ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….31.ИСТОРИЯ, ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАСТКОВЫХ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПОЛИЦИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРАВ ГРАЖДАН……………………………………5 1.1.История деятельности Участковых Уполномоченных Полиции по обеспечению прав граждан……………………………………………………….5 1.2.Зарубежный опыт деятельности комиссаров, шерифов по обеспечению прав граждан………………………………………………………………………8 1.3.Проблемы деятельности Участковых Уполномоченных Полиции по обеспечению прав граждан……………………………………………………...13
2.ПРАВОВАЯ ОСНОВА,ОРГАНИЗАЦИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАСТКОВЫХ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПОЛИЦИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРАВ ГРАЖДАН………………………………...…18 2.1.Правовая основа деятельности Участковых Уполномоченных Полиции по обеспечению прав граждан……………………………………………………...18
2.2. Организация деятельность Участковых Уполномоченных Полиции по обеспечению прав граждан…………………………………………………..20
2.3.Совершенствование деятельности Участковых Уполномоченных Полиции по обеспечению прав граждан ……………………………………..27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...31ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА…………………………………………32
СКРИН АНТИПЛАГИАТА…………………………………………………..35
Актуальность проблематики исследования заключается в том, что сегодня общество проявляет повышенное внимание к правоохранительным органам, и в частности к институту полиции. Исполняя роль защитников населения от противоправных деяний, сотрудники структурных подразделений полиции, осуществляя свою деятельность по поддержанию безопасности, должны оперативно реагировать на любые действия, нарушающие права и законные интересы граждан, и последовательно нейтрализовать их с целью восстановления веры людей в закон и справедливость.
Проведенные в стране масштабные мероприятия по обеспечению открытости и повышению доверия населения к полиции привели к следующему результату: в 2010 г. сотрудникам ведомства доверяли 47 % россиян, в 2012 г. – уже 53 % , а в 2020 г. – 57 %1.
Оценивая результаты работы ведомства в этом направлении, необходимо отметить, что принятые комплексные меры по предупреждению преступлений и правонарушений, повышению эффективности и надежности деятельности структурных подразделений обеспечили рост уровня доверия населения страны к сотрудникам полиции, что говорит об их своевременности и адекватности в сложившейся ситуации.
В целом исследование сферы деятельности участковых уполномоченных позволяет сделать вывод, что они представляют собой особую категорию сотрудников полиции, осуществляющих деятельность по охране общественного порядка, требующую знания оперативной обстановки, высокопрофессионального исполнения должностных обязанностей, умения применять вповседневной реальности психолого-педагогические методы общения и основанную на общественной поддержке и доверии граждан.
Степень разработанности проблемы. К вопросам совершенствования законодательства в сфере охраны общественного порядка обращались Х.А. Андриашин, И.Л. Бородин, В.В. Волошина, В.В. Гущин, И.Ш. Килясханов, Б.П. Кондратов, В.А. Кочев, Л.М. Розин, В.Е. Севрюгин, Ю.П. Соловей, В.В. Черников.В то же время комплексно деятельность участковых уполномоченных полиции в сфере охраны общественного порядка не исследовалась.
Цель исследования: комплексный анализ обеспечения прав граждан РФ участковым уполномоченным полиции.
Задачи исследования:
-рассмотреть историю деятельности участковых уполномоченных полиции по обеспечению прав граждан;
-описать зарубежный опыт деятельности комиссаров, шерифов по обеспечению прав граждан;
-выявить проблемы деятельности участковых уполномоченных полиции по обеспечению прав граждан;
-исследовать правовую основу деятельности участковых уполномоченных полиции по обеспечению прав граждан;
-изучить организационную деятельность участковых уполномоченных полиции по обеспечению прав граждан;
-охарактеризовать совершенствование деятельности участковых уполномоченных полиции по обеспечению прав граждан.
Объект исследования: общественные отношения, возникающие в сфере охраны прав между гражданами и участковыми уполномоченными полиции в связи с выполнением последними своих служебных обязанностей.
Предметом исследования выступает нормативно-правовая основа деятельности участковых уполномоченных полиции в сфере охраны прав граждан.
Методы исследования: анализ, синтез, сравнение.
1 ИСТОРИЯ, ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАСТКОВЫХ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПОЛИЦИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРАВ ГРАЖДАН
- История деятельности Участковых Уполномоченных Полиции по обеспечению прав граждан
Служба участковых уполномоченных на всех этапах своего существования занимала особое место во всей системе полиции. Это самые близкие к населению представители правоохранительных органов, которые всегда были готовы прийти на помощь. Институт участковых уполномоченных полиции имеет свою специфическую историю становления и развития1.
В 1541 году при проведении губной реформы учреждаются должности губных старост, в обязанности которых входил розыск и наказание «лихих людей», поддержка власти и предотвращение антигосударственных настроений. Некоторые ученые считают именно губных старост прообразом участковых уполномоченных полиции.
Следующим этапом становления российской полиции стало время правления Петра I, в этот период в Санкт-Петербурге была создана регулярная полиция. Толчком к созданию регулярных полицейских должностей на местах послужило восстание крестьян, которое возглавил Емельян Пугачев во времена правления Екатерины II, поскольку после подавления бунта государственные органы стали понимать необходимость создания способных эффективно осуществлять охрану общественного порядка и подавлять восстания в начале их формирования. Страна былаподелена на губернии и уезды, применительно к которым и стала строиться сеть полицейских учреждений.
Таким образом, в конце XVIII века в России складывается система местных органов полиции. Иную точку зрения относительно момента становления института участковых уполномоченных полиции отстаивают другие ученые. Они считают моментом создания института участкового уполномоченного1782 год, период времени, когда был введен в действие Устав благочиния или полицейский устав, по которому в городах создавался новый полицейский орган – Управа благочиния. Согласно этой точке зрения первым прототипом участковых уполномоченных полиции во времена Российской Империи стали квартальные надзиратели. Их основной функцией являлось поддержание правопорядка на территории обслуживания. Должность квартальных надзирателей была установлена в апреле 1782 года.
По Уставу благочиния город делился на административно-полицейские части по 200-700 дворов во главе с частным приставом, в свою очередь, части подразделялись на кварталы по 50-100 дворов. Именно эти кварталы и представляли собой территорию, на которой квартальные надзиратели осуществляли свои полномочия. Этот факт можно сопоставить с тем, как сейчас участковые уполномоченные полиции исполняют свои обязанности на выделенном административном участке1.