Введение
1 Мышление как процесс
2 Мышление как процесс решения задач
3 Мышление как деятельность
4 Мышление в обучении - процесс или деятельность?
5 Развивающее обучение в контексте современного образования
Заключение
Список литературы
Реферат|Психология
Авторство: gotovoe
Год: 2022 | Страниц: 21
Введение
1 Мышление как процесс
2 Мышление как процесс решения задач
3 Мышление как деятельность
4 Мышление в обучении - процесс или деятельность?
5 Развивающее обучение в контексте современного образования
Заключение
Список литературы
Мышление и его структура являются предметом изучения целого ряда наук на протяжении многих десятилетий. Философско-психологический анализ позволяет выделить различные тенденции в трактовке мышления и определить общие подходы исследователей к рассмотрению его специфики. Например, У. Джеймс, М. Вертгеймер, В. Кёлер, К. Дункер, Дж. Дьюи, А.В. Брушлинский и другие рассматривали мышление как процесс (в частности, как процесс решения задач), а А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, О.К. Тихомиров представляли в своих трудах мышление как особый вид деятельности. В качестве предмета формирования в учебной ситуации мышление находилось в фокусе работ В.В. Давыдова, его учеников и последователей. Анализ сложившихся в науке направлений исследования мышления позволяет глубже понять особенности этого сложного феномена, подойти к особенностям развития мышления в обучении.
Цель исследования – изучить понятие мышление как высшую психическую функцию
Для достижения поставленных задач необходимо решить следующие задачи:
– рассмотреть мышление как процесс
– изучить мышление как процесс решения задач
– рассмотреть мышление как деятельность
– изучить мышление в обучении
– рассмотреть развивающее обучение в контексте современного образования
Структура работы: введение, основная часть, заключение, список литературы.
Для выявления процессуального характера мышления обратимся к Философскому словарю под редакцией М.М. Розенталя и П.Ф. Юдина (1963), где мышление представлено как высшая форма психического (сознательного) отражения, познания объективной реальности. Причем мышление как процесс в прямой форме не заявлено, однако неоднократное использование термина «познание» в контексте словарной статьи указывает на то, что мышление есть обусловленный законами общественного развития и неразрывно связанный с практикой процесс отражения и воспроизведения в человеческом мышлении действительности[1].
Более того, целью познания является достижение объективной истины, что подводит нас к представлению мышления как процесса решения задач и поиска истинных утверждений. В.В. Петухов отмечает, со к что основная единица мышления - это понятие, обобщающее, в свою очередь, классы предметов, родственных по тому или иному признаку.
Кроме того, содержанием самого понятия является отношение между вещами, раскрываемое при взаимодействии человека с познаваемым объектом[2]. Таким образом, с точки зрения теории познания мышление - это процесс, отражение человеком действительности, основанной на понятии как обобщающей единицы, содержащей признаки классов предметов. Для более полного понимания природы мышления важно выяснить, что собой представляет сам процесс. Вышеупомянутый Философский словарь дает следующее его определение - это закономерное, последовательное изменение явления, его переход в другое явление. Таким образом, если процесс представляет собой последовательность, то в отношении мышления можно вычленить некоторые его стадии, что требует специального обсуждения и рассмотрения.
Так, исследователи, рассматривающие мышление в качестве процесса, останавливались на вопросе его эволюции и предпринимали попытки расширить это понятие в соответствии с установками своей школы. Примером могут послужить работы таких представителей прагматизма, как Уильям Джеймс и его последователь Джон Дьюи. Уильям Джеймс, например, определяет мышление как продуктивный процесс, отделяя его от простых умственных операций. Согласно его позиции, мышление - это способность ориентироваться в новых для нас данных опыта[3]. Мыслитель, по Джеймсу, отличается от эмпирика, лишь созерцающего факт во всей его цельности, оставаясь перед ним беспомощным, если этот факт не вызывает в его сознании ничего смежного или схожего с тем, что делит данное явление и отличает в нем какой-либо атрибут.
Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики / Пер. М. Шаталовой, О. Шаталова. М., 1970.
Брушлинский А.В. О тенденциях развития современной психологии мышления // Национальный психологический журнал. 2013. № 2 (10).
Гальперин П. Я. Введение в психологию. М., 1999.
Гальперин П.Я. Лекции по психологии. М., 2002.
Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.
Джеймс У. Психология / Пер. И. Лапшиной. СПб., 2017.
Дьюи Д. Психология и педагогика мышления / Пер. Н. Никольской. М., 1997.
Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М., 2000.
Леонтьев А.Н. Мышление. Философская энциклопедия. М., 1964.
Психология мышления: Хрестоматия / Под. ред. Ю. Гиппенрейтер, В. Спиридонова, М. Фаликман, В. Петухова. М., 2008.
Философский словарь / Под ред. М. Розенталя и П. Юдина. М., 1963.
Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. М., 1958.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2017.
Рубцов В.В. Основы социально-генетической психологии. М., 1996.
Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших
экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!
Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!