Введение
1. Общая характеристика государственного устройства РФ
1.1 Понятие и принципы федеративного устройства
1.2
1.3
2. Правовые отношения в Российской Федерации
2.1 Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и субъектами Российской Федерации
2.2 Порядок принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации
Заключение
Библиографический список
Актуальность темы. Вопрос государственного устройства - это глобальная проблема. Каждое из государств имеет ту или иную форму государственного устройства. Она весьма подвижна и сложна.
Есть стабильные государства - с устойчивой структурой, с оптимальной формой государственного устройства, а есть быстро образованные, "искусственно" созданные, проблемы которых, как правило, ведут к политической напряженности в регионе, к вооруженным столкновениям (пример Югославии).
Для России форма государственного устройства особенно актуальна в силу исторических и национальных причин.
Она прошла эволюцию своего становления от объединения единоплеменных территорий, добровольного или насильственного присоединения народов до образования Российской империи, Советского Союза и их распада.
Федерация в России - это исторический результат поиска путей оптимального государственного устройства.
Современные преобразования в России объективно предполагают разработку научно обоснованной национальной политики, изучение процессов трансформации складывающегося государственного устройства.
Становление нового российского федерализма характеризуется сложностью, внутренней противоречивостью и динамизмом.
Наряду с позитивными тенденциями к закреплению самостоятельности составных частей Российской Федерации и децентрализацией в разных пределах функций государственной власти на огромной территории России в процессе национального возрождения обнаружились и негативные явления.
Это выражается в стремлении к политико-экономическому обособлению отдельных республик и регионов, а кое-где и откровенному сепаратизму, угрожающему целостности России. Поэтому поиск путей совершенствования федеративного устройства России - сегодня одна из самых важных задач.
Несомненный интерес и для России, и для других стран, в особенности тех, которые имеют федеративное устройство, имеет рассмотрение эволюционных изменений федерализма, анализ реальных перспектив дальнейшего развития.
Объемное представление о таком сложном предмете, каковым является форма государственного устройства, может дать только комплексное межотраслевое исследование, что обусловило актуальность данной проблемы и предопределило выбор темы настоящего диссертационного исследования.
Степень научной разработанности исследования. Важное значение для раскрытия сущности российской модели федеративного государственного устройства имеют политико-правовые исследования федерализма, становления и развития федеративных отношений в России, которым уделено значительное внимание в трудах С.А. Авакьяна, Е.Ю. Бархатовой, А.В. Безрукова, Л.А. Нудненко, Г.Н. Чеботарева и лр.
Объект исследования - форма государственного устройства как социальное, общеправовое явление.
Предмет – федеративная модель формы государственного устройства.
Цель - выявление и изучение особенностей государственного устройства Российской Федерации.
Для реализации цели потребуется рассмотреть и проанализировать:
- понятие и принципы федеративного устройства;
- конституционно-правовой статус Российской Федерации;
- конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации;
- разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и субъектами РФ.
Для достижения цели применены научные методы: диалектический, сравнительно-правовой, исторический, системный, формально-логической, социологический, анализа нормативно-правового материала.
Работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и библиографического списка.
- Общая характеристика государственного устройства РФ
1.1 Понятие и принципы федеративного устройства
Территориальное устройство государства представляет собой систему взаимоотношений между государством в целом и его отдельными составными частями. Существуют две формы государственного устройства - унитарная и федеративная. Основные различия между ними заключаются в составе и способах разграничения компетенции между центром и территориальными частями. Так, унитарное государство состоит из административно-территориальных единиц. Компетенция административно-территориальных единиц устанавливается текущими актами центральной власти.
Федеративное государство состоит из политически самостоятельных образований - субъектов Федерации. Разграничение компетенции между центральной властью и субъектами федерации осуществляется на уровне Конституции Российской Федерации[1] либо путем заключения федеративных договоров. Суть федерации заключается в том, что в ней разграничена власть между центром и составляющими территориальными частями государства.
По своему территориальному устройству Россия является федеративным государством. Согласно ст. 1 Конституции РФ Российская Федерация - Россия демократическое федеративное государство с республиканской формой правления. Федеративное государство - это сложное союзное государство, состоящее из относительно самостоятельных государство подобных образований (субъектов федерации).
Для Российской Федерации характерны общие для всех федеративных государств признаки:
- территориальная целостность, территориальное единство;
- федерация состоит из относительно самостоятельных образований - субъектов федерации. При этом, субъекты федерации не обладают суверенитетом, не имеют права одностороннего выхода из РФ;
- существует разграничение компетенции между РФ и ее субъектами;
- двухуровневая система органов государственной власти: наличие федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов федерации. При этом имеется представительство субъектов федерации в федеральных органах государственной власти. Как правило, это выражается в наличие двухпалатного парламента, одна из палат которого состоит из представителей субъектов федерации;
- двухуровневая система законодательства: имеется федеральное законодательство и законодательство субъектов федерации. При этом субъекты федерации обладают правом на принятие собственных учредительных актов - уставов, конституций;
- двухуровневая судебная система: наличие федеральных судов и судов субъектов федерации;
- двуканальная система налогообложения и наличие бюджетов федерального и субъектов федерации[2].
Россия по своему - национально-территориальная федерация.
В нее входят два вида субъектов:
- субъекты, основанные по национальному признаку, - это республики, автономная область и автономные округа;
- субъекты, основанные по территориальному признаку, - края, области, города федерального значения Москва, Санкт-Петербург и Севастополь.