Введение
Глава 1. Теоретические вопросы изучения территориальной организации местного самоуправления
1.1. Основные тенденции территориальной организации местного самоуправления: полученные эффекты и выявленные проблемы
1.2. Требования действ ующего законодательства Росси йской Федерации в вопр осах, связанных с оптими зацией муниципальных образ ований
Глава 2. Террито риальные основы мест ного самоуправления в Рос сии
2.1.Виды и спо собы преобразований муници пальных образований в Росси йской Федерации
2.2 Проблемы в реали зации полномочий представ ительных органов п о вопросам оптим изации муниципальных образ ований
Заключение
Библиографический спи сок
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время в России происходят активные процессы становления системы местного самоуправления. Реформирование нижнего уровня публичной власти, ознаменовавшееся принятием 6 октября 2003 года Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», впервые предоставило муниципалитетам реальную возможность самостоятельного решения круга вопросов, насущных для местных сообществ. Государственной властью распределена компетенция в регулировании правоотношений в области местного самоуправления между Федерацией и ее субъектами, а также определены принципы построения системы правоотношений, подлежащих урегулированию исключительно в муниципалитетах.
Одним из концептуально значимых вопросов, возникших в ходе практической реализации нового законодательства о местном самоуправлении, стало выстраивание действенной системы распределения властных полномочий в области местного самоуправления на среднем и нижнем уровнях публичной власти нашего государства. Очевидно, нет необходимости говорить о важности процессов, происходящих в жизни муниципальных образований, и их влиянии на жизнь того или иного субъекта Российской Федерации в целом.
В период реформирования органов местного самоуправления местной представительной власти отведена особая роль. Являясь коллегиальными органами, представительные органы выступают наиболее объективными индикаторами процессов, происходящих в жизни населения муниципального образования.
Сбалансированное территориальное развитие является одной из приоритетных стратегических задач развития всех регионов в долгосрочной перспективе. Однако на сегодня можно говорить о наличии определенных проблем территориального развития регионов России: объективное формирование городских агломераций и необходимость сглаживания негативных последствий данных процессов; наличие диспропорций в уровне развития городов и периферии региона в условиях значительного оттока ресурсов. Особенно остро данные проблемы сказываются на развитии сельских территорий, функционирование которых происходит в условиях оттока человеческих ресурсов, дефицитности местных бюджетов, нехватки квалифицированных кадров и низкой эффективности деятельности органов местного самоуправления. Указанные проблемы и тенденции вызывают необходимость оптимизации территориальной структуры местного самоуправления, направленной на изменение существующей сетки зонирования территории муниципального образования, что в конечном счете должно привести к оптимизации организационной структуры в органах местной власти и сокращению асимметрии в социально-экономическом развитии муниципальных образований. Однако наблюдаемые тенденции преобразования муниципальных образований не всегда приводят к положительным результатам.
Трансформация внутрирегиональной территориальной структуры может осуществляться по двум направлениям: административному (различные виды преобразования муниципальных образований) и экономическому (ассоциации муниципальных образований, кластеры, агломерации, субрегионы). Наиболее активно в Российской Федерации осуществляется первое направление, т.е. административная реорганизация территориально-экономической структуры, заключающейся в территориальном преобразовании муниципальных образований.
Объектом исследования является территориальная реорганизация муниципальных образований.
Предмет исследования – совокупность нормативно-правовых источников, научной и учебной литературы, регулирующих территориальную организацию местного самоуправления.
Цель исследования – провести комплексный анализ территориальной организации местного самоуправления.
Задачи:
- рассмотреть правовые основы муниципальной деятельности;
- -охарактеризовать требования действующего законодательства Российской Федерации к организации и полномочиям представительного органа муниципального образования в вопросах, связанных с преобразованием муниципальных образований путем объединения;
-рассмотреть виды и способы преобразований муниципальных образований в Российской Федерации.
Методологическая основа исследования. В процессе исследования использовался многоуровневый комплекс методов научного познания, что было предопределено его целью и задачами.
Теоретическую основу исследования составляют исследования отечественных ученых: С.А. Авакьяна, С.С. Алексеева, В.С. Афанасьева, И.А. Исаева, В.М. Корельского и других.
В качестве методов научного познания послужили методы анализа, синтеза, сравнительного исследования, построения гипотез, логического анализа, индуктивного и дедуктивного анализа.
Нормативно-правовую основу исследований составили Конституция Российской Федерации Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; и иные нормативные и правовые акты.
Теоретическая значимость. Исследование имеет системный характер, решает задачи, актуальные для смежных отраслей права (административного, финансового, земельного и пр.) результаты исследования могут быть использованы в учебно-методической работе по подготовке специалистов в области юриспруденции, государственного и муниципального управления.
Структура работы определена целью и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения, библиографического списка.
Глава 1. Теоретические вопросы изучения территориальной организации местного самоуправления
1.1. Основные тенденции территориальной организации местного самоуправления: полученные эффекты и выявленные проблемы
Конституцией нашего государства предусмотрено понятие местного самоуправления, территориальной основой которого является отдельный институт отрасли муниципальных правоотношений. Он закрепляет и регулирует организацию местного управления в целом, к его задачам относится формирование границ территорий, их состав, а также порядки и правила их установления, изменения.
Вместе с вышеуказанным понятием в единой цепи выступает термин «муниципалитет». Несмотря на отсутствие четкого определения его в рамках отечественного законодательства, используется он в ГК РФ в качестве обозначения населенных административно-территориальных единиц. Перечислить все зарегистрированные муниципальные территории в России невозможно. Среди них и города областного значения (окружного, республиканского, краевого) – их более 400, и еще больше районов (более 1500) и городов районного значения (около 160), также есть и поселки, сельские округи, городские районы и населенные пункты.
Отсюда несложно сделать вывод, что территориальные основы местного самоуправления РФ – это многочисленная группа субъектов, имеющих право на отдельные автономные полномочия. На протяжении достаточно длительного времени весьма остро стоит вопрос об определении данных образований муниципалитета. Пребывая в поисках правильного ответа, общественники во мнениях разделились поровну. Одни придерживаются позиций, согласно которым реализация местного самоуправления должна допускаться исключительно на уровне поселковых и сельских территорий, при том что управление крупными городами, районами должно относиться к государственной сфере.
Сторонники другой точки зрения полагают, что крайними рамками муниципальных формирований должны стать крупные населенные пункты, а право на осуществление самоуправления остается за населением. Кроме того, нынешнее устройство федеративных единиц, являющихся территориальными основами местного самоуправления, весьма разнообразно. Стоит также отметить, что условие для реализации регионального администрирования будет иметь место только при наличии достаточной финансовой и экономической подоплеки. Например, преимущественная часть муниципальных субъектов является дотационной, так как существуют эти образования за счет субвенционного и субсидированного финансирования из бюджетных средств.