Реферат|Уголовное право

Понятие дисфункциональная семья в рамках каждого подхода

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2022 | Страниц: 16

Введение

Виды дисфункциональных семей

Проблема дисфункциональной семьи в психолого-педагогической литературе

Заключение

Список литературы

 

В современном мире все больше растет понимание семьи как определяющей не только развитие ребенка, но и, в конечном итоге, развитие всего общества. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует самоутверждению человека, стимулирует его социальную и творческую активность. Другими словами, в семье осуществляется первичная социализация ребенка. Как социальный институт семья призвана выполнять ряд функций (репродуктивную, экономическую и хозяйственно-бытовую, воспитательную, рекреационную и психотерапевтическую и др. функции) и имеет определенный социальный статус. Особенности социального статуса конкретной семьи определяют ее воспитательные возможности и характер детско-родительских отношений.

В настоящее время семья как социальный институт переживает тяжелый кризис. Утрачено значительное число семейных традиций, изменилось отношение родителей к детям, разрушен психологический микросоциум семьи. В новых кризисных условиях семья не готова взять полную ответственность за воспитание своих детей, так как изменившиеся экономические условия заставляют родителей большую часть своего времени искать источники к существованию в ущерб воспитания детей.

Пристальный интерес к семье объясняется и рядом других обстоятельств: ухудшением демографической ситуации в стране; усложнением воспитательных задач и ростом числа детей с девиантным поведением; усложнением психологического, эмоционального, духовного мира современного человека, ростом его потребностей, которые также формируются в семье.

Семье необходимо оказать педагогическую помощь, важность учитывать особенности условий семейного воспитания, направленность этой помощи на формирование у родителей педагогических знаний и умения последние эффективно использовать. В ходе развития общества процесс воспитания детей становится все более длительным и сложным. Это обусловлено действием многих факторов, главными из которых являются усложнение самой общественной жизни и удлинение периода детства. Семья в своей воспитательной деятельности стала все более нуждаться в помощи, как со стороны общества, так и со стороны педагогов.

Социальному педагогу , классному руководителю и учителям приходится сталкиваться с различными типами семей. Но первоочередная задача в работе с семьей группы риска, это разрешение кризисных ситуаций, которые чаще всего встречаются в семьях, в которых не обеспечиваются условия для развития каждого члена семьи. Такая семья носит название «неблагополучная» или семья «группы риска».

Общественное мнение, средства массовой информации и многие отечественные исследователи отмечают рост количества неблагополучных семей, что становится одной из самых острых проблем современной России.

Категория семей социального риска нуждается в высокопрофессиональной деятельности многих специалистов: психологов, наркологов, юристов. Однако социальному педагогу, классному руководителю и учителю отводится основная диагностическая, координирующая, правозащитная роль, так как именно он может оказывать помощь и детям, и родителям.

 

Виды дисфункциональных семей

В научной литературе наряду с понятием «дисфункциональная семья» можно встретить такие понятия как: «неблагополучная семья», «деструктивная семья», «семья группы риска», «негармоничная семья» и др.

Об  обязательном присутствии в дисфункциональной семье низкой самооценки, спутанных, нереалистичных и нечестных коммуникациях, ригидных, стереотипных, негуманных и ограничивающих правил поведения, наполненных страхом и угрозой или защищающихся социальных связях пишет Вирджиния Сатир (2000).

Целуйко В.М дает классификацию типов дисфункциональных семей в зависимости от факторов, влияющих на неблагополучие, разделяя их прежде всего на две большие группы, в каждой из которых есть несколько разновидностей.

К первой группе относятся семьи с явной (открытой) формой неблагополучия, это:

  • конфликтные,
  • проблемные,
  • асоциальные и аморально-криминальные
  • семьи с недостатком воспитательных ресурсов (в частности, неполные).

Отличительной их особенностью является ярко выраженный характер семейной деструктивности. В  такое семье, как правило, ребенок  испытывает физическую и эмоциональную  отверженность со стороны родителей (недостаточная забота, неправильный уход и питание, физическое и сексуальное  насилие, игнорирование душевного  мира и переживаний).

Во  вторую группу входят внутренне (со скрытой формой) неблагополучные семьи:

  • Семьи, ориентированные на успех ребенка.
  • Псевдовзаимные и псевдовраждебные семьи
  • Семьи известных людей

На внешнем уровне такие семьи производят благоприятное впечатление, но ценностные установки и поведение родителей  оказывают незаметное, на первый взгляд, деструктивное влияние на личностное и нравственное формирование детей

Примером  семьи первой группы являются семьи с зависимостью от психоактивных веществ, прежде всего от алкоголя и наркотиков. В таких семьях вся жизнь характеризуется непостоянством и непредсказуемостью, отношения деспотичны и негибки, используются эмоциональные репрессии, нельзя свободно выражать чувства и говорить о потребностях, многое держится на отрицании. Личностные и семейные границы размыты. Члены семьи испытывают дефицит внимания, и дети в этой ситуации учатся привлекать внимание любым, в том числе и девиантным, способом. В результате противоречивой системы воспитания, заставляющей думать ребенка, что это он виноват в происходящем, он недостаточно хорош, разрушается его самоуважение и самооценка.

  1. Бутримова О.И., Шалагинова К.С. Коррекционно-развивающая работа с детьми из неблагополучных семей// Справочник педагога-психолога.-Школа, №12,2022.
  2. Буянов М.И.Ребенок из неблагополучной семьи.-М.Просвещение, 2019.
  3. Социальные технологии выявления и коррекции причин семейного неблагополучия/ Методическое пособие для специалистовУСЗН,- Челябинск, изд.ЧОЦСЗ«Семья»,2022.
  4. Целуйко В.М.Понятие и типы неблагополучных семей/ Психология неблагополучной семьи .-М.Владос-Пресс,2013.
  5. Шульга В.В. Программа профилактики семейного неблагополучия.-Губкин,2017.

 

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Реферат Уголовное право
2016 год 22 стр.
Реферат Становление советского уголовного права
Telesammit
Реферат Уголовное право
2018 год 22 стр.
Реферат Понятие и сущность хулиганства
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское