ВВЕДЕНИЕ
Научные учения о сознательном и бессознательном в человеке
Связь сознательного и бессознательного в духовном человека
Бессознательное в человеческом мире
Взаимодействия между сознательным и бессознательным
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Актуальность темы исследования. Бессознательное и сознательное являются основными подсистемами человеческой психики и характеризуют её устойчивую динамичную структуру. Они сплетены многообразными связями. Бессознательное в философии гораздо меньше сознательного. Однако, неразумно пренебрегать влиянием бессознательного даже в самых сложных социальных явлениях.
Многие устойчивые психические процессы и явления имеют начало в бессознательном, а продолжение - в сознании. И наоборот, многие психические образования находились сначала в сознании, а уж затем переместились - частично или полностью - в область неосознаваемых психических процессов. Постоянно осуществляется и всесторонняя циркуляция информации между сознанием и бессознательным.
Актуальность исследований бессознательного (особенно на уровне социально-психических явлений) трудно переоценить и в следующем аспекте.
Чем меньше осознается та или иная опасность, тем больше ее угроза. Лишь довольно полно предвидя результаты своих деяний, человечество способно выжить. А начиная с определенного момента, безрассудная неосознанность действий может повлечь не меньшую беду, чем сознательно творимое зло.
Основная цель исследования: углубленное изучение системы сознательного и бессознательного в человеке.
Для реализации этой цели в нашей работе решаются следующие задачи:
- вскрываются важнейшие характеристики бессознательного и сознательного, многообразные взаимодействия между ними;
- бессознательное рассматривается как в своей внутренней сложной структурированности и динамике, так и во всем многообразии взаимосвязей.
Научные учения о сознательном и бессознательном в человеке
В научной литературе выделены следующие трактовки сознательного и бессознательного:
1)онтологическая и трансцендентная трактовки бессознательного;
2)принцип предельного редукционизма бессознательного к физиологическим процессам;
3)физиологическое понимание глубинно-психических процессов;
4)" поглощение" бессознательного сознанием;
5) психологическое понимание специфической природы бессознательного[1].
Именно данные подходы считаются наиболее плодотворными в научном отношении.
Проблема бессознательного и ее взаимосвязь с сознанием объединена именно проблематикой, хотя может представлять довольно разные теоретические позиции и методологические ориентации. Так, учение Фрейда лежит в русле натуралистической антропологии; концепция Юнга пронизана идеями религиозной антропологии; воззрения Маркузе трудно вообразить вне рамок социальной антропологии, а подход Франкла - вне рамок экзистенциальной психологии.
Более расширенное рассмотрение психоаналитического направления, а также в той или иной мере смыкавшихся с ним (хотя вполне самобытных) чений вызвано следующими причинами:
Во-первых, именно в этих рамках в свое время началось масштабное и многостороннее изучение бессознательного, возникли плодотворные теоретические и методологические построения.
Во-вторых, сравнительное разнообразие позиций, развиваемых в русле психоанализа.
В то же время не вызывает сомнений, то что многие ценные соображения и идеи о бессознательном были разработаны в рамках других подходов.
В третьих, многие психоаналитические идеи и ныне широко применяются при изучении как нормальных, так и "патологических" социальных процессов[2] (бессознательно-мотивационной составляющей массовых движений, предпочтений избирателей и потребителей, семейных и межполовых взаимоотношений, межрасовых и межпоколенческих предубеждений, преступного поведения и т.д.).