерации: история создания и перспективы развития [Текст] / В.С. Афанасьев, Т.К. Примак // Труды Академии управления МВД России. – 2019. – № 2. – С. 32-38.
Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации: учеб. 10-е изд., изм. и доп. [Текст] / М.В. Баглай. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2013. – 784 с.
Ковлер, А.И. Конституция России как сравнительный проект (к истории создания Конституции Российской Федерации) [Текст] / А.И. Ковлер // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. – 2019. – № 1. – С. 8-14.
Козлова, Е.И. Конституционное право России [Текст] / Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. – М.: Проспект, 2019. – 592 с.
Конституционное право: словарь [Текст] / под ред. В.В. Маклаков. – М.: Юристъ, 2001. – 559 с.
Комарова, В.В. Конституционное право России. Учебник [Текст] / В.В. Комарова, М.В. Варлен, В.А. Лебедев, Н.Е. Таева. – М.: КноРус, 2019. – 280 с.
Маркина, Е. Конституционное право России [Текст] / Е. Маркина, М.Б. Смоленский, Л.Ю. Клюшкина. – М.: КноРус, 2020. – 232 с.
Миронов, О.О. Функции конституции [Текст] / О.О. Миронов // Вестник Саратовской государственной юридической академии. – 2012. – № 1. – С. 47-52.
Нудненко, Л.А. Конституционное право России. Практикум. Учебное пособие [Текст] / Л.А. Нудненко. – М.: Юрайт, 2020. – 264 с.
Пискунова, О.В. Формы реализации права: дискуссионные вопросы общетеоретической трактовки [Текст] / О.В. Пискунова // Вестник экономики, права и социологии. – 2020. – № 3. – С. 110-113.
Протозанов, С.А. Функции конституции Российской Федерации [Текст] / С.А. Протозанов // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. – 2017. – № 1. – С. 102-108.
Хабриева, Т.Я. Конституционная реформа в современном мире: монография [Текст] / Т.Я. Хабриева. – М.: Наука РАН, 2016. – 320 с.
Хакимов, И.А. Методы и средства обеспечения реализации права [Текст] / И.И. Хакимов // Правовая политика и правовая жизнь. – 2016. – № 4. – С. 124-128.
Шахрай, С.А. Конституционное право Российской Федерации [Текст] / С.А. Шахрай, А.А. Клишас. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2010. – 654 с.
Югов, А.А. Механизм реализации Конституции Российской Федерации [Текст] / А.А. Югов, С.В. Белых // Российское право: образование, практика, наука. – 2019. – № 4. – С. 36-51.