Курсовая работа|Гражданское право

Особенности федеративного устройства РФ

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2022 | Страниц: 32

Введение

1. Общая характеристика государственного устройства РФ

1.1 Понятие и принципы федеративного устройства

1.2

1.3

2. Правовые отношения в Российской Федерации

2.1 Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и субъектами Российской Федерации

2.2 Порядок принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации

Заключение

Библиографический список

 

Актуальность темы. Вопрос государственного устройства - это глобальная проблема. Каждое из государств имеет ту или иную форму государственного устройства. Она весьма подвижна и сложна.

Есть стабильные государства - с устойчивой структурой, с оптимальной формой государственного устройства, а есть быстро образованные, "искусственно" созданные, проблемы которых, как правило, ведут к политической напряженности в регионе, к вооруженным столкновениям (пример Югославии).

Для России форма государственного устройства особенно актуальна в силу исторических и национальных причин.

Она прошла эволюцию своего становления от объединения единоплеменных территорий, добровольного или насильственного присоединения народов до образования Российской империи, Советского Союза и их распада.

Федерация в России - это исторический результат поиска путей оптимального государственного устройства.

Современные преобразования в России объективно предполагают разработку научно обоснованной национальной политики, изучение процессов трансформации складывающегося государственного устройства.

Становление нового российского федерализма характеризуется сложностью, внутренней противоречивостью и динамизмом.

Наряду с позитивными тенденциями к закреплению самостоятельности составных частей Российской Федерации и децентрализацией в разных пределах функций государственной власти на огромной территории России в процессе национального возрождения обнаружились и негативные явления.

Это выражается в стремлении к политико-экономическому обособлению отдельных республик и регионов, а кое-где и откровенному сепаратизму, угрожающему целостности России. Поэтому поиск путей совершенствования федеративного устройства России - сегодня одна из самых важных задач.

Несомненный интерес и для России, и для других стран, в особенности тех, которые имеют федеративное устройство, имеет рассмотрение эволюционных изменений федерализма, анализ реальных перспектив дальнейшего развития.

Объемное представление о таком сложном предмете, каковым является форма государственного устройства, может дать только комплексное межотраслевое исследование, что обусловило актуальность данной проблемы и предопределило выбор темы настоящего диссертационного исследования.

Степень научной разработанности исследования. Важное значение для раскрытия сущности российской модели федеративного государственного устройства имеют политико-правовые исследования федерализма, становления и развития федеративных отношений в России, которым уделено значительное внимание в трудах С.А. Авакьяна, Е.Ю. Бархатовой, А.В. Безрукова, Л.А. Нудненко, Г.Н. Чеботарева и лр.

Объект исследования - форма государственного устройства как социальное, общеправовое явление.

Предмет – федеративная модель формы государственного устройства.

Цель - выявление и изучение особенностей государственного устройства Российской Федерации.

Для реализации цели потребуется рассмотреть и проанализировать:

- понятие и принципы федеративного устройства;

- конституционно-правовой статус Российской Федерации;

- конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации;

- разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и субъектами РФ.

Для достижения цели применены научные методы: диалектический, сравнительно-правовой, исторический, системный, формально-логической, социологический, анализа нормативно-правового материала.

Работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и библиографического списка.

 

  1. Общая характеристика государственного устройства РФ

1.1 Понятие и принципы федеративного устройства

Территориальное устройство государства представляет собой систему взаимоотношений между государством в целом и его отдельными составными частями. Существуют две формы государственного устройства - унитарная и федеративная. Основные различия между ними заключаются в составе и способах разграничения компетенции между центром и территориальными частями. Так, унитарное государство состоит из административно-территориальных единиц. Компетенция административно-территориальных единиц устанавливается текущими актами центральной власти.

Федеративное государство состоит из политически самостоятельных образований - субъектов Федерации. Разграничение компетенции между центральной властью и субъектами федерации осуществляется на уровне Конституции Российской Федерации[1] либо путем заключения федеративных договоров. Суть федерации заключается в том, что в ней разграничена власть между центром и составляющими территориальными частями государства.

По своему территориальному устройству Россия является федеративным государством. Согласно ст. 1 Конституции РФ Российская Федерация - Россия демократическое федеративное государство с республиканской формой правления. Федеративное государство - это сложное союзное государство, состоящее из относительно самостоятельных государство подобных образований (субъектов федерации).

Для Российской Федерации характерны общие для всех федеративных государств признаки:

- территориальная целостность, территориальное единство;

- федерация состоит из относительно самостоятельных образований - субъектов федерации. При этом, субъекты федерации не обладают суверенитетом, не имеют права одностороннего выхода из РФ;

- существует разграничение компетенции между РФ и ее субъектами;

- двухуровневая система органов государственной власти: наличие федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов федерации. При этом имеется представительство субъектов федерации в федеральных органах государственной власти. Как правило, это выражается в наличие двухпалатного парламента, одна из палат которого состоит из представителей субъектов федерации;

- двухуровневая система законодательства: имеется федеральное законодательство и законодательство субъектов федерации. При этом субъекты федерации обладают правом на принятие собственных учредительных актов - уставов, конституций;

- двухуровневая судебная система: наличие федеральных судов и судов субъектов федерации;

- двуканальная система налогообложения и наличие бюджетов федерального и субъектов федерации[2].

Россия по своему - национально-территориальная федерация.

В нее входят два вида субъектов:

- субъекты, основанные по национальному признаку, - это республики, автономная область и автономные округа;

- субъекты, основанные по территориальному признаку, - края, области, города федерального значения Москва, Санкт-Петербург и Севастополь.

 

  1. Конституция Российской Федерации 1993 г. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года (ред. Закона РФ о поправках к Конституции РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ) // Российская газета. 1993. 25 декабря; 2020. 04 июля.
  2. Декларация о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики. Принята первым Съездом народных депутатов РСФСР 12 июня 1990 года // http://constitution.garant.ru/act/base/10200087/.
  3. Конституция (Основной закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 12 апреля 1978 г. // https://constitution.garant.ru/history/ussr-rsfsr/1978/red_1978/5478721/
  4. Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31.12.1996 г. № 1-ФКЗ (ред. ФКЗ от 08.12.2020 N 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 1997. №1. Ст. 1; Российская газета. 2020. 14 декабря.
  5. Федеральный конституционный закон «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» от 17.12.2001 N 6-ФКЗ (ред. ФКЗ от 31.10.2005 N 7-ФКЗ) // Российская газета. 2001. 20 декабря; 2005. 02 ноября.
  6. Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22.06.2005 № 116-ФЗ (ред. ФЗ от 30.12.2020 N 532-ФЗ) // Российская газета. 2005. 26 июня; 2021. 11 января.
  7. Федеративный договор о разграничении ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт–Петербурга Российской Федерации от 31.03.1992 г. // Документы. Комментарий. – М.: 1994.
  8. Закон Российской Федерации «О статусе столицы Российской Федерации» от 15 апреля 1993 г. N 4802-I (ред. ФЗ от 25.05.2020 N 156-ФЗ // Российская газета. 1993. 12 мая; 2020. 30 мая.

 

Специальная литература: учебники, монографии

  1. Авакьян С. А. Конституционное право России: Учебный курс. - М.: Норма, 2017. - 912 с.
  2. Бархатова Е. Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации. - М.: Проспект, 2020. - 272 с.
  3. Безруков А. В. Конституционное право России: Учебное пособие. - М.: Юстицинформ, 2015. – 304 с.
  4. Конституционное право: Учебник / Отв. ред. В. И. Фадеев. - М.: Проспект, 2016. - 584 с.
  5. Нудненко Л. А. Конституционное право России: Учебник. - М.: Юрайт, 2020. - 531 с.
  6. Чеботарев Г.Н. Принципы разделения властей в государственном устройстве РФ. - Тюмень: ТГУ, 2016. - 79 с.

 

Материалы периодической печати и научных сборников

  1. Агеева Ю.В. Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. № 6. – С. 153-156.
  2. Баженов Е.А., Юрасюк Н.В. Становление конституционализма в России // Вестник молодежной науки. 2016. № 4. – С. 52-59.
  3. Братко А. Г. Гарантии экономического суверенитета Российской Федерации // Публичное и частное право. 2015. № 1. - С. 23-32.
  4. Бурмистров К. Ю. Теоретические основы федерализма // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2016. № 3. – 73-80.

 

  1. Волков Е. А. Сущность принципов организации и деятельности органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации // Молодой ученый. 2019. № 50 (288). - С. 479-482.
  2. Гаврилова М.И. Российский федерализм на современном этапе // Молодой ученый. 2017. № 2 (136). - С. 302-304.
  3. Иванова Н. Н. Проблемы правосубъектности государства как участника гражданско-правовых отношений // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). – Казан: Бук, 2015. - С. 84-87.
  4. Карпова А. Е. Государственный суверенитет в современных условиях // Молодой ученый. 2016. № 23. - С. 334-336.
  5. Муратшин Т.Ф. Разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами: состояние и проблемы // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2014. № 5. – С. 70-75.
  6. Постников А.Е. Cтатус столицы как категория российского конституционного права // Журнал российского права. 2018. № 4. – С. 5-13.
  7. Ромашов П.А. Порядок принятия в состав Российской Федерации нового субъекта РФ // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. 2014. № 2. – С. 26-29.
  8. Турсунбаева Д. С. Правовой статус субъектов Российской Федерации как предмет конституционного (уставного) регулирования // Молодой ученый. 2017. № 45 (179). - С. 148-150.
  9. Югов А. А. О субъектном составе Российского федеративного государства: вариант системного подхода // Молодой ученый. 2018. № 20 (206). - С. 352-358.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Гражданское право
2017 год 31 стр.
Курсовая Оспоримые сделки в гражданском праве РФ
prostostartsev
Курсовая работа Гражданское право
2018 год 34 стр.
Курсовая Особенности договора возмездного оказания услуг
Telesammit
Курсовая работа Гражданское право
2019 год 34 стр.
Курсовая Особенности отдельных видов хранения
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское