Введение
Виды дисфункциональных семей
Проблема дисфункциональной семьи в психолого-педагогической литературе
Заключение
Список литературы
Реферат|Уголовное право
Авторство: gotovoe
Год: 2022 | Страниц: 16
Введение
Виды дисфункциональных семей
Проблема дисфункциональной семьи в психолого-педагогической литературе
Заключение
Список литературы
В современном мире все больше растет понимание семьи как определяющей не только развитие ребенка, но и, в конечном итоге, развитие всего общества. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует самоутверждению человека, стимулирует его социальную и творческую активность. Другими словами, в семье осуществляется первичная социализация ребенка. Как социальный институт семья призвана выполнять ряд функций (репродуктивную, экономическую и хозяйственно-бытовую, воспитательную, рекреационную и психотерапевтическую и др. функции) и имеет определенный социальный статус. Особенности социального статуса конкретной семьи определяют ее воспитательные возможности и характер детско-родительских отношений.
В настоящее время семья как социальный институт переживает тяжелый кризис. Утрачено значительное число семейных традиций, изменилось отношение родителей к детям, разрушен психологический микросоциум семьи. В новых кризисных условиях семья не готова взять полную ответственность за воспитание своих детей, так как изменившиеся экономические условия заставляют родителей большую часть своего времени искать источники к существованию в ущерб воспитания детей.
Пристальный интерес к семье объясняется и рядом других обстоятельств: ухудшением демографической ситуации в стране; усложнением воспитательных задач и ростом числа детей с девиантным поведением; усложнением психологического, эмоционального, духовного мира современного человека, ростом его потребностей, которые также формируются в семье.
Семье необходимо оказать педагогическую помощь, важность учитывать особенности условий семейного воспитания, направленность этой помощи на формирование у родителей педагогических знаний и умения последние эффективно использовать. В ходе развития общества процесс воспитания детей становится все более длительным и сложным. Это обусловлено действием многих факторов, главными из которых являются усложнение самой общественной жизни и удлинение периода детства. Семья в своей воспитательной деятельности стала все более нуждаться в помощи, как со стороны общества, так и со стороны педагогов.
Социальному педагогу , классному руководителю и учителям приходится сталкиваться с различными типами семей. Но первоочередная задача в работе с семьей группы риска, это разрешение кризисных ситуаций, которые чаще всего встречаются в семьях, в которых не обеспечиваются условия для развития каждого члена семьи. Такая семья носит название «неблагополучная» или семья «группы риска».
Общественное мнение, средства массовой информации и многие отечественные исследователи отмечают рост количества неблагополучных семей, что становится одной из самых острых проблем современной России.
Категория семей социального риска нуждается в высокопрофессиональной деятельности многих специалистов: психологов, наркологов, юристов. Однако социальному педагогу, классному руководителю и учителю отводится основная диагностическая, координирующая, правозащитная роль, так как именно он может оказывать помощь и детям, и родителям.
В научной литературе наряду с понятием «дисфункциональная семья» можно встретить такие понятия как: «неблагополучная семья», «деструктивная семья», «семья группы риска», «негармоничная семья» и др.
Об обязательном присутствии в дисфункциональной семье низкой самооценки, спутанных, нереалистичных и нечестных коммуникациях, ригидных, стереотипных, негуманных и ограничивающих правил поведения, наполненных страхом и угрозой или защищающихся социальных связях пишет Вирджиния Сатир (2000).
Целуйко В.М дает классификацию типов дисфункциональных семей в зависимости от факторов, влияющих на неблагополучие, разделяя их прежде всего на две большие группы, в каждой из которых есть несколько разновидностей.
К первой группе относятся семьи с явной (открытой) формой неблагополучия, это:
Отличительной их особенностью является ярко выраженный характер семейной деструктивности. В такое семье, как правило, ребенок испытывает физическую и эмоциональную отверженность со стороны родителей (недостаточная забота, неправильный уход и питание, физическое и сексуальное насилие, игнорирование душевного мира и переживаний).
Во вторую группу входят внутренне (со скрытой формой) неблагополучные семьи:
На внешнем уровне такие семьи производят благоприятное впечатление, но ценностные установки и поведение родителей оказывают незаметное, на первый взгляд, деструктивное влияние на личностное и нравственное формирование детей
Примером семьи первой группы являются семьи с зависимостью от психоактивных веществ, прежде всего от алкоголя и наркотиков. В таких семьях вся жизнь характеризуется непостоянством и непредсказуемостью, отношения деспотичны и негибки, используются эмоциональные репрессии, нельзя свободно выражать чувства и говорить о потребностях, многое держится на отрицании. Личностные и семейные границы размыты. Члены семьи испытывают дефицит внимания, и дети в этой ситуации учатся привлекать внимание любым, в том числе и девиантным, способом. В результате противоречивой системы воспитания, заставляющей думать ребенка, что это он виноват в происходящем, он недостаточно хорош, разрушается его самоуважение и самооценка.
Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших
экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!
Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!